V Большой фестиваль РНО.
    «Кремерата Балтика» и Гидон Кремер
    в гостях у РНО.
    Искусство инструментовки

    12 сентября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Камерный оркестр «Кремерата Балтика»
    Гидон Кремер (скрипка)
    Михаил Плетнёв (фортепиано)

    Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнев

    В программе:
    И. С. Бах
    Раскатов
    Прелюдия и фуга ре минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» для камерного оркестра
    Й. Гайдн
    Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор, соч. 21
    Бетховен
    Соната № 10 для скрипки и фортепиано соль мажор
    Шуберт
    Соната для скрипки и фортепиано ля мажор («Большой дуэт»)

    Тикмайер
    «Памяти Гульда: Гольдберг-вариации» для скрипки и камерного оркестра(посвящается Гидону Кремеру и ансамблю Академии Кронберга)

    Кисин
    Ария из «Гольдберг-вариаций» для скрипки и камерного оркестра(посвящается Гидону Кремеру и ансамблю Академии Кронберга)

    12+

    Абонемент №14:

    V Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

    По сложившейся традиции, сезон Московской филармонии открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра. В нынешнем году эта уникальная для России культурная акция проводится уже в 5-й раз. За прошедшие годы фестиваль стал одним из самых заметных музыкальных событий Москвы, точкой отсчёта нового сезона и одновременно одной из его вершин. Исключительное разнообразие жанров (симфонические и камерные программы, хоровые и балетные вечера, оперные постановки, литературно-музыкальные композиции, джазовые концерты), изысканные программы и участие звёзд мирового музыкального искусства снискали фестивалю высокую репутацию у московской публики и не менее восторженные отзывы специалистов и критиков.

    Фестиваль 2013 года, отмечающий ныне свой первый юбилей, не станет исключением. Среди его участников — скрипачи Гидон Кремер с оркестром «Кремерата Балтика» и Изабель Фауст (Германия); одна из самых обаятельных пианисток современности француженка Элен Гримо; оперные дивы Микаэла Карози (Италия), Миша Брюггергосман (Канада), Анита Хартиг (Румыния), Бернарда Финк (Аргентина); Московский камерный хор под управлением Владимира Минина; дирижёры Миша Дамев (Швейцария), Хориа Андрееску (Румыния), Ален Альтиноглу (Франция).

    Вершинами фестивальной афиши, несомненно, станут исполнения редко звучащей оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» и Второй симфонии «Воскресение» Г. Малера.

    Художественный руководитель и главный дирижёр РНО Михаил Плетнёв выступит в трёх амплуа: как художественный руководитель фестиваля, дирижёр и пианист.

    Камерный оркестр «Кремерата Балтика»

    Камерный оркестр «Кремерата Балтика» был основан в 1997 году. На австрийском фестивале камерной музыки в Локенхаусе артистический директор форума Гидон Кремер представил публике свой новый коллектив, в котором играли 23 музыканта из Латвии, Литвы и Эстонии. Оркестр был задуман как долгосрочный образовательный проект. С его помощью признанный маэстро, который отмечал в тот год 50-летний юбилей, решил делиться своим богатейшим опытом с молодыми коллегами из балтийского региона.

    Первое же выступление нового оркестра прошло с огромным успехом - требовательная аудитория фестиваля была покорена энергией и мастерством исполнителей. Очень скоро «Кремерата Балтика» стала профессиональным ансамблем мирового уровня, подтвердив высокую международную репутацию выступлениями на ведущих концертных площадках мира.

    За время своего существования «Кремерата Балтика» побывала на гастролях более чем в 50 странах и дала более 1000 концертов в Азии, Австралии, США, Латинской Америке, России и Европе. Вместе с коллективом выступали выдающиеся исполнители современности, в их числе сопрано Джесси Норман, пианисты Михаил Плетнев, Евгений Кисин, Олег Майзенберг, скрипачи Томас Цейтмайер и Вадим Репин, виолончелисты Борис Пергаменщиков, Йо-Йо Ма, Миша Майский, дирижеры Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Кристоф Эшенбах, Кент Нагано, Хайнц Холлигер и Владимир Ашкенази. Музыканты записали свыше 20 альбомов, один из которых - After Mozart - получил в 2002 году премию «Грэмми».

    Концертные программы оркестра «Кремерата Балтика» всегда оригинальны. Значительное место в них занимает музыка современных авторов, таких как Арво Пярт, Гия Канчели, Петерис Васкс, Леонид Десятников, Александр Раскатов.

