Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
19 октября 2016
Большой зал Консерватории
Абонемент №76:
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижирует Павел Коган
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)
«В жизни мне посчастливилось слушать многих великих пианистов, и со многими меня связывали творческие отношения, но Эмиль был для меня всегда первым среди них, номером один, – говорил об Эмиле Григорьевиче Гилельсе Герберт фон Караян. – Он – лучший в мире исполнитель Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана. Он непревзойден! И уверен – останется таковым на все времена».
Пианист на все времена… Легенда мирового фортепианного искусства… Более тридцати лет прошло с того момента, как не стало Эмиля Гилельса, но его искусство неподвластно времени. С первого своего появления на большой сцене и до последних выступлений Э. Г. Гилельс оставался властителем дум. Пианист Владимир Овчинников вспоминает свое знакомство с Гилельсом: «Это было после его концерта – он играл “Hammerklawier” Бетховена, 3-ю сонату Скрябина и 3-ю Прокофьева. Меня потрясли его руки: мягкие, теплые, почти ватные. И этими руками он только что играл такую грандиозную программу! Потрясающе! Благодаря таким впечатлениям происходило, можно сказать, мое становление как музыканта». И таких свидетельств можно было бы привести великое множество.
Искусство Гилельса лучше всего характеризуют пушкинские строки, сказанные о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Недаром музыканта называют «Моцартом фортепианного исполнительства». Его игра являла собой высочайшую, божественную, поистине моцартовскую гармонию мысли и чувства, страсти и разума, «стихов и прозы». Ясность, отточенность и завершенность замысла. Потрясающее волевое начало. Идеальное чувство формы. Уникальная, не имеющая аналогов палитра красок, нюансов, оттенков звучания, «шкала колористики» (М. Вайнберг), создающая непередаваемый звук гилельсовского рояля! И над всем этим – удивительная атмосфера, царившая на концертах Э. Гилельса и ощущаемая в его записях. Атмосфера не слушания уже готовой интерпретации, а соучастия в ее рождении «здесь и сейчас»; сопричастности к творческим поискам гения. «Как только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды, кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы он ни играл,… — эта интенсивность, эта непрерывность потока мыслей… всегда захватывает слушателей», – писал венгерский музыкант Лайош Хернади. Вероятно, Гилельс это чувствовал как никто другой, и со-участие аудитории было для него чрезвычайно важно: недаром на многих его концертах публика размещалась и на сцене.
Игре Э. Гилельса были чужды малейшие проявления витиеватости, вычурности, эффектности. Все абсолютно естественно, лишено каких бы то ни было излишеств. И просто, но в этой простоте заключена мудрость художника, творца, открывающего нам своим творчеством высшие тайны искусства и бытия. По словам Артура Рубинштейна, «Гилельс – истинный артист. Его всегда интересно слушать потому, что он открывает новое и стремится к совершенству».
Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Когда мальчику было около пяти лет, он начал заниматься с преподавателем Одесского музыкального техникума Яковом Исааковичем Ткачом. В 1930 году поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны Рейнгбальд. Еще студентом, молодой пианист одержал триумфальную победу на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) и по окончании Одесской консерватории стал совершенствовать свое мастерство под руководством Генриха Густавовича Нейгауза в высшей школе художественного мастерства Московской консерватории (нынешней ассистентуре-стажировке, 1935–1938). Череду творческих завоеваний продолжили победы на международных конкурсах в Вене (II премия, 1936) и в Брюсселе (I премия конкурса имени Э. Изаи, 1938). К молодому пианисту пришла мировая известность.
Необычайно насыщенная концертная жизнь артиста продолжалась более полувека. Около 40 лет (начиная с 1947 года) он с неизменным успехом гастролировал за рубежом – как солист и в ансамблях с выдающимися музыкантами: в трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем, Квартетами имени Бетховена, имени Бородина, пианистами Яковом Заком, Яковом Флиером, Еленой Гилельс (дочь), скрипачами Елизаветой Гилельс (сестра), Дмитрием Цыгановым, флейтистом Александром Корнеевым и другими исполнителями, – играл в сопровождении лучших оркестров СССР и мира. В 1955 году Эмиль Гилельс первым из советских музыкантов с триумфом выступил в США.
Он владел практически всем концертным репертуаром: от барокко (Скарлатти, Бах) до современников (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Вайнберг). Его трактовки многих произведений Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева по сей день считаются эталонными.
На протяжении четырех десятилетий титаническая по размаху деятельность Гилельса-пианиста проходила параллельно с педагогической работой. С 1938 года он преподавал в Московской консерватории (с 1952 – профессор), где воспитал немало талантливых музыкантов. Среди учеников Эмиля Григорьевича – В. Афанасьев, Ф. Готлиб, И. Жуков, М. Кончаловский, М. Мдивани, И. Смородинова и многие другие известные пианисты. Педагогика, однако, отвлекала его от регулярных занятий активно концертирующего пианиста, и в 1976 году он ее оставил.
Эмиля Гилельса постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских конкурсов (в Париже, Брюсселе и других), он возглавлял работу фортепианного жюри первых четырех Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (1958, 1962, 1966, 1970).
Музыкант являлся почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа в Будапеште (1970), Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме (1980), лауреатом премии Р. Шумана (ГДР, 1973); был удостоен множества государственных наград разных стран – Франции (Орден заслуг в культуре и искусстве, 1967), Бельгии (Орден Леопольда I, 1968) и других; в СССР – Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий, званий народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1976), орденов Ленина (1961, 1966, 1976), Трудового Красного Знамени (1946) и других наград.
Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1985 года. Его искусство ознаменовало целую эпоху в фортепианном исполнительстве ХХ века, оно останется в памяти всех людей, кто слышал и любил Эмиля Григорьевича, в ком он вызывал душевный отзыв и сопереживание с Прекрасным…