В продаже абонемент Musica sacra nova
Светлана Сергеева (сопрано)
Максим Осокин (бас)
Абонемент №132:
Великие композиторы.
Цикл дневных концертов для детей среднего школьного возраста.
Автор и ведущая –
Светлана Виноградова
С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.
23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.
Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.
Талант, опыт, мастерство — три составляющие
абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося
музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на
протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки —
загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный,
научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце».
Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу
композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого
представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла
на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной
аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени
Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца
съездов.
Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.
Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.
Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.
Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы — сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.
Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.
За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».
Камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» был создан директором Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных Михаилом Хохловым в 1990 году. В составе оркестра — учащиеся старших классов школы. Основной возраст участников коллектива — 14–17 лет.
Состав оркестра постоянно обновляется, выпускники Школы поступают в вузы, на смену им приходит новое поколение. Часто под своим названием «Гнесинские виртуозы» собирают бывших выпускников разных лет. С момента основания в оркестре сыграли около 400 юных музыкантов, многие из которых сегодня — артисты лучших российских и европейских оркестров, лауреаты престижных международных музыкальных конкурсов, концертирующие исполнители. Среди них: солист Королевского оркестра Concertgebouw (Амстердам), профессор Королевской академии музыки в Лондоне гобоист Алексей Огринчук, лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве и имени М. Ростроповича в Париже виолончелист Борис Андрианов, основатели и руководители Фестиваля камерной музыки «Возвращение» скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, лауреат Молодежной премии «Триумф» перкуссионист Андрей Дойников, кларнетист Игорь Федоров и многие другие.
За годы своего существования «Гнесинские виртуозы» дали более 700 концертов, играя в лучших залах Москвы, гастролируя в России, Европе, Америке, Японии. В качестве солистов с «Виртуозами» выступали: Наталья Шаховская, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Рудин, Наум Штаркман, Владимир Тонха, Сергей Кравченко, Фридрих Липс, Алексей Уткин, Борис Березовский, Константин Лифшиц, Денис Шаповалов, Александр Кобрин, Николай Токарев.
Коллектив под руководством М. Хохлова — постоянный участник самых престижных международных музыкальных мероприятий. Российские и зарубежные критики отмечают неизменно высокий профессиональный уровень оркестра и уникальный для детского коллектива репертуарный диапазон — от музыки эпохи барокко до ультрасовременных сочинений. Специально для «Гнесинских виртуозов» М. Хохловым аранжировано более тридцати произведений.
В творческом багаже «Гнесинских виртуозов» — участие в музыкальных фестивалях, длительные гастрольные турне, совместные международные творческие проекты: с камерным хором Oberpleis (Германия), большим хором города Каннондзи (Япония), эвритмическими труппами Goetheanum/Dornach (Швейцария) и Eurythmeum/Stuttgart (Германия), юношеским оркестром Jeunesses Musicales (Хорватия) и другими.
В 1999 году коллектив стал победителем Международного конкурса юношеских оркестров «Мурсия – 99» в Испании.
Многие выступления «Гнесинских виртуозов» записаны и транслировались Российской телерадиокомпанией, телекомпанией ОРТ, Российским государственным музыкальным телерадиоцентром (радио «Орфей»), японской компанией NHK и другими. Издано 15 CD и 8 DVD-Video оркестра.
Михаил Хохлов — одна из наиболее значительных фигур
в сфере современной музыкальной педагогики, директор средней специальной
музыкальной школы имени Гнесиных, основатель и руководитель камерного оркестра
«Гнесинские виртуозы».
Музыкант родился в 1955 году в Москве. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (класс В. А. Аристовой), затем Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку по специальности фортепиано. Занимался в классе профессора Веры Горностаевой, также посещал классы симфонического дирижирования профессоров Юрия Симонова и Дмитрия Китаенко.
В 1981 году начал концертировать как пианист, активно пропагандируя музыку современных композиторов. Выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Одессе и других городах России, а также в Англии, Австрии, Германии, Израиле, США. В 1990 году фирма Art&Electronics выпустила его сольный диск.
С 1987 года Михаил Хохлов преподает фортепиано в МССМШ им. Гнесиных, с 1989 года — директор школы, которая в 1998 году была признана лучшей музыкальной школой России.
В 1990 году М. Хохлов организовал из учащихся школы камерный оркестр «Гнесинские виртуозы», который за двадцать пять лет своего существования получил международное признание. Под руководством М. Хохлова оркестр дал множество концертов в России, Европе, Америке, Японии, стал победителем Международного конкурса юношеских оркестров «Мурсия–99» в Испании, записал аудио и видеодиски. Специально для «Гнесинских виртуозов» М. Хохловым аранжировано несколько десятков произведений.
С 2001 года М. Хохлов также выступает как пианист в
составе созданного им ансамбля «Пьяццолла-квинтет». Он постоянно участвует в
работе международных конференций, музыкальных фестивалей, входит в состав жюри
исполнительских конкурсов, проводит мастер-классы.
Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист России, лауреат Премии Москвы и премии Президента Российской Федерации.
Оксана Лесничая родилась в Тольятти. В 2000 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Масленниковой), затем продолжила обучение в аспирантуре в классе профессора Белы Руденко.
В 1996–2005 гг. – солистка Камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского. Исполняла на сцене театра партии Эвридики («Эвридика» Пери), Друзиллы («Коронация Поппеи» Монтеверди), Донны Анны / Церлины, Фьордилиджи, Графини («Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта), дочери Подточиной и соло в Казанском соборе («Нос» Шостаковича), Параси («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Клеопатры («Юлий Цезарь» Генделя).
В 2002–2004 гг. обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской, где в репертуар певицы вошли партии Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова) и Маргариты («Фауст»).
В 2007 году дебютировала в Большом театре России в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта), в дальнейшем исполняла на этой сцене партию Ксении в опере «Борис Годунов» Мусоргского.
Гастролировала в Германии, Италии, Франции, Чехии, Македонии, Италии, Болгарии, Азербайджане. В 2000 году выступила на Людвигсбургском фестивале в опере Моцарта «Так поступают все женщины» (партия Фьордилиджи, дирижер – Вольфганг Генненвайн). В 2004 году во Франкфурте выступала с Российским национальным оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.
Принимала участие в концертном исполнении оперы «Четыре девушки» Денисова в Зале имени П. И. Чайковского в Москве (2007, Госкапелла России, дирижер – Геннадий Рождественский); в мировой премьере оперы «Ревизор» Владимира Дашкевича (партия Маши) в Новосибирском государственном театре оперы и балета (2007); в фестивале имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой в Астрахани (2008, «Кармен» Бизе – Микаэла); на фестивале «Светлановские недели» в Москве (2008, «Лакме» Делиба, заглавная партия); Фестивале русской культуры в ЮАР (2009); исполнении Мессы соль мажор Шуберта с ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета (2009).
Неоднократно сотрудничала с Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова; участвовала в концерте, посвященном 90-летию капеллы, в Большом зале Московской консерватории (2009).
С 2016 года выступает в роли Аделины Патти в мюзикле «Анна Каренина» на сцене Московского театра оперетты.