VI Большой фестиваль РНО. Михаил Плетнев, Симон Трпчески, Максим Рысанов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, посмотреть расписание детских концертов вы можете в разделе «Детям»

    VI Большой фестиваль РНО.
    Михаил Плетнев,
    Симон Трпчески,
    Максим Рысанов

    8 сентября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Гершвин
    Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
    Плетнёв
    Концерт для альта с оркестром
    «Джаз-сюита» для оркестра

    12+

    Абонемент №16:

    VI Большой фестиваль РНО. Российский национальный оркестр

                                                                                                                                                              

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

    РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. 

    Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице. 

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d'Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

    Михаил Плетнёв

    Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В 16-летнем возрасте стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. В 1974–1979 гг. обучался в Московской государственной консерватории в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

    Плетнёв представлял сольные программы на лучших сценах мира, выступал с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижеров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. 

    В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Помимо плодотворного сотрудничества с РНО, он выступает в качестве приглашенного дирижера с Малеровским камерным оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, Оркестром Итальянской Швейцарии, лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Бирмингема, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Токийским филармоническим, Симфоническим оркестром корпорации NHK (Япония) и многими другими. 

    В октябре 2007 года Плетнёв дебютировал как оперный дирижер в Большом театре России с оперой «Пиковая дама» Чайковского. В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени Чайковского им было осуществлено концертное исполнение опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» под его управлением была исполнена опера «Майская ночь» Римского-Корсакова, в феврале 2009 года в Концертном зале имени Чайковского – опера «Кармен» Бизе. 

    «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале в сентябре 2009 года под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в 2010 году – «Золушки» Россини, в 2012 – «Евгения Онегина» Чайковского. В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015 – «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского. 

    Значительное место в творческой деятельности Плетнёва занимает композиция. Среди его сочинений – Триптих для симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром, Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского, Щедрина, Прокофьева, переложение для кларнета Скрипичного концерта Бетховена. 

    В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально значимых 

    проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Рахманинова. Четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. 

    Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году был удостоен Премии Президента РФ, ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2013 году стал обладателем Платоновской премии – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия».

    Максим Рысанов

    Максим Рысанов родился в 1978 году в Краматорске. Обучался игре на альте в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Марии Ситковской) и Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне (класс Джона Гликмана). Искусство дирижирования осваивал под руководством Алана Хэзелдайна. Участвовал в мастер-классах Геннадия Рождественского, Йормы Панулы и Олега Каэтани.

    Лауреат международных конкурсов имени Валентино Букки (1995), имени Лайонела Тёртиса (2003), конкурса альтистов в Женеве (2005). В 2008 году удостоен премии Gramophone Classical Music Award в категории «Молодой артист года». В 2007–2009 годах – участник программы по продвижению молодых артистов New Generation Artists британского радио BBC 3. 

    Мировую славу Максиму Рысанову принесло выступление на закрытии фестиваля BBC Proms в Лондоне (2010), где он исполнил Вариации на тему рококо Чайковского в собственном переложении для альта с Симфоническим оркестром Би-би-си под управлением Иржи Белоглавека. 

    Как альтист выступает с такими коллективами и дирижерами, как Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Симфонический оркестр Сиэтла и Андрей Борейко, Немецкий симфонический оркестр Берлина и Туган Сохиев, оркестр Московской филармонии и Юрий Симонов, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Владимир Федосеев, Sinfonia Varsovia и Кшиштоф Пендерецкий, оркестр Кастилии и Леона и Василий Петренко, кёльнский Гюрцених-оркестр и Марк Элдер, оркестр Франкфуртского радио и Филипп Херревеге, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, а также многими другими. 

    Особое место в творчестве альтиста занимает камерная музыка. Его партнеры по камерному ансамблю – Лейф Ове Андснес, Кристина Блаумане, Борис Бровцын, Александр Бузлов, Максим Венгеров, Огюстен Дюмэ, Яков Кацнельсон, Гидон Кремер, Сергей Крылов, Элис Кут, Миша Майский, Денис Мацуев, Роман Минц, Виктория Муллова, Эльдар Небольсин, Алексей Огринчук, Вадим Репин, Мартин Фрост и Вадим Холоденко. 

    Постоянный участник фестиваля камерной музыки «Возвращение» в Москве и фестиваля Crescendo. Выступал также на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске, фестивале современной музыки Concordia имени Софии Губайдулиной в Казани и московском Фестивале немецкой камерной музыки. Участник фестивалей в Лондоне, Эдинбурге, Зальцбурге, Вербье, Берлине, Нью-Йорке, Дубровнике, Пекине, Стамбуле, Гонконге. 

    Первый исполнитель ряда сочинений Добринки Табаковой, Ришара Дюбюньона, Валентина Бибика, Петериса Васкса, Сергея Ахунова, Алексея Курбатова; с музыкантом сотрудничали Гия Канчели, Беньямин Юсупов, Леонид Десятников, Кшиштоф Пендерецкий, Артём Васильев, Елена Лангер. 

