В день 100-летия со дня рождения Эмиля Гилельса : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    В день 100-летия со дня рождения
    Эмиля Гилельса

    19 октября 2016

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
    Дирижёр – Павел Коган
    Дмитрий Маслеев (Лауреат 1 премии XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, фортепиано)
    В программе:
    Рахманинов
    «Утес» - симфоническая фантазия по стихотворению М. Ю. Лермонтова
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    «Симфонические танцы»

    12+

    Абонемент №76:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижирует Павел Коган

    Эмиль Григорьевич Гилельс (1916–1985)

    «В жизни мне посчастливилось слушать многих великих пианистов, и со многими меня связывали творческие отношения, но Эмиль был для меня всегда первым среди них, номером один, – говорил об Эмиле Григорьевиче Гилельсе Герберт фон Караян. – Он – лучший в мире исполнитель Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана. Он непревзойден! И уверен – останется таковым на все времена».

    Пианист на все времена… Легенда мирового фортепианного искусства… Более тридцати лет прошло с того момента, как не стало Эмиля Гилельса, но его искусство неподвластно времени. С первого своего появления на большой сцене и до последних выступлений Э. Г. Гилельс оставался властителем дум. Пианист Владимир Овчинников вспоминает свое знакомство с Гилельсом: «Это было после его концерта – он играл “Hammerklawier” Бетховена, 3-ю сонату Скрябина и 3-ю Прокофьева. Меня потрясли его руки: мягкие, теплые, почти ватные. И этими руками он только что играл такую грандиозную программу! Потрясающе! Благодаря таким впечатлениям происходило, можно сказать, мое становление как музыканта». И таких свидетельств можно было бы привести великое множество.

    Искусство Гилельса лучше всего характеризуют пушкинские строки, сказанные о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Недаром музыканта называют «Моцартом фортепианного исполнительства». Его игра являла собой высочайшую, божественную, поистине моцартовскую гармонию мысли и чувства, страсти и разума, «стихов и прозы». Ясность, отточенность и завершенность замысла. Потрясающее волевое начало. Идеальное чувство формы. Уникальная, не имеющая аналогов палитра красок, нюансов, оттенков звучания, «шкала колористики» (М. Вайнберг), создающая непередаваемый звук гилельсовского рояля! И над всем этим – удивительная атмосфера, царившая на концертах Э. Гилельса и ощущаемая в его записях. Атмосфера не слушания уже готовой интерпретации, а соучастия в ее рождении «здесь и сейчас»; сопричастности к творческим поискам гения. «Как только под его руками раздаются первые звуки, первые аккорды, кажется, будто включили какую-то цепь высокого напряжения, и непрерывность в этой цепи не нарушается ни на мгновение. Что бы он ни играл,… — эта интенсивность, эта непрерывность потока мыслей… всегда захватывает слушателей», – писал венгерский музыкант Лайош Хернади. Вероятно, Гилельс это чувствовал как никто другой, и со-участие аудитории было для него чрезвычайно важно: недаром на многих его концертах публика размещалась и на сцене.

    Игре Э. Гилельса были чужды малейшие проявления витиеватости, вычурности, эффектности. Все абсолютно естественно, лишено каких бы то ни было излишеств. И просто, но в этой простоте заключена мудрость художника, творца, открывающего нам своим творчеством высшие тайны искусства и бытия. По словам Артура Рубинштейна, «Гилельс – истинный артист. Его всегда интересно слушать потому, что он открывает новое и стремится к совершенству».

    Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Когда мальчику было около пяти лет, он начал заниматься с преподавателем Одесского музыкального техникума Яковом Исааковичем Ткачом. В 1930 году поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны Рейнгбальд. Еще студентом, молодой пианист одержал триумфальную победу на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933) и по окончании Одесской консерватории стал совершенствовать свое мастерство под руководством Генриха Густавовича Нейгауза в высшей школе художественного мастерства Московской консерватории (нынешней ассистентуре-стажировке, 1935–1938). Череду творческих завоеваний продолжили победы на международных конкурсах в Вене (II премия, 1936) и в Брюсселе (I премия конкурса имени Э. Изаи, 1938). К молодому пианисту пришла мировая известность.

