Хор Кёльнского собора, Винфрид Бёниг, Эберхард Меттерних
Абонемент № 38 «Музыка соборов»
11 апреля 2015, 19:00
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Винфрид Бёниг (орган) /Германия/
Хор Кёльнского собора
Дирижёр — Эберхард Меттерних
В программе:
И.С. Бах
Прелюдия и фуга ре мажор для органа
Мотет Der Geist hilft unsrer Schwachheit auf для хора
В.А. Моцарт
Адажио соль минор для органа
Мотет Ave verum для хора и органа
Ф. Мендельсон
Ave Maria для хора, тенора и органа
Ф. Лист
Ave Maria для хора и органа. «Вечерний звон» из цикла «Рождественская ёлка»
И. Брамс
«Торжественные и памятные притчи» для хора
Г. Форе
In Paradisum из Реквиема для хора и органа
Л. Вьерн
«Колокола Хинкли»
Б. Бриттен
Праздничный Te Deum для хора и органа
С. Барбер
Адажио для струнных (переложение для органа)
Кш. Пендерецкий
Iže Cheruvimy tajno («Иже херувимы») для хора
М. Дюпре
Èvocation («Воскрешение») для органа (финал)
Э. Уитейкр
Lux aurumque. «Мечты Леонардо о летающей машине»
11 апреля в Концертном зале имени П.И. Чайковского выступят музыканты одного из старейших римско-католических соборов Западной Европы — Кёльнского собора: хор под управлением маэстро Эберхарда Меттерниха, возглавляющего коллектив с 1987 года, и органист собора Винфрид Бёниг. Артисты подготовили для своего московского выступления впечатляющую программу, которую можно сравнить с настоящей энциклопедией органной и хоровой музыки. Вместе с исполнителями, шаг за шагом, мы будем исследовать музыкальный язык барокко, классицизма, романтизма, различные стилистики ХХ столетия, пока не зазвучит финальное произведение — одночастная хоровая композиция «Lux aurumque» нашего современника — американского композитора Эрика Уитейкра.
Винфрид Бёниг —
органист Кёльнского собора и профессор Кёльнской Высшей школы музыки.
Родился в 1959 году в Бамберге, где получил первые уроки игры на органе у
местного органиста Вольфганга Вюнша. В 1978-1984 годах обучался в
Мюнхенской Высшей школе музыки органу, дирижированию и церковной музыке у
Франца Лерндорфера и Фрица Шири. В 1992 году продолжил образование в
Аугсбургском университете, где занимался исследованиями в области
истории, музыковедения и музыкального образования, а в 1993 году защитил
докторскую диссертацию о южно-немецких кантатах баховского времени и о
протестантской церковной музыке. В 1984 году Винфрид Бёниг начал
работать в католической церкви Св. Иосифа в Меммингене как
органист и дирижёр. Там он сыграл множество сольных органных концертов, в
частности, представил циклы из всех произведений И. С. Баха, М. Регера и
О. Мессиана. В качестве дирижёра осуществил исполнение ряда крупных
вокально-оркестровых произведений. С 1998 года Винфрид Бёниг является
профессором Высшей школы музыки в Кёльне, а с 2001 года — органистом
Кёльнского собора. Помимо преподавательской деятельности и музыкального
сопровождения церковных служб, он проводит сольные концерты в Кёльнском
соборе, а также в городах Германии и за рубежом. Многие современные
композиторы доверили ему премьеры своих сочинений: Эньёт Шнайдер, Жан
Гийу, Стефен Тарп, Роберт Платц, Иоганнес Шильд, Колин Моуби. В. Бёниг
имеет обширную дискографию как дирижер и органист. Наиболее заметной
работой стала его собственная обработка для органа «Гольдберг-вариаций»
И.С. Баха.
Хор Кёльнского собора существует с 1996 года.
Участники певческого ансамбля большей частью имеют профессиональное
музыкальное образование, а также опыт работы в камерных хорах и
церковных общинах. Как и другие храмовые коллективы, хор активно
участвует в богослужениях, концертах и других мероприятиях, проводимых в
Кёльнском соборе. В репертуаре коллектива — хоровая музыка нескольких
столетий, начиная с эпохи Возрождения до наших дней. О высоком
профессиональном уровне церковного хора свидетельствует тот факт, что
коллектив часто приглашается для исполнения крупных
вокально-симфонических произведений — например, «Страстей по Матфею» и
«Страстей по Иоанну» Баха, Торжественной мессы Моцарта, оратории
«Сотворение мира» Гайдна, Немецкого реквиема Брамса, Военного реквиема
Бриттена, оратории-пассиона „Deus Passus“ Вольфганга Рима. С 2008 года
Хор активно сотрудничает с известным камерным оркестром «Гюрцених»
(Кёльн), с которым осуществил много интересных постановок. Коллектив
записал несколько компакт-дисков с органными мессами Луи Вьерна,
Шарля-Мари Видора, Жана Лангле. Хор Кёльнского собора широко известен за
пределами своего города и страны. Его концертные турне проходили в
Англии, Ирландии, Италии, Греции, Нидерландах и Австрии.
Эберхард Меттерних (р. 1959) — руководитель и дирижёр Хора Кёльнского
собора. Музыкой заниматься начал в церковном хоре мальчиков г. Лимбурга.
В дальнейшем обучался вокалу, педагогике, германистике и хоровому
дирижированию в Кёльне и Франкфуртской Высшей школе музыки, а затем в
Вене и Стокгольме. Проработав в течение 20 лет кантором в Майнцском
соборе, в 1987 году Э. Меттерних получил должность руководителя хоров
Кёльнского собора. Считая своей главной задачей расширение музыкальной
практики в Кёльнском соборе, он стал инициатором создания трёх новых
хоровых коллективов: Домского хора девочек (1989), Domkantorei (1995) и
камерного Хора Кёльнского собора (1996). Маэстро также руководит сводным
хором Кёльнского собора, который был удостоен I премии на VI Немецком
конкурсе хоров в Оснабрюкке (2002) в категории «хор мальчиков». Хоры под
управлением Э. Меттерниха много выступают в стране и за рубежом — в
Канаде, Мексике, США, Израиле, Великобритании. Сотрудничают с другими
музыкальными коллективами Кёльна — с камерным «Гюрцених-оркестром» и
Филармоническим оркестром. В рамках межгосударственных культурных
программ Хоры Кёльнского собора под управлением Э. Меттерниха выступали
совместно с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Израильским
камерным оркестром и другими коллективами. С 1993 года Эберхард
Меттерних преподаёт хоровое дирижирование в Высшей школе музыки Кёльна, с
2001 года — профессор.