Отмена концертов Светланы Виноградовой : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Отмена концертов Светланы Виноградовой

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Владимир Завьялов (художественное слово)
    Алексей Набиулин (фортепиано)
    Антонио Грамши (перкуссия)
    Дмитрий Игнатов (ней, кавал, бузуки)
    В программе:
    Дебюсси

    Этническая музыка



    Р. Киплинг – «Книга джунглей» («Маугли», фрагмент)

    Х. Л. Борхес – «Бестиарий», книга вымышленных существ («Лебедь», «Пеликан», «Пантера»)

    Г. Г. Маркес – «Незабываемый день в жизни Бальтасара»

    12+

    Абонемент №173:

    Впередсмотрящий.
    Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Владимир Завьялов

    Владимир Завьялов родился в 1951 году. В 1972 году окончил Свердловское театральное училище. Затем работал в Казанском и Ростовском театрах юного зрителя, Московском театре комедии. С 1986 года работает в Московской государственной филармонии.

    В 1987 году стал лауреатом Всероссийского Пушкинского конкурса артистов-чтецов.

    В репертуаре артиста 6 чтецких программ. Разнообразны творческие и литературные пристрастия артиста: А. Пушкин «Сегодня бал у Сатаны…» («Уединённый домик на Васильевском острове», «Монах», стихи) и Ф. Достоевский  «Об этой муке и Христос говорил…»(фрагменты из произведений; «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», дневник писателя), «Заокеанские прохиндеи» - программа по рассказам американских писателей (О. Генри «Фараон и Хорал», «Трест, который лопнул»; А. Бирс «Бездонная могила»; М. Твен «Как выводить кур»). Для детей сказы Павла Бажова и «Сказки для детей с родителями» Людмилы Петрушевской.

    Высокая требовательность к себе, скрупулёзная работа над литературным материалом не позволяют артисту быстро делать программы. Но все они проходят с неизменным успехом на всех площадках.    Владимир Завьялов ежегодно выступает в абонементных концертах Камерного зала Московской филармонии.

    Алексей Набиулин


    Алексей Набиулин — лауреат международных конкурсов, серебряный медалист XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, активно концертирует в России и за рубежом. Артист известен широкой публике как вдумчивый, серьезный исполнитель музыки различных репертуарных направлений, обладающий безупречным чувством стиля и эпохи.

    Музыкант родился в 1978 году в Норильске, где учился в Детской школе искусств у С. Трофимовой. В 9 лет он дал свой первый сольный концерт, а в 13 добился международного признания. Тогда, уже будучи учащимся московской Центральной средней специальной музыкальной школы (класс С. И. Гаджиева), он выступил с делегацией Советского Детского Фонда на благотворительных концертах в Канаде, а через год участвовал в турне «Русские виртуозы» по всей Германии.

    После блестящего окончания школы Алексей Набиулин продолжил обучение в Московской консерватории и аспирантуре у профессора Михаила Воскресенского. Музыкальное образование завершил в ассистентуре-стажировке при Московской консерватории в 2001 году.

    «Алексей Набиулин — один из моих замечательных учеников, с ним я проработал 9 лет, – говорит народный артист России Михаил Воскресенский. — Меня всегда привлекает в нем умение выявить в первую очередь духовное содержание исполняемой музыки, счастливая способность донести до слушателя ее глубинный смысл. В интерпретациях А. Набиулина доминирует образно-поэтическое начало, технические сложности становятся незаметными благодаря его блестящим пианистическим данным».

    Первым «взрослым» творческим успехом А. Набиулина стало его участие в Первом Европейском фортепианном форуме (Берлин, 1997), где молодой пианист представлял Московскую консерваторию и показал исключительный уровень мастерства.

    За годы учебы А. Набиулин много и успешно выступал на разных конкурсах. В 1992 году он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского (III премия), в 1998 — победителем XXIII конкурса пианистов имени А. Казагранде в Терни (Италия, I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Ф. Шуберта). Тогда председатель жюри Дарио де Роза сказал в своем интервью местной газете: «Уверен, у этого юноши – большое будущее. Его исключительный талант, его врожденный, Богом данный пианизм заставят восхищаться им...». Вскоре последовали и другие достижения: в 2000 году А. Набиулин получил I премию и специальный приз за исполнение произведения Дж. Фильда на V Международном конкурсе пианистов в Дублине (Ирландия), а в 2002 году добился успеха на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, завоевав II премию, серебряную медаль и специальные призы Московской консерватории и телеканала «Культура». В. Крайнев, возглавлявший жюри конкурса, назвал 24-летнего музыканта «зрелым мастером». Успехи Алексея Набиулина на конкурсах отмечены также особыми наградами — роялями KAWAI и SEILER, подаренными в качестве специальных призов от фирм-производителей.

