Почему они верят : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Почему они верят

    13 марта 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Рафаэль Клейнер (художественное слово)
    Сергей Карякин (художественное слово)
    Владимир Тонха (виолончель)
    Алексей Холодов (фортепиано)
    Борис Кудрявцев (баритон)
    В программе:
    Моцарт
    Симфония № 40 соль минор (I часть, фрагмент)
    Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» (фрагмент)
    Концерт № 21 для фортепиано с оркестром до мажор (II часть, фрагмент)
    “Lacrimosa” из Реквиема (Переложение К.Клиндворта)
    Монтеверди
    Ария
    Верди
    Монолог Яго из оперы «Отелло» (II акт)
    Губайдулина
    Три прелюдии для виолончели соло

    А. С. Пушкин – «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий»

    В. Шекспир  «Отелло», фрагменты из трагедии

    12+

    Абонемент №207:

    Впередсмотрящий.
    Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых.
    Автор и ведущая цикла — Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Рафаэль Клейнер

    Рафаэль Клейнер – артист-чтец Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства.

    Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства звучащего слова. Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения «русскому слову» уже более четырех десятилетий. Тяга к чтецкому искусству у будущего артиста оказалась сильнее его театральных пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. В 1966 году он окончил Новосибирское театральное училище и стал артистом-чтецом Новосибирской областной филармонии. Двумя годами позже начались выступления Р. А. Клейнера в Москве. Вскоре он был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Играл в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семена Гудзенко, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачев» С. Есенина, «Антимиры» А. Вознесенского. В январе 1969 года, выдержав конкурс, Р. А. Клейнер стал артистом-чтецом Московской филармонии. Репертуар Рафаэля Александровича огромен и представлен, прежде всего, высшими достижениями российской словесности (от А. Пушкина до И. Бродского и ныне пишущих поэтов), речами великих прозаиков и драматургов (И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский), прозаической публицистикой Л. Толстого, очерками А. Писемского, дневниками Ф. Достоевского и поэзией советского периода. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих помимо «золотого фонда» отечественной литературы, также и философские труды. Среди них «Апология Сократа» Платона, «Петр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», программа по философским трудам Мераба Мамардашвили. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, музыкальность и интонационное богатство, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – все это присуще Р. А. Клейнеру. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», а некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом и мимикой артист доносит идею произведения, передает переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, находит отклик в сердцах людей. Около двадцати лет автором и режиссером программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы. Будучи активным пропагандистом жанра звучащего слова, Р. Клейнер зачастую бескорыстно участвует в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны. Также он – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.

    Рафаэль Клейнер охотно передает свой опыт и знания молодежи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. В течение десяти лет с 1985 года он возглавлял Клуб чтеца ЦДРИ, а с 1999 года является бессменным художественным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке Р. Клейнер проводит уникальные занятия с детьми. Он также является профессором Кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 году Р. А. Клейнер стал первым чтецом – лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства. В 2011–2013 гг. артист много и успешно гастролировал по странам ближнего (Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан) и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Словакия, Словения, Чехия).

    Сергей Карякин

    Сергей Карякин – российский актер театра и кино. Родился в 1972 году в Томске. В 1997 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Авангарда Леонтьева). 

    В 1997–1998 гг. работал в Московском Новом драматическом театре, в 1999–2004 гг. – в Московском театре имени Н. В. Гоголя. В 2002–2005 гг. сотрудничал с Музыкальным театром «Амадей». В 2005 году удостоен молодежной премии «Триумф».

    Среди театральных ролей – Ромео («Ромео и Джульетта» по Шекспиру, Томский ТЮЗ), Ковбель («Журден» по Мольеру, Новый драматический театр), Игорь («Зверь-машка» по Мирошниченко, Театр имени Н. В. Гоголя), Полли Бейкер («Что тот солдат, что этот» по Брехту, Театр имени Н. В. Гоголя), Поэт («Царица Тамара», проект «Открытая сцена»), Сергей Есенин (Фантазия-воспоминание по поэме Есенина «Анна Снегина» и произведениям Рахманинова и Вертинского, Музыкальный театр «Амадей»), Веничка Ерофеев («Москва-Петушки. Поэма», моноспектакль Сергея Карякина) и другие. 

    Снимался в фильмах и сериалах «В круге первом», «Сверчок за очагом», «Атлантида», «Стилет», «Ключи от бездны», «Мой муж – гений», «Большая игра», «Танец горностая», «Бедная Настя», «День отчаяния», «Клад могилы Чингисхана», «Высший пилотаж», «Обратная сторона луны», «Иван Денисович» и других. 

