В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
29 сентября 2018
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетАкутагаваТриптих
для струнных
Абонемент №44:
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков объединил лучших музыкантов российской столицы в камерный оркестр «Виртуозы Москвы», став его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров ведущих московских оркестров, в котором выступали участники прославленного Квартета имени Бородина Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов международных и всероссийских конкурсов.
В концертном сезоне 2023/24 «Виртуозы Москвы» отметили 45-летие творческой деятельности. Сегодня у оркестра нет неосвоенных территорий мирового культурного пространства. С триумфом проходили концерты в Европе, США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, Израиле, Китае, Корее, Японии, Турции и др. География гастрольных поездок также включает в себя все регионы России и страны СНГ. Музыканты выступали не только на самых знаменитых сценах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Королевский Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и др.), но и в обычных концертных залах небольших городов.
В разные годы с «Виртуозами Москвы» выступали Мстислав Ростропович, Елена Образцова, Иегуди Менухин, Владимир Крайнев, Саулюс Сондецкис, Джесси Норман, Дмитрий Хворостовский, Мишель Легран, Хибла Герзмава, Миша Майский, Денис Мацуев, Шломо Минц, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Михаил Плетнёв, Юлиан Рахлин, Гиора Фейдман, Пинхас Цукерман, Кристиан Захариас, Питер Гут, Андрес Мустонен, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Фельцман и другие выдающиеся музыканты.
Большое внимание оркестр уделяет поддержке юных талантов. Именно с «Виртуозами Москвы» свои первые шаги на профессиональной сцене делали многие ныне известные музыканты: от таких признанных мастеров, как Вадим Репин и Анна Аглатова, до молодых, но уже состоявшихся солистов, в числе которых артисты лейбла Deutsche Grammophon Мария Дуэньяс и Даниэль Лозакович, лауреаты международных конкурсов Шио Окуи, Александра Довгань, Анастасия Кобекина, Александр Малофеев и другие.
С сезона 2020/21 «Виртуозы Москвы» тесно сотрудничают с дирижером Арсентием Ткаченко, заместителем художественного руководителя Национального филармонического оркестра России. С сезона 2021/22 начала свою работу дирижерско-стажерская группа оркестра, в первый состав которой по результатам конкурсного отбора вошли Иван Никифорчин, Джереми Уолкер и Климентий Катенин. В состав второй группы, начавшей работу в марте 2024 года, вошли Фёдор Безносиков, Максим Бетехтин, Тимофей Гольберг, Вячеслав Ларин, а также Георгий Васильев в статусе вольнослушателя.
В дискографии оркестра – многочисленные релизы (в том числе альбомы, вышедшие под знаменитыми лейблами BMG Classics и RCA Red Seal), отражающие широту репертуара: от Баха и Моцарта до Шостаковича, Прокофьева, Бартока, Пьяццоллы, Пендерецкого, Щедрина, Шнитке, Губайдулиной, Пярта и Канчели. В 2023 году Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» исполнили специально написанное для них сочинение Владимира Мартынова Post scriptum. Музыку в исполнении «Виртуозов Москвы» теперь можно послушать на всех популярных стриминговых платформах.
«Виртуозы Москвы» активно развивают новые проекты: осенью 2020 года представили концерт-мистерию «Времена года. Переосмысление», объединив музыку эпохи барокко и XX века (в частности, композитора Макса Рихтера) с анимационным видеорядом канадских художников, иллюстрирующим историю развития цивилизации и жизни человека. В 2022 году была создана семейная программа «Моцарт и Сальери», построенная на симфониях этих авторов и одноименной опере Римского-Корсакова в сценическом воплощении режиссера Рамуне Ходоркайте и художника-постановщика Василисы Кутузовой. В 2023 году в Театральном зале Дома музыки состоялась премьера постановки «Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было» с участием Юлии Авшаровой и Юрия Анпилогова (музыкальный руководитель проекта – концертмейстер оркестра Алексей Лундин, дирижер – Джереми Уолкер). В январе 2024 года «Виртуозы» представили новый концептуальный проект «Бах. Вивальди. Путь к свету», в рамках которого шедевры двух композиторов исполнялись почти в полной темноте.
В 2021 году, объявленном в России Годом науки и технологий, «Виртуозы Москвы» организовали ежегодный фестиваль «Формула гармонии», который проходит исключительно в наукоградах (2021 – Пущино, 2022 – Саров, 2023 – Протвино, 2024 – Мичуринск), знакомя их жителей с лучшими образцами классической музыки. Наряду с концертами на фестивале проводятся мастер-классы солистов оркестра для учащихся местных музыкальных школ.
