П. Чайковский и русская музыка (175 лет со дня рождения) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    П. Чайковский и русская музыка
    (175 лет со дня рождения)

    23 декабря 2015

    Большой зал Консерватории

    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Геннадий Дмитряк, дирижёр
    Евгения Сегенюк (меццо-сопрано)
    Анджей Белецкий (баритон)
    Валентин Хмелев (тенор)

    В концерте принимает участие
    Духовая группа Центрального военного оркестра Министерства обороны Российской Федерации

    В программе:
    П. И. Чайковский
    (175 лет со дня рождения)
    Кантата «Москва» для солистов, хора и оркестра
    Торжественная увертюра «1812 год»
    «Что смолкнул веселия глас»
    Аренский
    «Анчар»
    Гречанинов
    «Над неприступной крутизною»
    Калинников
    «Элегия»
    Танеев
    «Восход солнца». Два хора из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я.Полонского»
    Рахманинов
    Фрагменты из Всенощного бдения

    12+

    Абонемент №82:

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга». 

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива. 

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. В юбилейном сезоне 2018/2019 Капелла провела музыкальный фестиваль с концертами в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 

    География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера. 

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения».

    31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». 

    (Пресс-служба Капеллы)

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джанкарло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Игоря Райхельсона, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Кузьмы Бодрова, Алексея Сюмака. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2021/22 оркестр представляет в Московской филармонии абонементные циклы в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2». Коллектив принимает участие в концертных циклах для детей и юношества и других проектах. В течение сезона с оркестром выступают дирижеры Александр Сладковский, Игорь Разумовский, Денис Власенко, солисты Алена Баева, Гайк Казазян, Вивиан Хагнер, Златомир Фанг, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Ольга Селиверстова, Ярослав Абаимов и многие другие.

    Геннадий Дмитряк

    Геннадий Дмитряк – хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных.

    Музыкант получил образование в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Его учителями и наставниками были прославленные музыканты Александр Юрлов, Кирилл Кондрашин, Лео Гинзбург, Геннадий Рождественский, Владимир Минин, Виктор Попов.

    Работал дирижером в Московском камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского, Театре оперы и балета имени Г. Лорки в Гаване, Московском камерном хоре, Государственном академическом русском хоре СССР п/у В. Минина, Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театре «Новая Опера».

    В 1991 году создал и до 2006 года возглавлял уникальный хоровой коллектив – Ансамбль солистов «Капелла “Московский Кремль”», на счету которого свыше 1 000 концертов, десятки гастрольных поездок.

    Наиболее полно творческий потенциал Геннадия Дмитряка раскрылся в должности художественного руководителя и главного дирижера Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова. Благодаря его высокому профессионализму и творческой энергии Капелла заняла ведущее место среди хоровых коллективов страны; значительно расширилась география российских и зарубежных гастролей коллектива, его репертуар пополнился сочинениями современной музыки.

    Геннадий Дмитряк выступает не только как хоровой, но и как симфонический дирижер. Это позволило Капелле реализовать ряд крупных музыкальных проектов в творческом союзе с известными симфоническими оркестрами: Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», МГАСО под управлением Павла Когана.

    Важное направление в творческой деятельности дирижера – исполнение сочинений современных композиторов России и бывшего СССР: Гии Канчели, Алемдара Караманова, Владимира Кобекина, Алексея Ларина, Александра Чайковского, Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке и других.

    Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей. Один из них – Музыкальный фестиваль «Любовь святая», возрождающий традиции проведения крупных вокально-симфонических концертов «юрловского стиля» – объединяющих на сцене и под открытым небом (в формате open air) большие составы оркестровых и хоровых профессиональных и любительских коллективов. Это также фестиваль «Кремли и храмы России», нацеленный на возрождение традиции исполнения хоровых сочинений отечественных композиторов в аутентичной атмосфере древних исторических памятников России. В 2016 году программа фестиваля «Кремли и храмы России» объединила концерты в храмах и монастырях Москвы, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Ярославля, Пскова, Костромы.

