Цикл «Вещь в себе» завершит Симфония № 7 Прокофьева под управлением Александра Лазарева
«Вещь в себе» – просветительский абонемент Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки музыки последнего столетия. Заключительный концерт сезона посвящен «лебединой песне» Сергея Прокофьева – Седьмой симфонии, последней законченной партитуре композитора. 19 марта в Зале Чайковского сочинение исполнят дирижер Александр Лазарев и Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, а ведущий и автор проекта Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с историей, содержанием и внутренним устройством музыки.
Одна из ключевых проблем симфонии – наличие двух концовок. Дирижер Самуил Самосуд, представивший премьеру в 1952 году, настоял на создании альтернативного, жизнеутверждающего завершения: по его мнению, так музыка могла быть благоприятно воспринята комиссией Сталинской премии. Однако совет вряд ли был продуктивным: к тому моменту Самосуд больше не состоял в комитете премии, а другой его представитель – композитор Владимир Захаров – счел быстрый финал симфонии насмешкой над советской молодежью. Прокофьев согласился написать новую коду, но оставил напутствие своему другу – Мстиславу Ростроповичу: «Вы будете жить дольше меня, и я вам поручаю – отстаивайте тот финал, который я сочинил вначале». Для многих дирижеров выбор «последнего слова» до сих пор остается дилеммой.
В репертуаре Александра Лазарева музыка Прокофьева занимает важнейшее место. Под управлением маэстро оперы композитора шли в Большом театре России, Московском академическом Музыкальном театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Парижской национальной опере. В 1974 году в Большом театре он осуществил первую в СССР постановку оперы «Игрок» на русском языке (режиссер – Борис Покровский). В сезоне 2002/03 Лазарев представил полный цикл симфоний Прокофьева за пультом Королевского Шотландского национального оркестра, который возглавлял c 1997 по 2005 гг. Завершение своей работы с коллективом маэстро отметил программой музыки Прокофьева, представив «Скифскую сюиту», Пятый фортепианный концерт и «Кантату
к 20-летию Октября». Запись всех симфоний и фортепианных концертов композитора маэстро осуществил за пультом Японского филармонического и Лондонского филармонического оркестров.