Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала сезона 2025-2026 в продаже
ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ УСТРОИЛ В ФИЛАРМОНИИ «ТЕАТР ЗВУКОВ»
Мощным локомотивом Московская филармония продолжает путь к непривычному оркестровому языку, не страшась незнакомых для публики имен, бронебойных звуков и перформативных жестов. Абонемент «Другое пространство. Continuo» уверенно курсирует по расплывчатым границам современной музыки, охватывающим территорию целого века. На трех концертах нынешнего сезона выстроены мосты от главных европейских экспериментаторов прошлого столетия к мировым премьерам российских авторов. На втором вечере дистанция оказалась самая значительная ‒ от первой четверти двадцатого века с Эдгаром Варезом и Альбаном Бергом к веку двадцать первому с Фараджем Караевым и Владимиром Горлинским. Протаптывали дороги к новым и редко звучащим пьесам музыканты активно развивающегося коллектива ‒ Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), которым управлял в этот раз Федор Леднёв, один из главных укротителей сложнейших партитур. Слушателям же помогал погрузиться в новые звучания ведущий Ярослав Тимофеев, рассказывая в своей гипнотично-спокойной манере о задумках авторов.
- Читать далее -В проекте Московской филармонии «Другое пространство. Continuo» состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Владимира Горлинского. Овации после исполнения получасового сочинения длились с половину его звучания. Такого единодушного восторга публики после звучания современной партитуры автор этого текста не припомнит – и восторг полностью разделяет. Скрипичный концерт, безусловно, войдет в историю современной российской музыки, станет классикой.
Партитура написана в рамках программы Союза композиторов России (СК) «Ноты и квоты» – эта инициатива государства профинансировала уже немало любопытных партитур.
- Читать далее -В Концертном зале имени Чайковского прозвучало «Сотворение мира» Гайдна. Вместе с Государственным камерным оркестром России гайдновскую ораторию исполнили под руководством Филиппа Чижевского ансамбль Questa musica и солисты Елене Гвритишвили, Борис Степанов и Игорь Подоплелов. Рассказывает Юлия Бедерова.
Второй и заключительный концерт филармонического абонемента №4 «Великие оратории» в сезоне-2024/25 оказался первым в серии проектов, очертания которых еще не определены окончательно, но вектор уже известен: в самом ближайшем (а скорее всего, и в более отдаленном) будущем основная часть барочных программ Московской филармонии будет готовиться и исполняться с участием Государственного камерного оркестра России (ГАКОР) и его нового художественного руководителя Филиппа Чижевского.
Программа Филиппа Чижевского с РНМСО в КЗЧ включала Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Пятую симфонию Малера. Идея соединить в одной программе двух композиторов, едва ли не во всем противоположных друг другу, могла бы показаться странной. В отличие от Малера, из сочинения в сочинение разбирающегося с человеком и мирозданием, Шнитке предельно герметичен, его мир – «вещь в себе», если и познаваемая в принципе, то разве только в структурно-формальном плане. Но в то же время в сочинениях Шнитке можно подчас встретить если и не прямые малеровские цитаты, то во всяком случае более или менее явственные стилистические аллюзии. Есть они и в Четвертом концерте, который блестяще сыграл Вадим Репин.
Масштабный цикл «Весь Стравинский» уже третий сезон удивляет и образовывает публику, и продлится еще не один год. Амбициозная идея музыковеда и просветителя Ярослава Тимофеева состоит в том, чтобы исполнить и, главное, «расшифровать» филармонической аудитории всю музыку Игоря Федоровича. Для каждого концерта Ярослав старается пригласить лучших музыкантов и выстроить концепцию своего рассказа вокруг многочисленных «стилевых доминант», хитро сменяющих друг друга на протяжении жизни композитора, и самых интересных фактов, которые объясняют не только обстоятельства создания произведений, но и неочевидные музыкальные нюансы, в них заложенные.
На открытии Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова под управлением Игоря Дронова представил три московские премьеры: сюиту из балета «Пиковая дама» Юрия Красавина, Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова (солистки – Ирина Стачинская, Зоя Вязовская) и «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева. Три композитора трех поколений – за семьдесят, за тридцать и за пятьдесят соответственно, три сочинения продолжительностью от 18 до 45 минут. В строгом смысле слова программа отступала от принятого формата концертов фестиваля, где обычно звучит около десятка произведений умеренной продолжительности. Три опуса, созданных в нынешнем десятилетии, дали три варианта ответа на вопрос «Что современно?» – так назывался цикл концертов, прошедший полгода назад в «ГЭС-2» (кстати, завершало его также произведение Сысоева).
Три года назад Московская филармония отметила 100-летие и, вспомнив о славном прошлом, стала обзаводиться новыми традициями. Например, открывать сезон выступлением сильного регионального оркестра вместе с Денисом Мацуевым. В этом году по приглашению Московской филармонии вновь стал Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Да, эти музыканты давние друзья, но кроме этого есть художественная сторона, планка качества исполнения, и она у ГАСО РТ неизменно высока, и коллектив вполне способен конкурировать со столичными грандами.
Вечером 27 июня на сцене КЗЧ под дирижерской палочкой Федора Леднёва объединились мощные исполнительские силы: музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра и вокалисты Государственной академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова, пятеро солистов-певцов и два пианиста. Завершение второго сезона цикла Musica sacra nova получилось поистине грандиозным, и не только в количественном отношении.
В Концертном зале имени П. И. Чайковского шесть пианистов исполнили Двадцать четыре прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой. Инициатором вечера стал внук прославленной пианистки Арсений Тарасевич-Николаев.
Абонемент «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», войдя в новый сезон, продолжил его концертом из произведений учеников Римского-Корсакова. Все это произведения по большей части 1920-1930-х годов, стало быть, относящиеся ко времени «модерна». И все это без исключения церковная музыка на тексты «обихода». Поскольку цикл концертов осуществляется Московской филармонией в союзе с Фондом Николая Каретникова, духовного ученика отца Александра Меня, позволю себе напомнить, что у этого замечательного московского композитора были «в хозяйстве» не только циклы русских духовных песнопений, но и обиходная католическая месса для московского собора. Он продолжал традицию, идущую в России от начала ХХ века.
22 февраля 2025
20 февраля 2025
7 февраля 2025
2 февраля 2025
31 января 2025
26 января 2025
16 января 2025
26 декабря 2024
25 декабря 2024
24 декабря 2024
все фотогалереи
Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.