Вадим Репин,
    Российский национальный оркестр

    17 апреля 2019, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №39:

    Великие инструментальные концерты

    Вадим Репин

    Огненный темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций – главные качества исполнительской манеры скрипача Вадима Репина. «Торжественность сценического облика Вадима Репина противоречит теплой общительности и глубокой выразительности его интерпретаций, это сочетание обусловило появление бренда одного из самых неотразимых на сегодняшний день музыкантов», – отмечает лондонская The Daily Telegraph. 

    Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году, начал занятия на скрипке в возрасте пяти лет и спустя полгода впервые выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон. В 11 лет Вадим завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе имени Венявского и дебютировал с сольными концертами в Москве и Ленинграде. В 14 лет он выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя состоялся его успешный дебют в нью-йоркском Карнеги-холле. В 1989 г. Вадим Репин стал самым молодым победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю (а спустя 20 лет стал председателем жюри конкурса).

    Вадим Репин выступает с сольными и камерными концертами в самых престижных залах, его партнёры – Марта Аргерих, Чечилия Бартоли, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Евгений Кисин, Миша Майский, Борис Березовский, Ланг Ланг, Итамар Голан. Среди оркестров, с которыми сотрудничал музыкант, – коллективы Баварского Радио и Баварской государственной оперы, филармонические оркестры Берлина, Лондона, Вены, Мюнхена, Роттердама, Израиля, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Филадельфии, Гонконга, амстердамского Консертгебау, симфонические оркестры Лондона, Бостона, Чикаго, Балтимора, Филадельфии, Монреаля, Кливленда, оркестр миланского театра Ла Скалa, Оркестр Парижа, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Национальный филармонический оркестр России, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Новосибирский академический симфонический оркестр и многие другие. 

    В числе дирижеров, с которыми сотрудничал скрипач, – В. Ашкенази, Ю. Башмет, П. Булез, С. Бычков, Д. Гатти, В. Гергиев, Ш. Дютуа, Ж.-К. Казадезюс, А. Кац, Дж. Конлон, Дж. Ливайн, Ф. Луизи, К. Мазур, И. Менухин, З. Мета, Р. Мути, Н. Мэрринер, Мюнг-Вун Чунг, К. Нагано, Г. Ринкявичюс, М. Ростропович, С. Рэттл, О. Руднер, Э.-П. Салонен, Ю. Темирканов, К. Тилеманн, Я.-П. Тортелье, Р. Шайи, К. Эшенбах, В. Юровский, М. Янсонс, Н. и П. Ярви. 

    «Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», – говорил о Репине Иегуди Менухин, записавший с ним концерты Моцарта. 

    Вадим Репин активно пропагандирует современную музыку. Он исполнил премьеры скрипичных концертов Дж. Адамса, С. Губайдулиной, Дж. Макмиллана, Л. Ауэрбах, Б. Юсупова. 

    Постоянный участник фестивалей ВВС Proms, Шлезвиг-Гольштейн, в Зальцбурге, Тэнглвуде, Равинии, Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, имени Паганини в Генуе, Московского Пасхального, «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а с 2014 года – Транссибирского Арт-фестиваля. 

    С 2006 г. у скрипача эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon. Дискография включает более 30 CD, отмеченных рядом престижных международных премий: Echo Award, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. В 2010 г. компакт-диск сонат для скрипки и фортепиано Франка, Грига и Яначека, записанный Вадимом Репиным совместно с Николаем Луганским, был удостоен премии BBC Music Magazine Award в номинации «Камерная музыка». Программа Carte Blanche, исполненная в парижском Лувре с участием цыганского скрипача Р. Лакатоша, награждена премией за лучшую живую запись камерной музыки. 

    Вадим Репин – Кавалер ордена Искусств и литературы Франции, Ордена Почётного легиона, лауреат самой престижной французской национальной премии в области классической музыки Les Victoires de la musique classique. В 2010 году был снят документальный фильм «Вадим Репин – волшебник звука» (совместное производство немецко-французского телеканала Arte и Баварского телевидения). 

    В июне 2015 года музыкант принял участие в работе жюри состязания скрипачей XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. 

    С 2014 года Вадим Репин проводит в Новосибирске Транссибирский Арт-Фестиваль, который за четыре года стал одним из самых значительных международных форумов России, а с 2016 года существенно расширил свою географию – ряд концертных программ прошел в других российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Самара), а также Израиле и Японии. Фестиваль охватывает классическую музыку, балет, документальное кино, кроссовер, изобразительное искусство и различные образовательные проекты для детей и молодежи. В феврале 2017 г. Создан Попечительский совет Транссибирского Арт-Фестиваля. 

    Вадим Репин играет на великолепном инструменте 1733 года – скрипке ‘Rode‘ работы Антонио Страдивари.

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

    О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»). 

    Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d'Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием». 

    По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).

    Шарль Дютуа

    Один из самых известных и востребованных мастеров дирижерского искусства второй половины ХХ – начала XXI веков, Шарль Дютуа родился 7 октября 1936 года в Лозанне. Получил разностороннее музыкальное образование в консерваториях и музыкальных академиях Женевы, Сиены, Венеции и Бостона: учился игре на фортепиано, скрипке, альте, ударных, изучал историю музыки и композицию. Обучение дирижированию он начал в Лозанне. Один из его педагогов — маэстро Шарль Мюнш. С другим великим дирижером, Эрнстом Ансерме, юный Дютуа был знаком лично и бывал на его репетициях. Прекрасной школой для него стала также работа в составе юношеского оркестра Люцернского фестиваля под руководством Герберта фон Караяна.