    Камерный оркестр «Кремерата Балтика» существует при поддержке правительств Латвии, Литвы и Эстонии. Все его музыканты являются постоянными членами коллектива.

    Гидон Кремер

    Гидон Кремер является одной из самых ярких и неординарных личностей в современном музыкальном мире. Уроженец Риги, он начал учиться музыке в возрасте 4-х лет у своего отца и деда, которые были выдающимися скрипачами. В возрасте 7 лет поступил в Рижскую музыкальную школу. В 16 лет он получил I премию на республиканском конкурсе в Латвии и спустя два года начал занятия у Давида Ойстраха в Московской консерватории.

    Он выиграл многие награды на престижных международных конкурсах, включая Конкурс Королевы Елизаветы в 1967 году и первые премии на конкурсах им. Н. Паганини (1969) и им. П.И.Чайковского (1970).Эти успехи дали старт выдающейся карьере Гидона Кремера, за годы которой он завоевал мировое признание и репутацию одного из самых оригинальных и творчески убедительных артистов своего поколения. Он выступал практически на всех лучших концертных сценах мира с самыми знаменитыми оркестрами Европы и Америки, сотрудничал с наиболее выдающимися дирижерами современности.

    Репертуар Гидона Кремера необычайно широк и охватывает как всю традиционную палитру классической и романтической скрипичной музыки, так и музыку XX и XXI веков, включая сочинения таких мастеров, как Хенце, Берг и Штокхаузен. Он также пропагандирует произведения ныне живущих русских и восточноевропейских композиторов и представляет много новых сочинений; некоторые из них посвящены Кремеру. Он сотрудничал с такими разными авторами, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гия Канчели, Софья Губайдулина, Валентин Сильвестров, Луиджи Ноно, Ариберт Рейманн, Петерис Васкс, Джон Адамс и Астор Пьяццолла, преподнося их музыку публике с уважением к традициям и в то же время с ощущением сегодняшнего дня. Было бы справедливо сказать, что в мире нет другого солиста такого же уровня и высочайшего мирового статуса, который сделал бы так много для современных композиторов за последние 30 лет.

    В 1981 году Гидон Кремер основал фестиваль камерной музыки в Локенхаусе (Австрия), который с тех пор проводится каждое лето. В 1997 году он организовал камерный оркестр «Кремерата Балтика», с целью способствовать развитию молодых музыкантов трех стран Балтии — Латвии, Литвы и Эстонии. С тех пор Гидон Кремер активно гастролирует с оркестром, регулярно выступая в лучших концертных залах мира и на самых престижных фестивалях. В 2002-2006 годах он был артистическим директором нового фестиваля les muséiques в Базеле (Швейцария).

    Гидон Кремер исключительно плодотворно работает в области звукозаписи. Он записал более 100 альбомов, многие из которых получили престижные международные призы и награды за выдающиеся интерпретации, включая Grand prix du Disque, Deutscher Schallplattenpreis, Ernst-von-Siemens Musikpreis, Bundesverdienstkreuz, Premio dell‘ Accademia Musicale Chigiana. Он — обладатель Независимой российской премии «Триумф» (2000), премии ЮНЕСКО (2001), Saeculum-Glashütte Original-Musikfestspielpreis (2007, Дрезден) и премии Рольфа Шока (2008, Стокгольм).

    В феврале 2002 года он и созданный им камерный оркестр «Кремерата Балтика» получили премию «Грэмми» за альбом After Mozart в номинации «Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля» в жанре классической музыки. Та же запись получила осенью 2002 года премию ECHO в Германии. Он также записал с оркестром большое количество дисков на фирмах Teldec, Nonesuch и ECM.

    Недавно вышли диск The Berlin Recital с Мартой Аргерих, на котором записаны произведения Шумана и Бартока (EMI Classics) и альбом с записью всех скрипичных концертов Моцарта — запись live, сделанная с оркестром «Кремерата Балтика» на Зальцбургском фестивале в 2006 году (Nonesuch). На том же лейбле вышел его последний диск De Profundis в сентябре 2010.

    Гидон Кремер играет на скрипке Никола Амати (1641). Он — автор трех книг, опубликованных в Германии, в которых отражена его творческая жизнь.

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту». 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK. 

    В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея 

    Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия. 

    Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.