«Коррида Пабло Пикассо» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Коррида Пабло Пикассо»

    4 февраля 2017

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Иван Кокорин (художественное слово)
    Хироко Иноуэ (орган-позитив)
    Владимир Колесников (гитара)
    Алексей Холодов (фортепиано)
    В программе:

    П.Пикассо – Автопортрет, картины, рисунки. Фотографии 

    М.Шагал, А.Руссо, А.Матисс – Автопортреты, картины

    Э. Хемингуэй – «Непобежденный», рассказ из сборника «Мужчины без женщин» (фрагменты)

    Ж. Гийю
    «Поэтично и мечтательно» из цикла «Мистические пьесы» 

    К. Дебюсси
    «Маленький пастух» из цикла «Детский уголок»
    «Девушка с волосами цвета льна» – прелюдия из цикла «24 прелюдии для фортепиано» (I том) 

    Т. де Санта Мария
    Из “Arte de Tañer Fantasia”

    И. Альбенис
    «Астурия» (фрагмент)
    Импровизации в стилях Taranta, Malagueña, Segúiriyas

    12+

    Абонемент №210А:

    «Впередсмотрящий – 2»
    («Быть или казаться»)

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Иван Кокорин

    Иван Кокорин родился в 1979 году в Загорске (Сергиев Посад). Окончил Школу-студию МХАТ (2000, курс Дмитрия Брусникина и Евгения Лазарева).

    На четвертом курсе дебютировал на малой сцене МХТ имени А. П. Чехова в спектакле «Бабье Царство» Аллы Покровской.

    В том же году впервые снялся в кино – в эпизодической роли в фильме «Брат-2» Алексея Балабанова (2000). В дальнейшем снимался в фильмах Михаила Козакова, Зиновия Ройзмана, Аллы Суриковой, Светланы Дружининой, Владимира Наумова, Сергея Урсуляка, Андрея Кончаловского. В фильмографии артиста – около 75 работ, среди которых кинокартины «Последний бронепоезд», «Братья Карамазовы», «Дом Солнца», «Я дождусь», «Откровения», «Истребители. Последний бой», «Последний рубеж», «Бендер. Последняя афера». В числе заметных ролей – Немой в фильме «Шик» Бахтиёра Худойназарова (2003), Рядовой Чугайнов в фильме «9 рота» Фёдора Бондарчука (2005).

    На театральной сцене сыграл роли в спектаклях «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» (Театр имени Вл. Маяковского, в 2018 году номинировался за эту роль на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая мужская роль второго плана»), «За столиком в любимой кафешке» (Театр «Русская песня») и др.

    Выступает с музыкально-поэтическими концертами. С 2012 года участвует в чтецких программах Московской филармонии.

    Куратор актерской мастерской в киношколе Александра Митты, где разработал авторский курс «Мастерство актера в кадре».

    Номинант на литературную премию «Поэт года» в категории «Дебют» (2022).

    Принимал участие в Эстафете олимпийского огня Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014).

    Хироко Иноуэ

    Хироко Иноуэ родилась в Осаке (Япония). Обучалась в Университете искусств Киото, затем в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК (класс фортепиано профессора Наума Штаркмана, класс органа профессора Алексея Паршина). Изучала историческое исполнительство под руководством профессора Тео Йеллема в Консерватории Принца Клауса в Гронингене (Нидерланды). Стипендиат Министерства культуры Японии.

    Победительница конкурса пианистов в Сакаи (Япония), III Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге. Лауреат и дипломант органных конкурсов имени Марчелло Галанти в Италии, Валерия Кикты в Москве и имени Микаэла Таривердиева в Калининграде. Обладатель приза фестиваля Петра Великого в Гронингене (2006).

    С 2006 года – солистка Калининградской областной филармонии. Параллельно ведет активную концертную деятельность в Москве, других городах России и за рубежом. 

    В числе сольных программ исполнительницы – монографические концерты из произведений И. С. Баха, Микаэла Таривердиева, органная музыка Франции и др. Она выступает с Камерным оркестром Калининградской филармонии, Государственным академическим камерным оркестром России, в ансамбле с Владиславом Лавриком (труба), Вероникой Кожухаровой (саксофон), Жан-Пьером Стайверсом (орган). 

    Сотрудничает с вокалистами (концертные программы Ave Maria, «Приглашение в оперу» и др.) и мастерами художественного слова («Куда ведет нас сладкий путь любви?» с Чулпан Хаматовой, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» с Сергеем Карякиным и др.). На протяжении многих лет принимала участие в просветительских концертах лектора-музыковеда Светланы Виноградовой.

    С 2007 года регулярно знакомит поклонников органного искусства в России с современной музыкой Японии (Косаку Ямада, Иссеи Цукамото, Мичио Мияги), исполняя ее в сольных программах и в ансамблях с музыкантами из Юго-Восточной Азии. 

    В 2016–2010 гг. вела класс органа в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. 

    В 2020 году получила специальный приз «За создание культурных мостов» в рамках первой всероссийской премии «Органист года».

    Владимир Колесников

    Владимир Колесников — московский гитарист-виртуоз, композитор, импровизатор и аранжировщик, получивший признание у испанских экспертов в области гитары фламенко. Участник международных фестивалей гитары фламенко и инструментальной музыки, финалист конкурсов фламенко Viva Espana в 2011 и 2012 годах.

    Музыкант исполняет как произведения, ставшие классикой гитарной музыки (с сохранением традиций лучших испанских мастеров гитары), так и авторские композиции в различных жанрах фламенко, классической, эстрадной, народной и современной музыки.

    Владимир Колесников является создателем уникальных концертных программ, можно сказать, своего собственного концертного стиля, в основу которого помимо фламенко легло исполнение абсолютно разной музыки, с использованием всего богатства технических приемов и всей палитры красок гитары фламенко. С 2013 года Владимир, пожалуй, единственный гитарист фламенко в Москве, дающий сольные концерты подобного масштаба.

    Испанцы о нем говорили: «Виртуоз, который играет с душой!». Он открыл московской и российской публике многие, широко известные за границей (от Испании до США) произведения, сделав свои вариации и интерпретации, переложив, обработав и исполнив их абсолютно по-новому. А авторские композиции Колесникова получили самую высокую оценку зарубежных и российских музыкальных коллег.

    Алексей Холодов

    Алексей Холодов родился в 1978 году в Бишкеке (Киргизия), где окончил Музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева (класс Тамары Карелиной). Затем обучался в классе профессора Аркадия Севидова в Российской академии музыки имени Гнесиных, ассистентуре-стажировке РАМ и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Лауреат Международного конкурса пианистов «Эвтерпа» в Корато (Италия, 2010, I премия; 2012, III премия), дипломант Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Киеве (2001), удостоен специального приза на Международном конкурсе имени Иоганнеса Брамса в Пёртшахе (Австрия, 2001).

    Выступает с сольными и камерными концертами в залах Москвы, городах России, Украины, Кыргызстана, Германии, Австрии и Италии. На протяжении многих лет сотрудничает с Московской филармонией, принимал участие в авторских концертных циклах Светланы Виноградовой. В настоящее время – участник литературных абонементов Антонины Кузнецовой. Часто выступает в проектах фонда «Бельканто». 

    С 2018 года преподает специальное фортепиано в Детской музыкальной школе при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена.