Мировые хиты танцевальной музыки : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Мировые хиты танцевальной музыки

    15 апреля 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Владимир Андропов, дирижёр
    Дарья Зыкова (сопрано)
    Константин Захарато (балалайка)
    Александр Николайчук (балалайка)
    Алексей Вродливец (балалайка)
    Даниил Стаднюк (баян)
    Екатерина Мочалова (домра)
    Сергей Четоев (свирель)
    Роман Сандлер (флейта)

    Кирилл Штыбин (баян)

    Юлия Неверова (домра-альт)

    Виктор Олехнович (электробалалайка)

    Станислав Карпов (электробалалайка)

    Секстет балалаек оркестра

    В программе:

    Лядов, Дворжак, Брамс, Монти, Чайковский, 
    Хачатурян, Абрэу, Дунаевский, Верди, Мийо, 
    Хачатурян, Корнев, Дербенко, Соболев, 
    Динику, Цыганков, Альфано, Цыганков, 
    Пьяццолла, Фридман, Майерс, Оффенбах

    12+

    Абонемент №72:

    Встречи по четвергам

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. 

    В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями. 

    В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты. 

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.


    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. 

    Дарья Зыкова

    Дарья Зыкова родилась в 1981 году в Москве. В 2005 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Масленниковой), в 2009 году – ассистентуру-стажировку вуза. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (2002).

    С 2008 года – приглашенная солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Папагены («Волшебная флейта» Моцарта). В дальнейшем в репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мерседес, Фраскиты («Кармен» Бизе), Бригитты, Маши («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Адели («Летучая мышь» И. Штрауса), Голоса Золотого петушка («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Марианны Ляйтметцерин («Кавалер розы» Р. Штрауса), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Герды («История Кая и Герды» Баневича), Берты («Севильский цирюльник» Россини).

    Сотрудничает с Московской филармонией. Выступала с ведущими коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Московский камерный оркестр Musica Viva; с известными дирижерами, такими как Владимир Федосеев, Василий Синайский, Павел Сорокин, Кристофер Мулдс, Дмитрий Юровский, Фабио Мастранджело, Мариус Стравинский, Лоран Кампеллоне, Кристоф-Маттиас Мюллер, Иоганнес Вильднер и другие.

    Гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Польше, Литве, Эстонии, Молдове, США, Японии, Южной Корее.

    Принимала участие в Международном фестивале «Опера априори», Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета, международных фестивалях Аrs Longa, Primavera Classica, «Русская музыка на Балтике», «Спасская башня», Summertime, «Рахлинские сезоны». Постоянная участница проекта «Романтика романса» телеканала «Россия – Культура».

    Автор уникальной методики музыкально-психологической реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания и стрессы, сирот, инвалидов. Ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. Награждена отличительным знаком Сербской патриархии.

    Даниил Стаднюк

    Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).

    Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).

    С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.

    Екатерина Мочалова

    Родилась в 1988 году в Барановичах (Беларусь). В 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства. 

    Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса, II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко, международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио и Осаке. Обладатель Гран-при II Международного конкурса-фестиваля «Искусство объединяет мир» (Сочи).

    С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер. 

    Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского, Натальи Хондо. 

    Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия), ансамблем старинной музыки «Телеман-консорт» и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский. 

    Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Созвездие мастеров», «Струны молодой России», «Музыка России», «Окно в Швейцарию» (Москва), Гаврилинском музыкальном фестивале (Вологда), «Северное сияние» (Якутск), Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, международном фестивале мандолинистов в Осаке (Япония), Tamburica-Fest (Нови-Сад, Сербия), «Дорогами Просекко» (Италия) и других. 

    Преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы, принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.