    Как дирижер выступал с Базельским симфоническим оркестром, оркестрами Кастилии и Леона, Испанского радио и телевидения, Российским национальным оркестром, Национальным симфоническим оркестром Грузии, Musica Viva, камерными оркестрами Danubia (Будапешт), Sinfonietta Riga, Литовским камерным оркестром и другими коллективами. Максим часто сочетает в концертах два амплуа. В сезоне 2018/19 выступил в качестве альтиста и дирижера с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова в зале «Зарядье», с ГСО Республики Татарстан на фестивале «Рахлинские сезоны» в Казани и с миланским Симфоническим оркестром имени Джузеппе Верди. 

    Первый сольный альбом Рысанова был отмечен журналом Gramophone как лучший диск месяца. Среди наиболее успешных записей артиста – совместный альбом с Жанин Янсен с инвенциями Баха, два диска с виолончельными сюитами Баха в переложении для альта, камерные ансамбли Брамса, произведения Бриттена и Мартину. В 2014 году альбом музыки Добринки Табаковой (ECM), записанный с участием Рысанова в качестве альтиста и дирижера, номинировался на «Грэмми». В 2017 году под лейблом Onyx вышел двойной диск музыканта «В компании Шуберта» с произведениями Шуберта, Ахунова, Десятникова и Табаковой, ставший «выбором года» критиков журнала Gramophone. 

    Играет на инструменте работы Джузеппе Гваданини (1780), предоставленном артисту Фондом Элизы Матильды. Живет в Лондоне.

    Симон Трпчески

    Симон Трпчески выступает с лучшими оркестрами мира, среди них амстердамский Королевский оркестр Консертгебау, Российский национальный оркестр, Симфонические оркестры Северогерманского и Западногерманского радио, Хельсинский филармонический оркестр, Королевский Стокгольмский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский филармонический оркестр Галисии, Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, Новый Японский филармонический оркестр, Китайский филармонический и Мельбурнский симфонический оркестры. Его сольные концерты проходят на главных сценах крупнейших культурных столиц – Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Мюнхена, Праги, Токио. С камерными программами музыкант выступает на фестивалях в Вербье, Аспене, Бергене, Фестивале Балтийского моря и лондонском “BBC Proms”. В числе дирижёров, с которыми пианист постоянно сотрудничает, Марин Олсоп, Лионель Бренгье, Томас Даусгор, Густаво Дудамель, Якуб Груша, Владимир Юровский, Сусанна Мялки, Андрис Нельсонс, Джанандреа Нозеда, Сакари Орамо, Антонио Паппано, Василий Петренко, Юкка-Пекка Сарасте, Лахав Шани, Дима Слободенюк, Робин Тиччати, Кшиштоф Урбанский.

    На сезон 2018/19 у Симона Трпчески заключены контракты с двумя лондонскими оркестрами – «Филармонией» и Симфоническим, с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Галисии, вашингтонским Национальным симфоническим, Нью-Йоркским филармоническим и Чикагским симфоническим и другими коллективами. С Филармоническим оркестром Осло он играет оба концерта Брамса – и в норвежской столице, и на гастролях; в Оперном театре Осло выступает в дуэте со скрипачкой Эльдбьёрг Хемсинг. В составе другого давно сложившегося дуэта – с виолончелистом Даниэлем Мюллер-Шоттом – Симон Трпчески появится на фестивалях в Людвигсбурге и в Мекленбурге-Передней Померании. С собственным фолк-проектом «Македониссимо» артист выступает в Великобритании – в том числе в зале Филармонии Ливерпуля и на фортепианном фестивале в Бирмингеме.

    Музыкант много и активно записывается – его пластинки получают прекрасные рецензии критиков и различные международные награды. Уже первый его альбом, вышедший в 2002 году на EMI, был удостоен престижной премии «Граммофон» в категориях «Выбор редактора» и «Дебютный альбом». В 2010 и 2011 годах диски с записью всех концертов Рахманинова (включая Рапсодию на темы Паганини) с Королевским ливерпульским филармоническим оркестром и дирижёром Василием Петренко получили британские премии – от радиостанции Classic FM и «Граммофон» («Выбор редактора»), а также французскую Diapason d’Or. Релиз сольного концерта 2012 года в Уигмор-холле “Wigmore Hall Live” сразу же был назван The Telegraph лучшим классическим диском недели. В сентябре 2017-го музыкант снова получил Diapason d’Or за пластинку с Первым и Третьим фортепианными концертами Прокофьева (Onyx Classics).

    При поддержке Министерства культуры Республики Македония, а также ведущей в стране культурной организации KulturOp, Симон Трпчески постоянно работает с молодыми музыкантами-соотечественниками, помогая им реализовать таланты.

    Симон Трпчески родился в 1979 году в Македонии. Окончил факультет музыки Университета Святых Кирилла и Мефодия в Скопье у Бориса Романова. Пианист был включён Би-би-си в программу по продвижению молодых музыкантов «Артист нового поколения» и удостоен молодёжной премии Королевского филармонического общества Великобритании (2003).