Важная часть репертуара оркестра – программы для детей, в число которых в сезоне 2021/22 вошел цикл научно-популярных концертов-лекций «Музыкальная лаборатория Виртуозов Москвы» с участием инженера-физика, специалиста по физике звука Филиппа Рябова.
Уделяя большое внимание просветительской деятельности, оркестр организовал уникальный онлайн-проект «Играй с Виртуозами», представляющий на сайте коллектива демонстрационные видеозаписи камерных сочинений и видеоминусовки этих же произведений для разных участников ансамбля.
Солисты оркестра регулярно проводят мастер-классы для молодых музыкантов. По инициативе директора коллектива Никиты Лебедева при поддержке Владимира Спивакова также организован социально-культурный проект «Виртуозы – Москве», в рамках которого ежегодно проходит серия благотворительных концертов, направленных на поддержку слабозащищенных категорий населения. Этот проект по праву считается социальной миссией оркестра.
С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.
Один из самых ярких музыкантов своего поколения, Пьер Амуайяль широко известен как солист, дирижёр, педагог.
Начав заниматься музыкой в раннем возрасте, Пьер Амуайяль в 12 лет был награждён Первой премией Парижской национальной консерватории, в 14 – удостоен приза Жинетт Невё, а через год – приза Никколо Паганини. В 17 лет он уехал в Лос-Анджелес, где в течение пяти лет учился у великого Яши Хейфеца. Эти насыщенные годы совместной работы увенчались концертами и записями с Я. Хейфецем и виолончелистом Григорием Пятигорским, а также отмечены Премией Джордже Энеску в области композиции (1970).
В 1971 году, в возрасте 22 лет, Пьер Амуайяль дебютировал в Европе с Оркестром Парижа под управлением сэра Георга Шолти. С тех пор уже почти полвека музыкант с огромным успехом даёт концерты в столицах стран Европы, городах США, Канады, Мексики, стран Южной Америки, Дальнего Востока. Он сотрудничал с лучшими оркестрами мира и с такими дирижёрами, как Пьер Булез, Шарль Дютуа, Курт Зандерлинг, Элиаху Инбал, Герберт фон Караян, Лорин Маазель, Мюнг Вун Чунг, Сейджи Озава, Жорж Претр, Геннадий Рождественский, Саймон Рэттл, Станислав Скровачевский, Гюнтер Хербиг и многими другими знаменитыми маэстро.
В 2002 году Пьер Амуайяль организовал ансамбль «Камерата Лозанны» (Camerata de Lausanne), с которым выступал во многих странах мира, на фестивалях в Швейцарии, Австрии, Франции. С 2007 по 2010 гг. – художественный руководитель камерного оркестра в норвежском городе Кристиансанн.
В репертуаре и обширной дискографии Амуайяля – произведения самых разных эпох и стилей: от Баха до современных авторов. С особым успехом он исполняет и записывает сочинения своих соотечественников: скрипичные сонаты Форе и Франка, Концерт № 3, «Интродукцию и рондо-каприччиозо», «Хаванез» Сен-Санса, концерты Шоссона, Дютийе (сыграл премьеру этого сочинения в Германии с оркестром Берлинской филармонии под управлением Лорина Маазеля), «Испанскую симфонию» Лало. В числе лучших записей музыканта – концерты Моцарта (№ 4 и № 5), Сибелиуса, Мендельсона, все произведения для скрипки и фортепиано Прокофьева и многие другие сочинения.
Записи Пьера Амуайяля и «Камераты Лозанны» выходят на самых известных лейблах: Decca, Harmonia Mundi, Warner Music и других. Среди работ последнего времени – скрипичные сонаты Грига и Брамса (с Фредериком Чиу), концерт для скрипки с оркестром Рене Кёринга (дирижёр Фридеманн Лайер), «Григорианский концерт» Респиги с Национальным оркестром Франции под управлением Шарля Дютуа; скрипичные концерты Баха, Концертная симфония Моцарта, сочинения для камерного оркестра Мендельсона и Чайковского.
Пьер Амуайяль – исключительно востребованный педагог. Сам он называет преподавание «своей великой страстью». В конце 1970-х годов он начал преподавать в Парижской национальной консерватории, став самым молодым профессором за все годы существования этого учебного заведения. Переехав в Швейцарию, Амуайяль занял пост профессора Высшей школы музыки в Лозанне. В 1991 году он организовал и возглавил Летнюю музыкальную академию в Лозанне, в которой проводятся мастер-классы по скрипке и фортепиано.
