Точки, линии, зигзаги: Романтизм сложности : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Точки, линии, зигзаги: Романтизм сложности

    29 мая 2009

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда

    Закрытие сезона

    Исполнители:

    Солисты Московского ансамбля современной музыки:
    Михаил Дубов (фортепиано)
    Олег Танцов (кларнет, бас-кларнет)
    Иван Бушуев (флейта)

    В программе:

    Антон Сафронов
    sentimento - ...CODA памяти Эдисона Денисова для фортепиано соло

    Олег Пайбердин
    Clarctic для кларнета соло и резонирующего фортепиано

    Брайан Фернейхоу
    Мечтательная песня Кассандры для флейты соло

    Софья Губайдулина
    Точки, линии, зигзаги для бас-кларнета и фортепиано

    Лючано Берио
    Wasserklavier - Erdenklavier для фортепиано соло

    Роберто Рускони
    Lamentazione для кларнета соло

    Сальваторе Шаррино
    Легкие ветры вдалеке для флейты соло

    Юрий Каспаров
    Вариации для кларнета и фортепиано

    Концерт проводится при поддержке:
    Ernst von Siemens Musikstiftung
    Итальянского института культуры в Москве

    О проекте:

    Этот концерт является частью международного проекта «Россия – Европа. Окна в современную музыку», который проходит в текущем 2009 г. в Москве и российских регионах при поддержке Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Германия).

    В настоящей программе исполняются произведения композиторов России, Италии и Великобритании трех творческих поколений: мэтров послевоенного музыкального авангарда (Софьи Губайдулиной, Лючано Берио и Брайана Фернейхоу), представителей поставангардной эстетики (Юрия Каспарова и Сальваторе Шаррино), а также молодых композиторов (Антона Сафронова, Олега Пайбердина и Роберто Рускони). Название пьесы Софьи Губайдулиной Точки, линии, зигзаги дало программный заголовок всему концерту, который собирает в единое целое произведения для сольных инструментов или маленьких ансамблей, различные по своей эстетике и языку. Здесь сочетаются между собой все три заявленные музыкальные идеи: мелодическое начало (линии), звуковой пуантилизм (точки) и полифоническая прихотливость (зигзаги).

    О композиторах:

    Антон Сафронов (1972) окончил Московскую консерваторию (у Эдисона Денисова), где преподаёт в настоящее время. Стажировался в Берлинском Университете искусств (у Вальтера Циммермана) и Высшей школе музыки г. Карлсруэ (у Вольфганга Рима). Член Группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа).
    «Для меня сочинение музыки – стремление к выражению, возможному лишь за пределами человеческой речи. Это требует постоянного поиска как можно более индивидуального музыкального высказывания, внятных и выразительных музыкальных метафор – от одного сочинения к другому всякий раз по-своему, без оглядки на узкие эстетические рамки. Возможность быть современным заключается для меня не в зависимости от стилевых и идеологических штампов сегодняшней музыки, а, напротив, – начинается там, где они преодолеваются».

    Олег Пайбердин (1971) окончил Уральскую консерваторию у Анатолия Нименского. Брал мастер-классы Авета Тертеряна по оркестровке и Сергея Беринского по композиции. Один из основателей и руководителей екатеринбургской Мастерской новой музыки AUTOGRAPH.
    В музыке Олега Пайбердина привлекает органичность и чистота письма, эмоциональная насыщенность, пластичность и незаданность формы. Язык простой, но при этом никакого трафарета, ничего не делается по инерции или в силу привычки, всё прослушано и заново выверено слухом, поэтому звучит очень свежо. Много диатоники, но это не архаичная тональность, а модальность. В новой диатонике писать трудно, приходится идти по лезвию бритвы, чтобы не потерять остроту и напряженность звучания. О.Пайбердину это удается.

    Музыка английского композитора Брайана Фернейхоу (1943) до сих пор вызывает массу споров у него на родине и за ее пределами. С его именем связано течение так называемой «новой сложности» в музыкальном искусстве, возникшее в 1970-е гг. в ответ на увлечение многих композиторов стилизациями, примитивизмом, перфомансами и прочим, уводящим музыку с авангардного пути. Композитор разработал новый способ сочинения музыки, построенный на сложнейших математических закономерностях, оставив при этом ей бурные, часто перехлестывающие через край — и столь же сложные — эмоции. Поэтому о Фернейхоу часто говорят как о «позднем романтике» авангарда.

    До начала 1980-х музыка Софьи Губайдулиной (1931) редко звучала в СССР и была почти неизвестна за границей. Ее известность укрепилась после 1985, когда она начала выезжать за границу и получать заказы из разных стран. В основе большинства ее партитур лежит идея антитезы (что отражено в заглавиях ряда ее произведений: «Шум и тишина», «Светлое и темное», «Сад радости и печали», «Слышу... умолкло...», Pro et contra, «Чёт и нечет», «Два пути [посвящение Марии и Марфе]» и т. д.). Фундаментальное значение для Губайдулиной имеет противопоставление «земного» (развивающегося, материального) и «небесного» (статичного, идеального) начал. Центральный символ, вокруг которого строится весь художественный мир Губайдулиной – распятие, сочетающее в себе вертикаль вечного Божественного смысла и горизонталь реального времени. В поисках новых средств и форм для передачи религиозно-мистических идей Губайдулина экспериментирует с нетрадиционными приемами игры, необычными сочетаниями инструментов, математическими структурами (числами Фибоначчи и др.), которые она наделяет глубоким символическим смыслом.