    Сотрудничает с Московской филармонией, где в чтецкий репертуар артиста вошли «Война и мир» Льва Толстого, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

    Владимир Тонха

    Владимир Тонха – Народный артист России, лауреат Премии Москвы, профессор, заведующий кафедрой виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных.

    «Владимир Тонха – это музыкант, который все свое нутро, всю свою душу передает через звук. Такую силу самоотдачи и любви к звуку, такое музицирование я воспринимаю как религозный акт. Как общение с Богом». Эти слова выдающегося композитора Софии Губайдулиной можно предпослать всему исполнительскому творчеству Владимира Тонха. Музыкальная критика многих европейских стран, США, Японии и Канады, где проходили концерты В. Тонха, говоря о его виртуозности, темпераменте и убедительности интерпретаций, чаще всего отмечает звуковые достоинства его исполнения, умение благодаря им создать в зале атмосферу напряженного внимания и того слушательского соучастия, которое превращает музицирование в Действо, объединяющее воедино композитора, исполнителя и слушателя.

    Амплитуда деятельности Владимира Тонха чрезвычайно широка. Он выступает с сольными концертами и симфоническими оркестрами, много играет в камерных ансамблях, в том числе в созданном им Московском виолончельном квартете.

    С сольными, симфоническими и камерными программами В. Тонха с успехом выступал в Англии, Италии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Бельгии, Чехии, Венгрии, США, Японии, Канаде и других странах. Он выступал в Большом и Малом залах Московской консерватории, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Консертгебау (Амстердам), лейпцигском Гевандхаузе, Кёльнской филармонии, Сантори-холле (Япония) и многих других знаменитых залах мира.

    Партнерами В. Тонха были крупнейшие музыканты современности: Г. Рождественский, В. Гергиев, Э. Клас, Ю. Башмет, Г. Кремер, И. Архипова, Ю. Такахаши, Т. Гринденко, О. Янченко и многие другие.

    Владимир Тонха известен в России и за рубежом и как выдающийся интерпретатор современной музыки. Он - первый исполнитель огромного числа новых произведений. Многие авторы стремятся отдать свои работы именно ему, пребывая в уверенности, что его мастерство обеспечит наиболее совершенное воплощение их замысла. Владимиру Тонха посвящено более шестидесяти произведений ведущих композиторов современности, среди которых София Губайдулина, Юджи Такахаши, Кирилл Волков, Ефрем Подгайц, Валерий Калистратов, Мераб Гагнидзе, Реваз Габичвадзе, Сергей Беринский, Михаил Броннер, Татьяна Сергеева, Владимир Рябов, Митчелл Кларк, Дмитрий Смирнов, Юрий Каспаров, Роман Леденев, Виктор Суслин, Николай Пейко и многие другие.

    В. Тонха – участник многих Международных фестивалей, в том числе в Хельсинки, Локенхаузе, Токио, Бовэ, Амстердаме, Будапеште, Зальцбурге, Бостоне и других. Широко известна музыкально-общественная деятельность В. Тонха. Он – организатор и художественный руководитель ряда крупных международных фестивалей в Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Казани и других городах России.

    Слушательская аудитория В. Тонха постоянно расширяется благодаря его записям. Диск с записью «Семи Слов Христа» Софии Губайдулиной был удостоен одной из самых почетных наград в области звукозаписи - приза французского журнала «Диапазон» «Золотой диапазон».

    Ученики В. Тонха с успехом выступают в России и за рубежом, завоевывают награды на Всероссийских и Международных конкурсах, работают в ведущих вузах России и странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Центральными российскими нотными издательствами опубликовано около двухсот произведений виолончельной и камерно-инструментальной музыки под редакцией В. Тонха.

    Алексей Холодов

    Алексей Холодов родился в 1978 году в Бишкеке (Киргизия), где окончил Музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева (класс Тамары Карелиной). Затем обучался в классе профессора Аркадия Севидова в Российской академии музыки имени Гнесиных, ассистентуре-стажировке РАМ и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 

    Лауреат Международного конкурса пианистов «Эвтерпа» в Корато (Италия, 2010, I премия; 2012, III премия), дипломант Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Киеве (2001), удостоен специального приза на Международном конкурсе имени Иоганнеса Брамса в Пёртшахе (Австрия, 2001).