    Необычайно насыщенная концертная жизнь артиста продолжалась более полувека. Около 40 лет (начиная с 1947 года) он с неизменным успехом гастролировал за рубежом – как солист и в ансамблях с выдающимися музыкантами: в трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем, Квартетами имени Бетховена, имени Бородина, пианистами Яковом Заком, Яковом Флиером, Еленой Гилельс (дочь), скрипачами Елизаветой Гилельс (сестра), Дмитрием Цыгановым, флейтистом Александром Корнеевым и другими исполнителями, – играл в сопровождении лучших оркестров СССР и мира. В 1955 году Эмиль Гилельс первым из советских музыкантов с триумфом выступил в США.

    Он владел практически всем концертным репертуаром: от барокко (Скарлатти, Бах) до современников (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Вайнберг). Его трактовки многих произведений Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Метнера, Прокофьева по сей день считаются эталонными.

    На протяжении четырех десятилетий титаническая по размаху деятельность Гилельса-пианиста проходила параллельно с педагогической работой. С 1938 года он преподавал в Московской консерватории (с 1952 – профессор), где воспитал немало талантливых музыкантов. Среди учеников Эмиля Григорьевича – В. Афанасьев, Ф. Готлиб, И. Жуков, М. Кончаловский, М. Мдивани, И. Смородинова и многие другие известные пианисты. Педагогика, однако, отвлекала его от регулярных занятий активно концертирующего пианиста, и в 1976 году он ее оставил.

    Эмиля Гилельса постоянно приглашали в жюри крупнейших исполнительских конкурсов (в Париже, Брюсселе и других), он возглавлял работу фортепианного жюри первых четырех Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (1958, 1962, 1966, 1970).

    Музыкант являлся почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа в Будапеште (1970), Национальной академии «Санта Чечилия» в Риме (1980), лауреатом премии Р. Шумана (ГДР, 1973); был удостоен множества государственных наград разных стран – Франции (Орден заслуг в культуре и искусстве, 1967), Бельгии (Орден Леопольда I, 1968) и других; в СССР – Сталинской (1946) и Ленинской (1962) премий, званий народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1976), орденов Ленина (1961, 1966, 1976), Трудового Красного Знамени (1946) и других наград.

    Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1985 года. Его искусство ознаменовало целую эпоху в фортепианном исполнительстве ХХ века, оно останется в памяти всех людей, кто слышал и любил Эмиля Григорьевича, в ком он вызывал душевный отзыв и сопереживание с Прекрасным…

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Новая эра в истории МГАСО началась с приходом Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.

    Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto, куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».

    Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках персональных и сборных абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока.

    Среди наиболее значимых событий сезона 2019/20 – исполнение цикла «Чайковский: 6 симфоний», Реквиема Верди, симфоний Шостаковича (№ 8), Шуберта (№ 9), Малера (№ 5) под управлением Павла Когана, участие в российской премьере кантаты «Память» Дженкинса, Реквиема Ллойда Уэббера, дебют в абонементах МГАФ «Звезды XXI века» и «Романтические концерты», представление новой серии «Симфонические приключения» с дирижером Айнарсом Рубикисом.

    (Пресс-служба оркестра)

    Павел Коган

    Искусство Павла Когана, одного из самых уважаемых и широко известных российских дирижеров нашего времени, уже более сорока лет вызывает восхищение любителей музыки всего мира. В 2011 году имя Маэстро вошло в список 10 величайших дирижеров XX века, составленный авторитетным британским телеканалом Classical TV.

    Павел Коган родился в прославленной музыкальной семье, его родители легендарные скрипачи Леонид Коган и Елизавета Гилельс, дядя – великий пианист Эмиль Гилельс. С самого раннего возраста творческое становление Маэстро шло по двум направлениям, скрипичному и дирижерскому. Он получил специальное разрешение на одновременное обучение в Московской консерватории по обеим специальностям, что в Советском Союзе было уникальным явлением.

    В 1970 году восемнадцатилетний Павел Коган, студент Юрия Янкелевича по классу скрипки, одержал блестящую победу и завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки и с этого момента стал активно концертировать на Родине и за рубежом. В 2010 году коллегии судей было поручено выбрать лучшего из победителей состязания за всю историю его проведения для газеты «Хельсингин Саномат». По единогласному решению жюри им стал Маэстро Коган.

    Дирижерский дебют Когана, ученика И. Мусина и Л. Гинзбурга, состоялся в 1972 году с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР. Именно тогда Маэстро понял, что дирижирование является центром его музыкальных интересов. В последующие годы он выступал с главными советскими оркестрами и в стране, и в концертных турне за ее пределами по приглашению таких выдающихся мастеров, как Е. Мравинский, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский.

