Открывается Фестиваль Российского национального оркестра
13 сентября в Зале Чайковского стартует Фестиваль РНО. В числе его участников – дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков, певцы Екатерина Семенчук, Мария Баракова, Сергей Скороходов, Антон Бочкарёв, Михаил Петренко, Альбина Шагимуратова, актрисы Дарья Мороз, Сати Спивакова, Борис Березовский (фортепиано), Григорий Кротенко (контрабас). Художественный руководитель Российского национального оркестра и Фестиваля РНО – Александр Рудин.
Фестиваль открывает грандиозная оратория «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга. За 111 лет, прошедших со дня премьеры, это лишь пятое ее исполнение в России. «Песни Гурре» звучат 13 сентября – именно в этот день 150 лет назад, в 1874 году, родился Шёнберг. Его имя тесно связано с такими понятиями, как атональность и додекафония, но по духу Шёнберг был и оставался романтиком. В ранний период творчества он создал несколько позднеромантических шедевров, и «Песни Гурре» – наиболее масштабный из них. В премьере «Песен Гурре», состоявшейся в Вене под управлением Франца Шрекера, участвовало 750 человек. Участников московского исполнения всего триста, но и это количество музыкантов для Зала Чайковского поистине беспрецедентно.
Второй концерт посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Кусевицкого – прославленного контрабасиста и дирижера, популяризатора русской музыки. В программу вечера вошли ключевые сочинения его репертуара и Концерт для контрабаса с оркестром самого Кусевицкого – одно из произведений, возвысивших роль оркестрового инструмента до полноценного солирующего. Солистами выступят авторитетный интерпретатор музыки Метнера Борис Березовский, несколько лет проводивший «Метнер-фестиваль» в Москве, Екатеринбурге и Владимире, а также активный популяризатор творчества Кусевицкого Григорий Кротенко, играющий на одном из его инструментов и недавно посвятивший выдающемуся контрабасисту цикл концертов в Камерном зале филармонии.
Кульминация фестиваля – исполнение музыки Клода Дебюсси к мистерии Габриэле д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна». В работе над мистерией Дебюсси помогал его друг и соратник Андре Капле, который также дирижировал оркестром на парижской премьере. Капле сделал несколько красочных оркестровок фортепианных пьес Дебюсси, и такой же яркостью отмечены его собственные произведения – в том числе музыкальная фреска для виолончели с оркестром «Богоявление» (по эфиопской легенде), которая прозвучит в России впервые. Религиозной тематике программы отвечает также «Гимн о Святом Таинстве» Оливье Мессиана – одно из ранних оркестровых сочинений композитора, посвященное причастию и передающее, как человек испытывает восторг от одного из важнейших церковных таинств.