    Выступает с сольными и камерными концертами в залах Москвы, городах России, Украины, Кыргызстана, Германии, Австрии и Италии. На протяжении многих лет сотрудничает с Московской филармонией, принимал участие в авторских концертных циклах Светланы Виноградовой. В настоящее время – участник литературных абонементов Антонины Кузнецовой. Часто выступает в проектах фонда «Бельканто». 

    С 2018 года преподает специальное фортепиано в Детской музыкальной школе при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена.

    Борис Кудрявцев

    Борис Кудрявцев — народный артист России, заведующий Кафедрой вокала Московского педагогического государственного университета, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Кафедра сольного пения) и Международной академии фундаментальных наук.

    Родился в 1949 году в Мурманске. С 1967 года учился на вокальном отделении Академического музыкального училища при Московской консерватории (класс профессора Г. И. Тица). В 1968 году был призван в ряды Советской армии, служил в Ансамбле песни и пляски МВО, затем в ЦГВ в Чехословакии. По окончании службы продолжил обучение в музыкальном училище и Московской консерватории (Вокальный факультет, класс профессора Г. И. Тица).

    На четвертом курсе Консерватории был принят в стажерскую труппу Государственного академического Большого театра СССР. По окончании стажировки стал солистом Театра. За время работы в Большом исполнил множество партий: Юлий Цезарь из одноименной оперы Г. Ф. Генделя, Шарплес («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Моралес («Кармен» Ж. Бизе), Мизгирь и Морской царь («Снегурочка» и «Садко» Н. Римского-Корсакова), Щелкалов и Стрешнев («Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского), Елецкий («Пиковая дама» П. Чайковского), Царев («Семен Котко» С. Прокофьева), партия Гитариста из оперы «А зори здесь тихие» К. Молчанова и другие. Его партнерами по сцене были звезды оперной сцены: В. Атлантов, Т. Милашкина, И. Архипова, Е. Образцова, Т. Синявская и другие.

    C 1982 по 1984 год Борис Кудрявцев работал солистом Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1984 году исполнил партию Ацема в опере «Американцы» Фомина. Неоднократно принимал участие в концертном исполнении опер «Травиата» и «Трубадур» Дж. Верди (партии Жермона и Графа ди Луна).

    В 1986 году был принят в Московскую государственную филармонию на должность солиста-вокалиста. В 1991 году стал солистом Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором проработал до 2006 года. Исполнял ведущие партии в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Эрнани» и «Отелло» Дж. Верди и других. Гастролировал за рубежом — в Германии, Испании, Португалии, Венгрии, Чехии, Польше, Эстонии, на Мальте, в Южной Корее и других странах. Много выступал на главных концертных площадках столицы и в других городах России.

    Сотрудничал с различными, в том числе военными, оркестрами. Был солистом Образцово-показательного оркестра внутренних войск МВД России, выступал солистом оркестра Министерства Обороны РФ. Работал с ансамблем Песни и пляски Московского Военного Округа. Выступал под управлением дирижеров: Ю. Силантьева, Е. Светланова, Г. Проваторова, Е. Колобова, Н. Некрасова, Л. Николаева, Ф. Мансурова, Г. Рождественского, Ю. Симонова, А. Лазарева, Д. Китаенко и других.

    C 1999 года по 2000 год преподавал в Сеульском университете (Южная Корея). C 1996 года преподает в Академическом музыкальном колледже при МГК имени П. И. Чайковского. C 1998 года — на Кафедре сольного пения в МГК имени П. И. Чайковского. C 2010 года является заведующим Кафедрой вокала на Факультете культуры и музыкального искусства в МГГУ имени М А. Шолохова.

    Выступал в Колонном зале Дома Союзов, Большом, Рахманиновском и Малом залах Консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Кремлевском дворце, ГЦКЗ «Россия», Бетховенском зале Большого театра, Музее имени М. И. Глинки, ЦДРИ, Доме архитектора, Центральном доме художника, Центральном доме писателей, Доме ученых, Совете Федерации РФ, Театре Российской Армии, Театре Эстрады, ЦДКЖ, ДК «Зил», ДК «Москвич».

    Сотрудничал со многими звездами эстрады, среди которых И. Кобзон, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Стрельченко, О. Воронец, Р. Ибрагимов, Т. Гвердцители, М. Глуз и О. Газманов.

    Борис Кудрявцев — член жюри многих международных конкурсов. Многие его ученики стали солистами ведущих театров России и мира.