    Лучано Берио (1925-2003) – один из крупнейших композиторов Италии послевоенного времени, создатель множества новаторских концепций в музыке 1950-1960-х гг., принадлежит в то же время к самым ярким продолжателям итальянских музыкальных традиций на современном этапе развития музыкального искусства. Работа с человеческим голосом и его возможностями, дотоле не использовавшимися композиторами (чему способствовал супружеский союз Берио с одной из самых ярких исполнительниц современной вокальной музыки, американкой Кэти Бербериан), рассмотрение через эту призму новых возможностей инструментов (результатом чего явился огромный цикл виртуозных сольных этюдов почти для всех оркестровых инструментов — «Sequenzi»), наконец, новое понимание роли стиля и жанра в музыкальной композиции под влиянием философии постмодернизма (открытие полистилистики, так повлиявшей на искания многих композиторов в 1970-е гг., в частности, Альфреда Шнитке) — все это обеспечило Берио место одного из ведущих композиторов второй половины истекшего столетия.

    Роберто Рускони (1972) с раннего детства проявлял интерес как к классическому, так и современному музыкальному искусству. В своем творчестве он апеллирует к моделям музыки разных эпох, от старинных церковных жанров до современных синкретических мультимедийных форм. Его музыка интересна сочетанием рационального подхода с интуитивным началом. При этом она всегда коммуникабельна и открыта для широкого слушателя. Это качество его музыки удивительно сочетается с тем, что он одинаково комфортно себя ощущает как в своем родном «темпераментном» городе Венеции, так и в «холодной» Великобритании, где он проживает с 1994 г. Роберто Рускони является организатором и художественным руководителем крупного международного венецианского фестиваля Intrasonus.

    Итальянский композитор Сальваторе Шаррино (1947) известен тем, что в своем инструментальном «почерке» работает на границе звука и тишины, добиваясь от инструментов звучаний, часто находящихся у самого порога слуха. Шаррино стал первым композитором, который пытался и пытается трактовать звуковые события как живой организм. Его музыка начинается на границе неощутимого, где соприкасаются физиология и тишина. Диаграмма дыхания создает драматическое напряжение, и чем его колебания мельче, тем более заостряется наше восприятие. Обновление восприятия под углом зрения звуковой экологии Шаррино — вот что привлекает в его музыке.

    Юрий Каспаров (1955) – русский композитор. В 1978 г. окончил Московский энергетический институт, а в 1991 г. – Московскую консерваторию (был аспирантом Э. Денисова). За первое свое крупное сочинение – симфонию «Герника» [1984) – получил премию на Всесоюзном композиторском конкурсе. За ней последовали Вторая симфония – «Крейцерова», «Линкос» для ансамбля, Ave Maria для 12 солистов с инструментальным сопровождением (премия на композиторском конкурсе им. Гвидо д'Ареццо в Италии), «Шёнберг-пространство» для ансамбля. Однако, постепенно в творчестве Ю. Каспарова наметился определенный сдвиг от масштабов симфонических в сторону сочинений камерной ориентации. Отчасти это связано с возникновением по инициативе Ю. Каспарова Московского ансамбля современной музыки – первоначально при Московской ассоциации современной музыки. В настоящее время Ю. Каспаров – художественный руководитель этого коллектива.

    На основе материалов Ф.Софронова, А.Сафронова, А.Щетинского, В.Коршуновой

    Московский Ансамбль Современной Музыки | МАСМ

    Основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при поддержке лидера новой отечественной музыки, классика ХХ столетия Эдисона Денисова. МАСМ одним из первых начал исполнять за рубежом новейшую российскую музыку, а в России – творчество современных зарубежных авторов. Сегодня базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Основная задача коллектива – представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов: на счету МАСМ более 1000 российских и мировых премьер. Особое место в репертуаре ансамбля занимает русский музыкальный авангард ХХ века. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинсстаг и другие.

    Ансамбль записал более 50 CD, выпущенных ведущими лейблами России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как «Другое пространство» (Москва), Московская биеннале современного искусства, Дягилевский фестиваль (Пермь), «Варшавская осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Участвовал в создании ряда значительных проектов: «Машина» в МХТ (режиссер Кирилл Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства(Москва) и Эрмитажном театре (Санкт-Петербург), «Цвет-символ-звук» в ММДМ, «Москва» в Cité de la musique (Париж), оперный сериал «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский». 

    Важное направление деятельности коллектива – просветительские концерты-лекции и мастер-классы, которые проходят по всей России. МАСМ – инициатор создания уникального ежегодного проекта: Международной академии молодых композиторов в Чайковском (Пермский край), где по приглашению ансамбля преподают Беат Фуррер, Оскар Бьянки, Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие композиторы с международной известностью. В 2018–2022 гг. при участии МАСМ проходили «Композиторские читки» Союза композиторов России – четырехдневный интенсив, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные наставления. 

    МАСМ входит в Международное общество современной музыки (ISCM, 2005). В 2013 году спектакль «Полнолуние» с участием МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». В 2021 году МАСМ стал лауреатом Московской Арт Премии, в 2022 году – лауреатом Грантов Мэра Москвы. Ежегодно дает более 70 концертов в России и за рубежом.