    Под началом Геннадия Дмитряка Капелла развивает общественную и просветительскую деятельность, выступая с программами из сочинений русской хоровой музыки в регионах России. Геннадий Дмитряк ведет разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества: дирижер являлся одним из инициаторов создания 1000-голосого Детского хора России; выступает председателем и членом жюри всероссийских хоровых фестивалей и смотров, в том числе, в Международном детском центре «Артек».

    Дирижер участвовал в исполнении и записи нового Гимна Российской Федерации, принимал участие в инаугурации Президента России В.В. Путина в 2004 году в Большом Кремлевском Дворце, был главным хормейстером сводных хоров в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне. В период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре в декабре 2011 года выступал главным хормейстером всех его культурных программ. Принимал участие в церемонии открытия и культурной программе Паралимпиады Сочи-2014.

    В общей сложности Геннадий Дмитряк выпустил свыше 20 компакт-дисков со студийными записями шедевров русской хоровой музыки. Среди них: тематические программы «Из золотого фонда Капеллы», «С любовью к России», «Душа грустит о небесах», «Да исправится молитва моя», Реквием Шнитке, «Всенощное бдение» Рахманинова, «Свадебка» Стравинского и «Курские песни» Свиридова. Преемственность юрловским традициям обнаруживает себя в особом отношении Геннадия Дмитряка к творчеству Георгия Свиридова. Под руководством дирижера коллектив осуществил студийную запись Антологии хоровых сочинений композитора.

    Указом Президента России Д. А. Медведева от 14 июня 2010 года за многолетнюю плодотворную деятельность и вклад в развитие отечественной культуры Геннадий Дмитряк награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Работа дирижера в области пропаганды лучших образцов русской духовной музыки, сохранения и преумножения христианских ценностей в современном обществе отмечена наградами Русской Православной Церкви – орденом святого благоверного князя Даниила Московского (2012), медалью «Славы и Чести» I степени (2017). В 2022 году Геннадий Дмитряк награжден Орденом Святого Благоверного Князя Александра Невского III степени.

    Евгения Сегенюк

    Евгения Сегенюк родилась в Москве в семье музыкантов. Окончила с отличием дирижерско-хоровой факультет Российской академии музыки имени Гнесиных (1994), вокальный факультет РАМ (1996) и ассистентуру-стажировку вокального факультета (1998). С 1997 года – стажер, с 1999 года – солистка оперной труппы Большого театра. Лауреат премии Попечительского Совета Большого театра (2005). Лауреат Всероссийского конкурса «Лидер года» в номинации «Лучшая оперная певица» (2007). Обладатель Гран-при XVII Международного фестиваля-конкурса Musica Classica (2015).

    В репертуаре певицы – Полина и Графиня, Ольга, Фёдор Басманов («Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского), Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Лель, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Римского-Корсакова), Бланш, Клариче, Гадалка («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел» Прокофьева), Фенена («Набукко» Верди), Вагнер («Дети Розенталя» Десятникова, мировая премьера), Балда («Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Праведникова, мировая премьера), Снежная Королева («История Кая и Герды» Баневича), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Сонетка («Катерина Измайлова» Шостаковича), партии в произведениях кантатно-ораториального жанра Россини, Перголези, Дворжака, Моцарта, Верди, Сальери, Бетховена, Малера, Чайковского, Вагнера. В частности, в 2003 году исполнила партию альта в симфонии-кантате «Песнь о земле» Малера (одноименный балет в постановке Королевского театра Ковент-Гарден, гастроли в Большом театре). Сыграла драматическую роль Катарите в балете «Тамаши» («Дух») на музыку группы KODО. 

    Специально для Евгении композитором Валерией Бесединой написана партия Екатерины Великой в опере «Самозванка» («Государыня»). Певица имеет также обширный камерный репертуар, постоянно выступает с сольными программами. В соавторстве с Ларисой Голушкиной написала и осуществила постановку пьесы «Николай Голованов. Сокровенное», в основу которой легли романсы Голованова в исполнении Евгении Сегенюк (2015). Участница проекта режиссера Олега Найденышева «Рок и Опера». 

