«Три взгляда» : Московская государственная академическая филармония

    «Три взгляда»

    29 октября 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Сергей Карякин (художественное слово)
    Алексей Чернов (фортепиано)
    В программе:
    И. С. Бах
    Токката соль минор, BWV 915
    Рахманинов
    Этюд-картина до минор, соч. 39 № 7
    Этюд-картина ре мажор, соч. 39 № 9
    Прелюдия соль мажор, соч. 32 № 5
    Скрябин
    Две поэмы, соч. 32
    Соната № 5, соч. 53
    Поэма «К пламени», соч. 72

    В. Суриков – Автопортрет, «Боярыня Морозова»

    В. Серов – Автопортрет, Портрет К.П.Победоносцева, «Солдатушки, бравы ребятушки», Портрет графини Орловой, Портреты С.В.Рахманинова и С.И.Мамонтова, «Девочка с персиками», «Летом. Портрет О.Ф.Серовой»

    М. Врубель – Автопортрет, «Демон», «Царевна-Лебедь», Портрет Н.И.Забелы-Врубель, панно «Принцесса Грёза» (фрагмент)

    Фотографии из архивов семей Третьяковых и Мамонтовых

    Л. Толстой – «Война и мир» (фрагменты из романа)

    12+

    Абонемент №210А:

    «Впередсмотрящий – 2»
    («Быть или казаться»)

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Сергей Карякин

    Сергей Карякин – российский актер театра и кино. Родился в 1972 году в Томске. В 1997 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Авангарда Леонтьева). 

    В 1997–1998 гг. работал в Московском Новом драматическом театре, в 1999–2004 гг. – в Московском театре имени Н. В. Гоголя. В 2002–2005 гг. сотрудничал с Музыкальным театром «Амадей». В 2005 году удостоен молодежной премии «Триумф».

    Среди театральных ролей – Ромео («Ромео и Джульетта» по Шекспиру, Томский ТЮЗ), Ковбель («Журден» по Мольеру, Новый драматический театр), Игорь («Зверь-машка» по Мирошниченко, Театр имени Н. В. Гоголя), Полли Бейкер («Что тот солдат, что этот» по Брехту, Театр имени Н. В. Гоголя), Поэт («Царица Тамара», проект «Открытая сцена»), Сергей Есенин (Фантазия-воспоминание по поэме Есенина «Анна Снегина» и произведениям Рахманинова и Вертинского, Музыкальный театр «Амадей»), Веничка Ерофеев («Москва-Петушки. Поэма», моноспектакль Сергея Карякина) и другие. 

    Снимался в фильмах и сериалах «В круге первом», «Сверчок за очагом», «Атлантида», «Стилет», «Ключи от бездны», «Мой муж – гений», «Большая игра», «Танец горностая», «Бедная Настя», «День отчаяния», «Клад могилы Чингисхана», «Высший пилотаж», «Обратная сторона луны», «Иван Денисович» и других. 

    Сотрудничает с Московской филармонией, где в чтецкий репертуар артиста вошли «Война и мир» Льва Толстого, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

    Алексей Чернов

    Родился в 1982 году в семье музыкантов. Начал заниматься музыкой с самого раннего возраста. В шесть лет был принят в школу Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории (педагог Н. Д. Рогаль-Левицкая). С 4 класса продолжил занятия в Центральной Музыкальной Школе при МГК им. П. Чайковского в классе К. А. Шашкиной. В 2000 году окончил ЦМШ по двум специальностям: фортепиано (педагог профессор Н. В. Трулль) и композиция (педагог профессор Л. Б. Бобылёв). В 2005 году с отличием завершил обучение на фортепианном факультете Московской консерватории, а в 2008 в аспирантуре. С 2008 по 2010 год учился в аспирантуре Королевского музыкального колледжа в Лондоне у профессора Ванессы Латарш, в 2011 там же получил Artist diploma in performance (высший диплом для музыкантов-исполнителей).

    Преподает в Центральной Музыкальной Школе при МГК с 2006 года.

    Ещё в годы учёбы в ЦМШ стал лауреатом нескольких юношеских конкурсов, также лауреатом стипендии им. А. Скрябина, которая открыла Алексею путь к фестивалям скрябинской музыки в разных городах мира. Позже был удостоен чести исполнить в рамках одного концерта три последние сонаты Скрябина на мемориальном рояле в музее композитора в Москве, за которым они и были написаны.

    В возрасте 15 лет получил приглашение от Михаила Плетнёва и Российского национального оркестра выступить в качестве солиста с Первым фортепианным концертом С. Прокофьева, который успешно исполнил в Большом Зале Московской консерватории в феврале 1998 года.

    В годы учебы в Московской консерватории был удостоен разных стипендий и наград, в том числе специальной именной стипендии Федерального агентства по культуре РФ, специальной стипендии фонда «Русское исполнительское искусство», стипендии Управления культуры и досуга Центрального административного округа г. Москвы…

    Алексей Чернов является лауреатом более 20 международных конкурсов (более 10 первых премий). В Москве Алексей Чернов становился лауреатом IV международного конкурса А.Скрябина в 2008 году и XIV международного конкурса им. П. Чайковского в 2011.

    Имеет обширный разностилевой репертуар, в котором значительное место занимают фортепианные концерты. Регулярно концертирует в городах России и за рубежом, участвует в разных фестивалях. Принимал участие в фестивалях “Crescendo”, Ю. Башмета в Минске и многих других… Сотрудничал с дирижерами М. Плетнёвым, Р. Мартыновом, А. Сладковским, Н. Цнайдером, В. Раевским, А. Анисимовым, Т. Микельсеном, Г. Ринкявичусом, В. Сиренко, Д. Яблонским, Э. Батизом, С. Смбатяном и другими.

    Алексей Чернов имеет ряд релизов на CD в разных странах. В том числе диск с музыкой Скрябина из серии «Созвездие классики», выпущенный компанией Мегалайнер рекордс. Готовятся к выходу еще несколько дисков.

    Как композитор Алексей Чернов является автором ряда сочинений разнообразных форм и жанров. Наибольшую долю в его композиторском творчестве занимает фортепианная музыка, но также уделено внимание камерным и симфоническим сочинениям. Алексей Чернов часто включает свои фортепианные сочинения в камерные и сольные концертные программы. Сотрудничает с разными композиторскими организациями, и его сочинения с успехом исполняются в рамках фестивалей современной музыки. В 2002 году А.Чернов становился дипломантом и обладателем специального приза конкурса композиторов имени А. Скрябина. В его музыке чувствуется глубоко трепетное отношение к классическому наследию русской музыки. В то же время, ей не чужды и своеобразно преломляемые авангардные влияния.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    Словарь юного меломана.
    О скерцо, Сметане, Сибелиусе,
    Сен-Сансе и Стравинском.
    Артем Варгафтик

    25.10.2014

    В программе:
    И. С. Бах
    «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор, BWV 1067
    Бетховен
    Скерцо из Струнного квартета № 1 фа мажор, соч. 18 № 1
    Бородин
    Скерцо из Струнного квартета № 1 ля мажор
    Сметана
    IV часть (Vivace) Струнного квартета ми минор «Из моей жизни» (фрагмент)
    Сибелиус
    II часть (Vivace) из Струнного квартета си-бемоль мажор, соч. 4
    Стравинский
    Две части из цикла «Три пьесы для струнного квартета»
    Сен-Санс
    «Лебедь» из зоологической фантазии «Карнавал животных»

    Камерный зал Филармонии

    Музыка Духа. Забытая русская проза

    11.10.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

    06.04.2014