    После окончания с отличием Женевской консерватории (1957), Ш. Дютуа в течение двух лет играл на альте в ряде симфонических оркестров, гастролировал в странах Европы и Южной Америки. С 1959 г. в качестве приглашенного дирижера выступал с различными оркестрами Швейцарии: Оркестром радио Лозанны, Оркестром Романдской Швейцарии, Лозаннским камерным оркестром, цюрихского «Тонхалле», Оркестром радио Цюриха. В 1967 г. назначен художественным руководителем и главным дирижером Бернского симфонического оркестра (занимал эту должность до 1977).

    Начиная с 1960-х годов, Дютуа работает с ведущими симфоническими оркестрами мира. Параллельно с работой в Берне он руководил Национальным симфоническим оркестром Мексики (1973 – 1975) и Гётеборгским симфоническим оркестром в Швеции (1976 – 1979). В начале 1980-х гг. — главный приглашенный дирижер Оркестра Миннесоты. В течение 25 лет (с 1977 по 2002) Ш. Дютуа был художественным руководителем Монреальского симфонического оркестра, и этот творческий альянс был признан во всем мире. Он существенно расширил репертуар и упрочил репутацию оркестра, осуществил множество записей для лейбла Decca.

    В 1980 году Ш. Дютуа дебютировал с Филадельфийским симфоническим оркестром и с 2007 г. является его главным дирижером (в 2008 – 2010 был также художественным руководителем). В сезоне 2010 – 2011 гг. оркестр и маэстро отпраздновали 30-летие сотрудничества. С 1990 по 2010 гг. Дютуа был художественным руководителем и главным дирижером Летнего фестиваля Филадельфийского оркестра в Центре Исполнительских искусств в Саратоге (штат Нью-Йорк). В 1990 – 1999 гг. — музыкальный директор летних концертов оркестра в Центре исполнительского искусства им. Фредерика Манна. Известно, что в сезоне 2012 – 2013 оркестр удостоит Ш. Дютуа титула «дирижер-лауреат».

    С 1991 по 2001 гг. Дютуа был музыкальным руководителем Национального оркестра Франции, с которым гастролировал на всех пяти континентах. В 1996 назначен музыкальным директором симфонического оркестра NHK в Токио, с которым концертировал в Европе, США, Китае, странах Юго-Восточной Азии. Ныне он является почетным музыкальным директором этого оркестра.

    С 2009 г. Ш. Дютуа является также художественным руководителем и главным дирижером Лондонского королевского филармонического оркестра. Он постоянно сотрудничает с такими оркестрами, как Чикагский и Бостонский симфонические, Берлинский и Израильский филармонические, амстердамский Concertgebouw.

    Шарль Дютуа — артистический директор музыкальных фестивалей в Японии: в Саппоро (Pacific Music Festival) и Миядзаки (International Music Festival), а в 2005 основал Летнюю международную музыкальную академию в Гуанчжоу (Китай) и также является ее руководителем. В 2009 он стал музыкальным директором Фестивального оркестра Вербье.

    В конце 1950-х годов по приглашению Герберта фон Караяна Дютуа дебютировал как оперный дирижер в Венской опере. С тех пор он периодически дирижирует на лучших сценах мира: в лондонском Covent Garden, нью-йоркской Metropolitan Opera, Deutsche Oper в Берлине, Teatro Colón в Буэнос Айресе.

    Шарль Дютуа известен как выдающийся интерпретатор русской и французской музыки, а также музыки ХХ века. Его работа отличается тщательностью, аккуратностью и повышенным вниманием к индивидуальной манере автора исполняемой им музыки и особенностям его эпохи. Сам дирижёр в одном из интервью объяснил это так: «Мы очень заботимся о качестве звука. Многие коллективы культивируют звук “интернациональный”. Я же ищу звук той музыки, которую мы исполняем, но не звук для конкретного оркестра. Нельзя играть Берлиоза, как, скажем, Бетховена или Вагнера».

    Шарль Дютуа — обладатель многих почетных званий и наград. В 1991 он стал почетным гражданином Филадельфии. В 1995 награжден Национальным орденом канадской провинции Квебек, в 1996 стал командором французского Ордена Искусств и литературы, а в 1998 был награжден Орденом Канады — высшей наградой этой страны, с присвоением звания Почетного офицера Ордена.

    Оркестрами под управлением маэстро Дютуа сделано свыше 200 записей на Decca, Deutsche Grammophone, EMI, Philips и Erato. Завоевано более 40 премий и наград, в т.ч. две премии «Грэмми» (США), несколько премий «Джуно» (канадский аналог «Грэмми»), Большой приз президента Французской республики, Приз за лучший диск фестиваля в Монтрё (Швейцария), премию Эдисона (Амстердам), премию Японской академии звукозаписи и премию немецких музыкальных критиков. Среди осуществленных записей — полные собрания симфоний А. Онеггера и А. Русселя, сочинения М. Равеля и С. Губайдуллиной.

    Заядлый путешественник, движимый страстью к истории и археологии, политике и науке, искусству и архитектуре, Шарль Дютуа побывал в 196 странах мира.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    23 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    28 января в 19:00