    Концерты А. Набиулина регулярно проходят в России, странах Восточной и Западной Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. С большим успехом он выступает во всех залах Московской консерватории, на сцене Концертного зала имени П. И.Чайковского, Alice Tully Hall в Нью-Йорке, Wigmore Hall в Лондоне, National Concert Hall в Дублине, Sala dei Notari в Перудже, Gasteig в Мюнхене, Forum Grimaldi в Монте-Карло, Megaron в Афинах, а также в залах филармоний России, Украины, стран СНГ.

    Музыкант выступал с такими коллективами, как Национальный симфонический оркестр Ирландии и Ирландский камерный оркестр, Гринвич-симфони, Национальный оркестр Лилля, «Чешские виртуозы» (Брно), Sinfonia Varsovia, Филармонический оркестр Монте-Карло, академический камерный оркестр Harmonia Nobile, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Уральский академический филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Украины, Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, сотрудничал со многими прославленными дирижерами современности.

    Алексей Набиулин участвует в крупнейших фестивалях: «Русская зима» в Москве, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, многих фестивалях во Франции (La Roque d'Antheron, PianoPassion, Radio France Montpellier, Piano en Valois) и Италии (Lago Maggiore Musica, Notti nei giardini d`Europa, Festival dei Due Mondi di Spoleto, Festival Liszt in Modena, Schon Schubert), Povoa de Varzim в Португалии, Santander Festival в Испании, Бетховенском фестивале в Бонне, «Нопциле пианистиче» и «Мэрцишор» в Кишиневе, «Виртуозы» во Львове, Рахманиновском фестивале в Харькове (на десятом фестивале в 2008 году артистом были исполнены все четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини).

    Творчество исполнителя запечатлено на компакт-дисках фирм Audite (произведения С. Прокофьева и С. Рахманинова), «Мелодия» (сочинения Ф. Шуберта) и Triton с записью выступления на Конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Начиная с 2012 года Алексей Набиулин совмещает исполнительскую деятельность с преподаванием в Московской консерватории.

    Антонио Грамши

    Антонио Грамши – исполнитель на исторических и этнических музыкальных инструментах (духовые и ударные), коллекционер. Учился игре на блокфлейте у своего отца Джулиано Грамши, на ударных инструментах – у Кадыра Абделя Саидхаруна. 

    Участник Volkonsky Consort, La Campanella, Concentus Noster, La Spiritata и других ансамблей старинной и этнической музыки. 

    Работает в театре «Школа драматического искусства» как музыкант и композитор (участвовал в постановках спектаклей «Антигона», «Рыбак и его душа», «Горе от ума», «Молитва о Марине», «Каменный ангел», «Балканский феномен», «Тысяча и одна ночь»). Приглашенный артист Электротеатра «Станиславский» (участвует в спектакле «Стойкий принцип»).

    Преподает музыку в школе Italo Calvino при Посольстве Италии в Москве. Занимается исследованиями в области применения математических методов в структурном анализе музыки и композиции. Результаты исследований опубликованы в альманахе «Биомашсистемы» (2019) и книге «Алгебра ритмов» (изд-во «Маткласс», 2022). 

    Лауреат I степени в конкурсе творческих проектов VII Международной ассамблеи «Современность и творчество в методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ» (за разработку и применение альтернативных систем нотации на уроках музыки в общеобразовательных школах).

    Дмитрий Игнатов

    Дмитрий Игнатов – мультиинструменталист и композитор. Работает во множестве направлений – от старинной и этнической музыки до современной. Играет на аль уде (арабской лютне), ирландском и греческом бузуки, болгарском кавале, армянском блуле, всех видах гитар и других.

    С 1998 года участвует в различных проектах в Москве и Санкт-Петербурге. Выступал на музыкальных и театральных фестивалях в Лейпциге, Амстердаме, Лахоре (Пакистан), на Крите, в Москве, Казани, Перми, Новосибирске, Норильске. Основатель проекта Flying Fish.

    Работает с коллективами Laterna Magica, Universaliain Re, Pfeifer, «Зеленые рукава», «Мальтониус Ольбрен», «Станция Мир», «Дробинска», Los Gaiteros de Moscu, Koda, Romancero Sefardi, Mazal Bueno Orquesta, The Dartz, «Лампа Ladino», «Балканица», трио «АрфаБит», «Амели на Мели», Auroria, Maata, Bubamara Brass Band, Sambateria Артура Газарова, Varevo, Autentic Light Orchestra, «Свободное пространство», Sound Gardens, MKAD Orchestra, Mesogios, 7/8 band и другими. 

    Сотрудничал со знаменитыми исполнителями этномузыки, среди которых Мисирли Ахмети Владисвар Надишана, с режиссерами Никитой Беляковым, Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым, танцовщиком и хореографом Ольгой Костериной. Много работал в студии звукозаписи, преподавал. Автор музыки и руководитель ансамбля в спектакле «История Алоиса» Театра кукол имени С. В. Образцова. C 2015 года работает в «Театриуме на Серпуховке».