    Большой театр открыл сезон 1988–1989 гг. оперой Верди «Травиата» в постановке Павла Когана, и в том же году он возглавил Загребский филармонический оркестр.

    С 1989 года Маэстро является Художественным руководителем и Главным дирижером прославленного Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), ставшего под управлением Павла Когана одним из самых популярных и почитаемых российских симфонических коллективов.

    С 1998 по 2005 гг., одновременно с работой в Московском государственном академическом симфоническом оркестре, Павел Коган занимал пост Главного приглашенного дирижера в Симфоническом оркестре штата Юта (США, Солт-Лейк-Сити).

    С самого начала своей карьеры и по сегодняшний день он выступает на всех пяти континентах с лучшими оркестрами, в числе которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Филадельфийский симфонический оркестр, симфонические оркестры филармоний Мюнхена, Хельсинки, Люксембурга и Лос-Анджелеса, Оркестр Баварского радио, Национальный оркестр Бельгии, Оркестр Радио и Телевидения Испании, Симфонический оркестр Торонто, Штаатскапелла Дрездена, Филармонический оркестр Буэнос-Айреса, Оркестр Романской Швейцарии, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр Хьюстона, Национальный оркестр Капитолия Тулузы.

    Многочисленные записи, сделанные Павлом Коганом с Московским государственным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами, являются ценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Его диски восторженно принимаются критикой и публикой. Рахманиновский цикл в интерпретации Когана (Симфонии №№ 1, 2, 3, «Остров мертвых», «Вокализ» и «Скерцо») журнал Gramophone назвал «…пленительным, истинным Рахманиновым… живым, трепетным и захватывающим».

    За исполнение всех симфоний и вокально-симфонических произведений Малера Маэстро был удостоен Государственной премии России. Он является Народным артистом России, действительным членом Российской академии искусств, кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером Ордена Искусств и литературы и других российских и международных наград.

    Дмитрий Маслеев

    Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). 

    Лауреат VII Международного конкурса пианистов Адили Алиевой в Гайяре (Франция, 2010, I премия), XXI Международного конкурса пианистов «Рим» (Италия, 2011, премия «Шопен») и Международного конкурса имени Антонио Наполитано в Салерно (Италия, 2013, I премия). В 2015 году завоевал I премию и Золотую медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где был удостоен также специального приза за исполнение концерта Моцарта во II туре. В том же году стал солистом Московской филармонии.

    С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Гастайг в Мюнхене, Кёрнер-холл в Торонто, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаус в Берлине, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине и др. 

    Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге – Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoscope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани («Белая сирень» имени С. В. Рахманинова), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма»), Дамфрисе, на озере Комо, в Люцерне, Монтрё, Мехико и др. 

    Осенью 2016 года пианист принял участие в гастролях по Германии Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, в мае 2017-го провел турне по Азии с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Микко Франка. Неоднократно гастролировал по России. В январе 2017 года в рамках турне по США дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) и дал несколько концертов с Симфоническим оркестром Гринсборо под управлением Дмитрия Ситковецкого. В 2018 году совершил тур от западного до восточного побережья США с МГАСО под управлением Павла Когана, в мае того же года дал девять концертов и провел ряд мастер-классов в качестве главного приглашенного гостя Международного музыкального фестиваля на Боденском озере, который объединяет Германию, Австрию, Швейцарию и Лихтенштейн. 

    В сезоне 2018/19 состоялись дебюты музыканта в гамбургской Филармонии на Эльбе и венском Концертхаусе, а также турне по Азии с Национальным оркестром Лиона под управлением Тань Дуня, гастроли во Франции, Испании, Польше, Эстонии, Мексике, Италии, Германии и по городам России. 

    В числе ангажементов сезона 2019/20 – концерты в венском Концертхаусе (исполнение Третьего концерта Бетховена с Венским камерным оркестром под управлением Дзёдзи Хаттори), лейпцигском Гевандхаусе, парижском Музыкограде, Сеульском центре искусств (сольная программа), гастроли по Италии с Оркестром Тосканы под управлением Паоло Бортоламеолли, турне по Китаю с маэстро Тань Дунем, выступление с Новым Японским филармоническим оркестром, а также участие в фестивалях Рене Мартена во Франции. 

    Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» на телеканале ARTE. Дебютный сольный альбом Маслеева с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича (2017, «Мелодия») был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпускает новый альбом пианиста, в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина.