Транссибирский Арт-Фестиваль 2019. Российский национальный оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Транссибирский Арт-Фестиваль 2019.
    Российский национальный оркестр

    17 апреля 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Равель
    «Античный менуэт»
    Лало
    «Испанская симфония» для скрипки с оркестром, соч. 21
    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста»), соч. 14


    12+

    Абонемент №39:

    Великие инструментальные концерты

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Шарль Дютуа

    Один из самых известных и востребованных дирижеров нашего времени, Шарль Дютуа в 2019 году отмечает 60-летие своей карьеры. Все эти годы он постоянно сотрудничает с лучшими оркестрами стран Европы, США, Канады, Японии. Выдающийся интерпретатор русской и французской музыки, а также репертуара ХХ века.

    Шарль Дютуа родился в 1936 году в Лозанне. Получил музыкальное образование в консерваториях и академиях Женевы, Сиены, Венеции и Бостона: учился игре на фортепиано, скрипке, альте, ударных, изучал историю музыки и композицию. Обучение дирижированию начал в Лозанне, одним из его педагогов был Шарль Мюнш. Дютуа также регулярно посещал репетиции Эрнеста Ансерме, под руководством Герберта фон Караяна работал с Юношеским оркестром Люцернского фестиваля.

    После окончания с отличием Женевской консерватории (1957) играл на альте в ряде симфонических оркестров. Начиная с 1959 года, выступал с различными оркестрами Швейцарии – Оркестром радио Лозанны, Оркестром Романдской Швейцарии, Лозаннским камерным оркестром, цюрихским Тонхалле, Оркестром радио Цюриха. Начиная с 1960-х годов, Дютуа работает с ведущими коллективами мира. В 1967–1977 был художественным руководителем и главным дирижером Бернского симфонического оркестра. Руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики (1973–1975) и Гётеборгским симфоническим оркестром в Швеции (1976–1979). В течение 25 лет (1977–2002) возглавлял Симфонический оркестр Монреаля, существенно расширил его репертуар, осуществил с ним множество записей для лейбла Decca.

    В 1980 году Дютуа дебютировал с Филадельфийским оркестром, в 2008–2012 был его главным дирижером. С 1991 по 2001 гг. Дютуа – музыкальный руководитель Национального оркестра Франции, с которым гастролировал на всех пяти континентах. В 1996–2003 – главный дирижер симфонического оркестра NHK в Токио, с которым выступал в Европе (в том числе в России), США, Китае, странах Юго-Восточной Азии, с 2003 – почетный музыкальный руководитель оркестра. С 2009 по 2018 гг. Дютуа был художественным руководителем и главным дирижером Лондонского королевского филармонического оркестра, в эти же годы возглавлял Симфонический оркестр фестиваля Вербье. Сотрудничает с Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Берлинским и Израильским филармоническими, амстердамским Консертгебау и многими другими. 29 раз гастролировал в Китае, дирижировал китайскими премьерами «Весны священной» Стравинского, «Военного реквиема» Бриттена, опер «Саломея» и «Электра» Р. Штрауса. 

    По приглашению Герберта фон Караяна в конце 1950-х Дютуа дебютировал в Венской опере. С тех пор дирижировал в лучших театрах мира: лондонском Ковент-Гарден, нью-йоркской Метрополитен-опере, Немецкой опере в Берлине, театре Колон в Буэнос-Айресе, где провел цикл опер Вагнера. Оркестрами под управлением Дютуа на крупнейших лейблах мира сделано свыше 200 записей, удостоенных более 40 наград; среди них две «Грэмми» (США), ряд премий «Джуно» (канадский аналог «Грэмми»), Гран-при президента Французской республики, Приз за лучший диск фестиваля в Монтрё (Швейцария), премия Эдисона (Амстердам), премия Японской академии звукозаписи, премия немецких музыкальных критиков. Среди записей Дютуа – полные собрания симфоний Онеггера и Русселя, сочинения Берлиоза, Паганини, Чайковского, Сен-Санса, Прокофьева, Стравинского, Равеля, Пуленка, Сати, Ибера, Шимановского, Пендерецкого, Губайдулиной и др. 

    Дютуа – обладатель многих почетных званий и наград. С 1991 – Почетный гражданин Филадельфии, в 1995 награжден Национальным орденом канадской провинции Квебек, в 1996 стал командором французского Ордена Искусств и литературы, а в 1998 награжден Орденом Канады – высшей наградой этой страны, с присвоением звания Почетного офицера Ордена. В 2014 году стал лауреатом премии «За выдающиеся достижения в жизни» ICMA (International Classical Music Awards), в жюри которой входят авторы ведущих европейских музыкальных изданий. В 2017 удостоен Золотой медали Королевского филармонического общества, учрежденную в 1870 году в честь 100-летия со дня рождения Бетховена. Почетный доктор университетов Макгилла, Монреаля, Лаваля, Кёртисовского института музыки. Дютуа – знаменитый путешественник, объездил 196 стран мира, увлекается историей, археологией, политическими науками, архитектурой и другими областями искусства. C 2018 – главный приглашенный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Выступал на концертах Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске и Москве в 2015 и 2019 гг.

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Михаил Плетнёв

    30.01.2019

    Моцарт Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385

    В программе:
    Моцарт
    Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»
    И. С. Бах
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром фа минор, BWV 1056
    Моцарт
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Константин Хватынец, Михаил Плетнёв

    29.01.2019

    Моцарт Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385

    В программе:
    Моцарт
    Симфония No. 35 ре мажор (Haffner), K. 385
    Стравинский
    Сюита из музыки балета «Пульчинелла»
    И. С. Бах
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром фа минор, BWV 1056
    Моцарт
    Концерт № 24 для фортепиано с оркестром до-минор, K 491

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    15.09.2018

    Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
    Брух
    Концерт № 1 для скрипки и оркестра соль минор, соч. 26
    Шостакович
    Симфония № 15 ля мажор, соч. 141

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X юбилейный
    Большой фестиваль РНО.
    Открытие фестиваля

    10.09.2018

    Чайковский Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
    Шостакович
    Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Борис Березовский

    Режиссерская версия

    18.01.2019

    Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
    Шостакович
    Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор, соч. 102

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Александр Ведерников,
    Александр Князев, Клара Джуми-Кан

    09.12.2018

    Брамс Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, соч. 102
    Симфония № 3 фа мажор, соч. 90

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Василий Синайский,
    Иван Почекин, Михаил Почекин

    12.11.2018

    Моцарт Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, K 364

    В программе:
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, K 364
    Шостакович
    Симфония No. 2 («Октябрю») си мажор, соч. 14
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
    Шостакович
    Симфония No. 3 («Первомайская») ми-бемоль мажор, соч. 20

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    X Международный виолончельный
    фестиваль VIVACELLO

    Режиссерская версия

    23.11.2018

    Бетховен Увертюра «Кориолан», соч. 62

    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Кориолан», соч. 62
    Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор, соч. 56
    Р. Штраус
    «Дон Кихот» – фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующих виолончели и альта с оркестром, соч. 35

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Российский национальный оркестр,
    Владислав Лаврик, Дмитрий Шишкин

    18.02.2018

    В программе:
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    к 185-летию со дня рождения
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    IX Большой фестиваль РНО

    Режиссерская версия

    23.09.2017

    В программе:
    Прокофьев
    «Сны» – симфоническая картина
    Сен-Санс
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Лятошинский
    Симфония № 3
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    28 января в 19:00