    Исполнила партию Хозяйки замка в российской премьере оперы Сибелиуса «Дева в башне» и партию Кащеевны в опере «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова (оркестр Musica Viva, дирижер Олли Мустонен) на закрытии IV фестиваля «Опера Априори». 

    Сотрудничала с выдающимися дирижерами, в числе которых Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Гинтарас Ринкявичюс, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Михал Клауза и другие; с известными режиссерами, такими как Борис Покровский, Франческа Дзамбелло, Петер Конвичный, Александр Титель, Эймунтас Някрошюс, Александр Сокуров, Лев Додин, Сергей Женовач, Римас Туминаc, Дмитрий Белянушкин, Питер Устинов, Валерий Фокин, Евгений Арье. 

    Неоднократно принимала участие в авторских концертах Тихона Хренникова и записях его произведений. Гастролирует по России и за рубежом – в Южной Корее, Италии, Гонконге, Польше, Словении, Великобритании, Финляндии, Латвии, Греции, Японии, Марокко, Иордании, Украине, Норвегии, Дании. Преподавала в РАМ имени Гнесиных.

    Анджей Белецкий

    Анджей Белецкий окончил Тульское музыкальное училище по классу фортепиано (1990) и Российскую академию театрального искусства по классу «Артист музыкального театра» (1995). В 1992–1996 гг. – солист капеллы «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка. 

    В 1995 году стал солистом Московского театра «Геликон-опера», где исполнял ведущие партии баритонового репертуара, в том числе Онегина и Елецкого («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского), Квартального («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Амонасро и Форда («Аида» и «Фальстаф» Верди).

    С 2001 года – солист театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где выступает в операх «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского (Томский, Елецкий, Златогор, Эбн-Хакиа), «Князь Игорь» Бородина (Игорь Святославич), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Григорий Грязной), «Демон» Рубинштейна (Демон), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Фигаро), «Лоэнгрин» Вагнера (Фридрих фон Тельрамунд), «Набукко», «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Трубадур» Верди (Набукко, Риголетто, Жермон, Амонасро, Граф ди Луна), «Кармен» Бизе (Эскамильо), «Лючия ди Ламмермур» и «Мария Стюарт» Доницетти (Энрико и Тальбот), «Джанни Скикки» Пуччини (Джанни Скикки), «Паяцы» Леонкавалло (Тонио) и др.; партии в театрализованных представлениях Bravissimo!, «Россини», «Мария Каллас», Viva Verdi!, в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа и др. В 2012 году на фестивале «Крещенская неделя в Новой опере» исполнил партию Иисуса в библейской кантате «Христос» Респиги (российская премьера). 

    В 2012 году дебютировал в Большом театре России в роли Мизгиря («Снегурочка» Римского-Корсакова), позже исполнил на этой сцене партии Григория Грязного, Набукко и Риголетто. 

    Выступает на крупнейших сценах Москвы, среди которых Московский международный Дом музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал консерватории. Концертирует с ведущими коллективами – Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Российским национальным оркестром, Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Московским государственным академическим камерным хором. В числе дирижеров, с которыми он сотрудничал, – Эри Клас, Владимир Андропов, Александр Анисимов, Михаил Грановский, Эдуард Грач, Михаэль Гюттлер, Павел Коган, Феликс Коробов, Теодор Курентзис, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Константин Орбелян, Дмитрий Орлов, Андрей Петренко, Владимир Понькин, Александр Рудин, Александр Сладковский, Владимир Федосеев. 

    В дискографии певца – DVD-запись медиа-оперы Ираиды Юсуповой «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе» (партия Альберта Эйнштейна, 2006), CD «Псалмы царя Давида» Виктора Аграновича на стихи Наума Гребнева (2013). 

    Дипломант Международного конкурса «Романсиада» (2001), лауреат Международного конкурса «Пилар – 2007»; кавалер ордена «За возрождение России. XXI век», лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова.