V Большой фестиваль РНО

    15 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский национальный оркестр
    Дирижёр – Миша Дамев
    Миша Брюггергосман (сопрано, Канада)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    Дебюсси
    Сарабанда (оркестровка М. Равеля)
    Равель
    «Шехеразада» – вокальный цикл для сопрано и оркестра на слова Тристана Клингзора
    «Вальс» – хореографическая поэма для оркестра
    Гершвин
    Песни (аранжировка Уильямса):
    Embraceable you («Обнимая тебя»)
    By Strauss («Мелодия Штрауса»)
    I've got a crush on you («Я влюблен в тебя»)
    «Кэтфиш-Роу» – симфоническая сюита на темы из оперы «Порги и Бесс»
    Summertime – колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

    12+

    Абонемент №14:

    V Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    По сложившейся традиции, сезон Московской филармонии открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра. В нынешнем году эта уникальная для России культурная акция проводится уже в 5-й раз. За прошедшие годы фестиваль стал одним из самых заметных музыкальных событий Москвы, точкой отсчёта нового сезона и одновременно одной из его вершин. Исключительное разнообразие жанров (симфонические и камерные программы, хоровые и балетные вечера, оперные постановки, литературно-музыкальные композиции, джазовые концерты), изысканные программы и участие звёзд мирового музыкального искусства снискали фестивалю высокую репутацию у московской публики и не менее восторженные отзывы специалистов и критиков.

    Фестиваль 2013 года, отмечающий ныне свой первый юбилей, не станет исключением. Среди его участников — скрипачи Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» и Изабель Фауст (Германия); одна из самых обаятельных пианисток современности француженка Элен Гримо; оперные дивы Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада), Анита Хартиг (Румыния), Бернарда Финк (Аргентина); Московский камерный хор под управлением Владимира Минина; дирижёры Миша Дамев (Швейцария), Хориа Андрееску (Румыния), Ален Альтиноглу (Франция).

    Вершинами фестивальной афиши, несомненно, станут исполнения редко звучащей оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» и Второй симфонии «Воскресение» Г. Малера.

    Художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв выступит в трёх амплуа: как художественный руководитель фестиваля, дирижёр и пианист.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Миша Дамев

    Швейцарский маэстро Миша Дамев — потомственный музыкант. Первые уроки музыки он получил у своего деда, известного болгарского дирижера. Учился Музыкальной школе при Софийской консерватории, а после переезда семьи в Швейцарию — в Базельской консерватории, которую будущий дирижер закончил как пианист в 1986 году. Совершенствовался у Алексиса Вайсенберга в Париже и у Никиты Магалова в Женеве.

    В течение ряда лет Миша Дамев с успехом гастролировал в разных странах как пианист, но в 1993 году принял решение оставить сольную карьеру и полностью посвятить себя дирижированию. Он учился у профессора Карла Остеррайха в Вене, а затем стажировался у Мариса Янсонса в филармоническом оркестре Осло.

    Миша Дамев выступал с симфоническими оркестрами Софийского радио, Софийской государственной оперы. В России он известен как постоянный приглашённый дирижёр Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

    С 2007 года Миша Дамев руководит программой «Культурный процент», осуществляемой крупнейшим швейцарским концерном MIGROS и направленной на сближение классической музыки с широкими массами населения, а начинающих музыкантов — с признанными мэтрами.

    Миша Брюггергосман

    Миша Брюггергосман - одна из ведущих молодых певиц современности. Критики нередко называют ее последовательницей двух других темнокожих примадонн - Джесси Норман и Леонтины Прайс. На церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Ванкувере в феврале 2010 года миллионы телезрителей смогли услышать ее голос: в исполнении Миши Брюггергосман прозвучал Олимпийский Гимн.

    Сегодня Миша является эксклюзивной артисткой звукозаписывающего гиганта Deutsche Grammophon. Ее первый диск «Сюрприз», в который вошли сочинения Арнольда Шенберга, Эрика Сати и Уильяма Болкома, долгое время считался одним из самых ярких и успешных дебютов. Ее последний диск под названием «Ночь и сновидения» (Night and Dreams) составили песни Моцарта, Брамса, Штрауса, Шуберта, Дебюсси, Форе и Дюпарка. В числе других ее работ – альбомы «Сказать так много» (So much to tell) и «Экстаз» для CBC records, а также Девятая симфония Бетховена и цикл Вагнера «Пять песен на стихи Матильды Везендонк», записанные совместно с Симфоническим оркестром Кливленда под управлением Франца Вельзер-Мёста для Deutsche Grammophon.

    На оперных сценах Миша исполняет партии Электры («Идоменей»), мадам Лидуан («Диалоги кармелиток»), Лю («Турандот»), сестры Роуз («Мертвец идет» Джейка Хегги). Исполнительница также получила признание как концертирующая певица. С сольными программами она выступала в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Кеннеди-центр (Вашингтон), Уигмор-холл (Лондон), а также на фестивалях в Эдинбурге, Вербье и Бергене, в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки.

    Певица сотрудничает с лучшими оркестрами мира, в числе которых Чикагский и Бостонский симфонические оркестры, Нью-Йоркский филармонический, симфонические оркестры Кливленда и Сан-Франциско, Лондонский симфонический и Израильский филармонический оркестры. Она работала с выдающимися дирижерами современности, такими как Даниэль Баренбойм, Даниэль Хардинг, Майкл Тилсон Томас, Франц Вельзер-Мёст, сэр Эндрю Дэвис и Густаво Дудамель.

    Среди последних значимых выступлений исполнительницы – ее концерты в Карнеги-холле (Нью-Йорк), Уигмор-холле (Лондон), Концертхаусе (Вена), в залах Дортмунда, Парижа и Мюнхена, а также сольные туры с Ensemble Intercontemporain под руководством Пьера Булеза и Камерным оркестром Базеля. Она продолжает сотрудничество с Симфоническим оркестром Кливленда, а также появляется на оперных сценах: в недавнем прошлом она спела в постановке оперы «Мертвец идет» в Хьюстоне, партию Вителии («Милосердие Тита») в Торонто и партию Дженни в опере «Расцвет и падение города Махагони» в постановке Королевского театра (Мадрид).

    В прошлом сезоне состоялся дебют исполнительницы с Берлинским филармоническим оркестром – она участвовала в концертном исполнении оперы «Порги и Бесс» Гершвина под управлением Саймона Рэттла.

    Миша Брюггергосман много сил и времени отдает благотворительности, имеет звание посла нескольких международных благотворительных организаций.