Хайнц Холлигер, Екатерина Назарова, Государственный академический камерный оркестр России / Пресс центр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

2015-04-10

Хайнц Холлигер, Екатерина Назарова, Государственный академический камерный оркестр России

Абонемент № 72 Государственного академического камерного оркестра России

10 апреля 2015, 19:00
Большой зал консерватории

Государственный академический камерный оркестр России

Дирижёр и солист — Хайнц Холлигер (гобой) /Швейцария/

Солистка — Екатерина Назарова (скрипка)

В программе:
И.С. Бах — Концерт для гобоя д'амур и струнных
Й. Гайдн — Симфония № 44 («Траурная»)
Ш. Вереш — Musica Concertante для струнных
Р. Кельтерборн
— Вариации для гобоя и струнных
Х. Холлигер — Meta Arca для скрипки соло и струнного оркестра

10 апреля в Большом зале консерватории Государственный академический камерный оркестр России предложит вашему вниманию оригинальную программу. Коллектив, завоевавший репутацию одного из ведущих интерпретаторов музыки барокко, за последние годы представил филармонической публике ряд произведений современных авторов. В программе апрельского концерта ГАКО не только сопоставлены отдалённые музыкальные эпохи. В ней прозвучат и сочинения швейцарских авторов — представителей одной из крупнейших современных композиторских школ. За дирижёрский пульт оркестра встанет музыкант высочайшего уровня, чрезвычайно востребованный гобоист, дирижёр и композитор Хайнц Холлигер. Музыкант исполнит и собственное сочинение — «Meta Arca» для скрипки соло и струнного оркестра, посвящённое Камерному оркестру «Camerata Bern», недавно отпраздновавшему своё 50-летие («Meta Arca» — анаграмма слова «Camerata»). Мастерство солиста Хайнц Холлигер продемонстрирует в Вариациях для гобоя и струнных Рудольфа Кельтерборна и в Концерте для гобоя д'амур и струнных И.С. Баха. В оркестровой части программы прозвучат гайдновская 44-я симфония и Musica Concertante для струнных композитора румынского происхождения Шандора Вереша.

Хайнц Холлигер родился в 1939 году в Лангентале (кантон Берн, Швейцария). Учился в Бернской консерватории (по классу гобоя у Эмиля Кассаньо, по классу композиции у Шандора Вереша), затем продолжил обучение в Париже — по классу гобоя у Пьера Пьерло и по классу фортепиано у Ивонн Лефебюр. С 1961 по 1963 годы изучал композицию под руководством Пьера Булеза в Базельской музыкальной академии. После победы на престижных музыкальных состязаниях — Международном конкурсе в Женеве (1959) и конкурсе ARD в Мюнхене (1961) — к Хайнцу Холлигеру пришла известность.

Успешно совмещая творческие амплуа гобоиста-виртуоза и композитора, Холлигер ввёл множество новых идей, техник, приёмов звукоизвлечения. Многообразие творческих интересов и методов принесли Хайнцу Холлигеру славу одного из ведущих швейцарских музыкантов своего поколения.

Как гобоист-виртуоз, музыкант внёс большой вклад в расширение технических возможностей гобоя: он экспериментировал с глиссандо и двойными трелями, исследовал возможность усиления звучания инструмента с помощью размещённого внутри него микрофона. Для гобоя Холлигер создал сравнительно мало произведений, однако многие ведущие композиторы (Ханс Вернер Хенце, Кшиштоф Пендерецкий, Дьёрдь Лигети, Эллиотт Картер, Витольд Лютославский, Карлхайнц Штокхаузен, Лучано Берио) посвящали ему свои опусы. Широчайший репертуар музыканта охватывает несколько эпох. Кроме того, Холлигеру принадлежит заслуга возвращения незаслуженно забытых произведений композиторов XVIII века Яна Дисмаса Зеленки и Людвига Лебрена.

Важным источником идей для композиторского творчества Холлигера стала традиционная индийская музыка, особенно её ритмическая составляющая. Сочинения часто включают звуки дыхания, не звуковысотные «немузыкальные» шумы. В сочинении «Pneuma» (1970) исполнители должны дышать в микрофон и дуть в отверстия инструментов. Музыкальная ткань произведения «Cardiophonie» (1971) содержит звук сердцебиения исполнителя, поданный с помощью усиленного стетоскопа.

Хоровые произведения Хайнца Холлигера, такие как «Dona nobis pacem» и «Псалом», созданы под воздействием музыкального языка Луиджи Ноно. В основу либретто оперы «Schneewittchen» («Белоснежка», 1998) легла драма в стихах выдающегося швейцарского поэта и прозаика Роберта Вальзера, переосмысливающая традиционный сказочный сюжет в психологическом ключе. Запись оперы, осуществлённая лейблом ECM, в 2002 году была номинирована на премию Грэмми.

Хайнц Холлигер успешно совмещает амплуа дирижёра, пианиста, камерного музыканта, регулярно выступает с основанным им «Holliger Wind Ensemble». Большое внимание музыкант уделяет педагогической деятельности — с 1965 года он является профессором по классу гобоя во Фрайбургской Высшей школе музыки.

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.