С 2013 года Пьер Амуайяль является приглашённым профессором Университета «Моцартеум» в Зальцбурге, регулярно преподаёт в учебных заведениях Японии. Музыкант входит в жюри самых престижных международных скрипичных конкурсов (в Пекине, Майкла Хилла в Новой Зеландии, имени Сибелиуса в Хельсинки, имени королевы Елизаветы в Брюсселе и др.).
Пьер Амуайяль – кавалер Ордена искусств и литературы (1985) и Ордена «За заслуги» (1996) Франции. Удостоен премии Фонда кантона Во (Vaud) за особые заслуги в развитии культуры (2002) и Премии Лозанны (2006).
Музыкант неоднократно выступал в России: как солист и во главе своего ансамбля «Камерата Лозанны», проводил мастер-классы. Принимал участие в фестивалях ArsLonga, «Дебюсси и его время», входил в состав жюри V Московского Международного конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха и Международного конкурса скрипачей Владимира Спивакова в Уфе.
В апреле 2018 года Пьер Амуайяль был председателем жюри IV Международного конкурса скрипачей имени Ю.И. Янкелевича в Омске. Он является одним из художественных руководителей (вместе с пианистом Павлом Гилиловым) Академии музыки Ривьеры, которая открывается в октябре 2018 года.
Музыкант – автор двух книг: “Pour l'amour d'un Stradivarius” («Ради Страдивари», 2004) и “Dans la lumière de Heifetz: Entretiens avec Antonin Scherrer” («В свете Хейфеца: Интервью с Антонином Шеррером», 2014).
В 1990 году на экраны мира вышел художественный фильм французского режиссера Жана-Луи Гийерму «Месса си минор», в котором Амуайяль сыграл одну из главных ролей – скрипача Лорана.
Пьер Амуайяль – обладатель одной из самых прекрасных скрипок Страдивари – “Kochanski” (1717), которая была похищена в 1987 году, но спустя четыре года найдена итальянской полицией и возвращена владельцу.
Алексей Лундин – скрипач, концертмейстер и солист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Родился в 1971 году, окончил Московскую музыкальную спецшколу имени Гнесиных и Московскую консерваторию (класс профессора Надежды Бешкиной). Занимался также в классах камерного ансамбля профессора Татьяны Гайдамович и струнного квартета профессора Рафаэля Давидяна. В 1993 году в составе трио стал лауреатом конкурса камерных ансамблей в Трапани (Италия), в 1996 году – победителем конкурса камерных ансамблей в Веймаре (Германия). В 1995 году продолжил обучение в ассистентуре-стажировке Московской консерватории в классах профессора Александра Бондурянского (камерный ансамбль) и профессора Маринэ Яшвили (сольное исполнительство), с которой также неоднократно выступал в дуэте.
С 1998 года Алексей Лундин – артист всемирно известного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», с 1999 года – концертмейстер и солист оркестра. Среди сценических партнеров Лундина – Владимир Спиваков, Рудольф Баршай, Феликс Коробов, Элисо Вирсаладзе, Михаил Лидский, Александр Гиндин, Андрей Коробейников, Манана Доиджашвили, Алексей Уткин, Сергей Накаряков, Юлиан Милкис, Павел Берман, Захар Брон, Пьер Амуайяль, Кристина Ополайс, Наталья Загоринская, Кристиан Захариас, Алексей Любимов и многие другие прославленные музыканты. В 1998 году был создан струнный «Моцарт-квартет», в состав которого вошли Алексей Лундин, Ирина Павлихина, Антон Кулапов и Вячеслав Маринюк. Молодой коллектив поддержал выдающийся виолончелист Валентин Берлинский, многолетний лидер Государственного квартета имени Бородина. В 2001 году «Моцарт-квартет» завоевал I премию на VI Международном конкурсе струнных квартетов имени Шостаковича.
Алексей Лундин уделяет большое внимание музыке композиторов нашего времени; в его репертуаре – сочинения Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Гии Канчели, Карэна Хачатуряна, Владимира Тарнопольского, Владимира Кривцова, Романа Леденёва, Давида Кривицкого, Владимира Торчинского, Александра Чайковского, Кшиштофа Пендерецкого, Андреаса Мустукиса. Лундину посвящен Концерт для скрипки с оркестром №4 Юрия Буцко. В составе «Моцарт-квартета» принимал участие в записи альбома музыки Германа Галынина. В 2000 году удостоен молодежной премии «Триумф», в 2009 – почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации». С 2007 года преподает в Московской консерватории, с 2016 – в спецшколе имени Гнесиных. С 2010 года – организатор и художественный руководитель международного фестиваля классической музыки в Салацгриве (Латвия).