Гастроли Пермского театра оперы и балета – впервые на сцене Московской филармонии / Новости : Московская государственная академическая филармония
Закрыть
2024-10-22

Гастроли Пермского театра оперы и балета – впервые на сцене Московской филармонии

27 и 28 октября на сцене Зала Чайковского впервые пройдут гастроли Пермской оперы. В программе первого вечера – вокально-симфонические и оперные шедевры австро-немецкого романтизма; сочинения Вагнера, Р. Штрауса и Малера исполнят Надежда Павлова, Анжелика Минасова, Зарина Абаева, Наталья Буклага и оркестр под управлением Владимира Ткаченко. Второй вечер посвящен опере «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (с прологом и эпилогом Валерия Воронова); за дирижерским пультом – Фёдор Леднёв, солисты – Наталия Ляскова и Гарри Агаджанян.

Программа концерта обрамлена двумя знаменитыми сценами, расположенными в кульминациях опер и связанными с гибелью главных героинь – Изольды и Саломеи. В центре – вокальные циклы Малера и Рихарда Штрауса, проникнутые романтическим мироощущением с трагическим оттенком. «Четыре последние песни» Штраус написал за год до смерти. Сочинение стало своего рода предчувствием приближения конца: медитативный, ностальгический мир музыки связан с образами прощания, утомления, погружения в сон. Напротив, «Песни странствующего подмастерья» Малера – произведение еще молодого автора, созданное на рассвете его композиторской карьеры, хотя и не менее печальное. В герое цикла, находящемся в конфликте с миром и в идиллическом единении с природой, Малер видел самого себя: он тоже пережил личную драму, а скитаясь по провинциальным оперным сценам в качестве дирижера, считал себя лишь подмастерьем в искусстве.

Оперу «Тристан и Изольда» Вагнер называл «памятником глубочайшей неразделенной любви», сгорая от страсти к Матильде Везендонк, жене богатого предпринимателя. Во вступлении к опере, определяющем все последующее ее развитие, главенствует «тема томления», пронизывающая в дальнейшем все произведение. Она же расцветает и в сцене смерти Изольды, которой в последние мгновения жизни грезится образ ее возлюбленного. Финальная ария Саломеи тоже запечатлевает экстатическое, трансцендентное состояние героини: иудейская царевна целует мертвые губы пророка, которого обезглавили по ее желанию, и погибает сама.

Одноактная опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст одноименной пьесы Белы Балажа. Премьера состоялась в 1918 году в Будапеште, в следующем десятилетии оперу дважды ставили в Германии, а с середины ХХ столетия и до сих пор ставят во всем мире. Впервые в России опера прозвучала в 1965-м под управлением Геннадия Рождественского. В 2022 году поставлена в Пермском театре оперы и балета с прологом и эпилогом Валерия Воронова, созданными по заказу театра (режиссер-постановщик и сценограф – Евгения Сафонова). Рассказывает музыкальный руководитель и дирижер спектакля Фёдор Леднёв:

«Мы обсуждали много вариантов: что играть вместе с этой оперой? Как правило режиссеры объединяют с "Замком" одноактные оперы других композиторов; балет нами не обсуждался – получились бы две разрозненные истории, а мы решили, что единая история лучше... Постепенно возникло решение заказать музыку специально к спектаклю. Вначале шла речь только о прологе, потом появился эпилог, и в процессе репетиций стало ясно, что все сложилось правильно: единое эмоциональное состояние, которое переживает слушатель, – самое важное, чего удалось достичь».

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.