Закрыть

Уважаемые слушатели! В продаже абонементы сезона 2017-2018
Перейти к списку абонементов

    Вальтрауд Майер,
    Госоркестр России имени Светланова,
    Андрей Борейко

    12 марта 2015, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Франк
    «Психея и Эрос» из симфонической поэмы «Психея»
    Шоссон
    «Поэма любви и моря» – вокальный цикл для голоса и оркестра
    Сибелиус
    Симфония № 2

    12+

    Абонемент №10:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    «Легендарная […] Вальтрауд Майер - мощнейшее меццо-сопрано, способное сразить любого слушателя, особенно своим звучанием в партиях Изольды или Кундри, недаром её называют "звездой Вагнера"» (Портал «Классическая музыка»).

    Она покорила подмостки крупнейших оперных театров мира, знаменитые дирижеры и режиссеры современности почитают за честь сотрудничать с ней. Вальтрауд Майер великолепна в вердиевском репертуаре, блистательно исполняет партии из опер второй половины XIX – начала XX веков, но мировую известность и подлинное признание ей принесли вагнеровские героини. Ее триумфальное выступление в партии Кундри («Парсифаль») в 1983 году вписало новую яркую страницу в историю Байрейтского фестиваля. С тех пор Вальтрауд Майер стала его постоянной участницей, исполнив почти все ведущие партии в операх Вагнера, которые уже почти тридцать лет прочно ассоциируются с ее именем. Партии Кундри, Ортруды, Изольды, Зиглинды, Венеры в интерпретации певицы на сегодняшний день являются эталонными. Образы этих героинь Майер воплощает на сцене столь искусно, точно и органично, что кажется, они специально создавались для нее и ее голоса.

    Не менее впечатляет и ее работа в других жанрах. И это большое событие, что именно Вальтрауд Майер будет исполнять на российской сцене гениальную вещь Эрнеста Шоссона – вокальный цикл «Поэма любви и моря». Редкость и море наслаждения. 

    Вальтрауд Майер

    Немецкая певица Вальтрауд Майер (меццо-сопрано) считается сегодня одной из наиболее значительных исполнительниц музыки Вагнера.

    Вальтрауд Майер родилась в Вюрцбурге в музыкальной семье. Во время учебы в школе и колледже пела в пяти различных хоровых коллективах. После завершения среднего образования изучала английский и романские языки, параллельно брала уроки пения. В 1976 году приняла решение сконцентрироваться на вокальной карьере.

    Певица дебютировала в оперном театре Вюрцбурга в партии Лолы в опере П. Масканьи «Сельская честь». На протяжении последующих лет Вальтрауд Майер освоила широкий оперный репертуар, получала регулярные ангажементы в оперных театрах Мангейма (1978-1980), Дортмунда (1980-1983), Ганновера (1983-1984), Штутгарта (1985-1988). Международный дебют певицы состоялся в 1980 году в театре Colón в Буэнос-Айресе (партия Фрикки в опере Вагнера «Валькирия»).

    В 1983 году певица с триумфальным успехом выступила на вагнеровском фестивале в Байрёйте в партии Кундри в опере «Парсифаль», что стало решающим стимулом для ее международной карьеры: последовали регулярные выступления в Королевской опере «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, Государственной парижской опере, Венской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен).

    После исполнения партии Кундри на Байрёйтском фестивале на протяжении 10 лет (1983-1993) певица сосредоточила свое внимание на репертуаре для драматического сопрано. Она исполняла партию Изольды в легендарной опере Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке Хайнера Мюллера под управлением дирижера Даниэля Баренбойма (1993-1999), производя глубокое впечатление как на критиков, так и на публику. На фестивале «Millennium Ring» в Байрёйте (2000) Майер исполнила партию Зиглинды в опере «Валькирия» в постановке Юргена Флимма под управлением Джузеппе Синополи. Также она исполняла партии в операх Вагнера «Лоэнгрин» (Ортруда) и «Тангейзер» (Венера). С триумфом выступила в опере «Парсифаль» в парижском Театре «Шатле» (постановка К. -М. Грюбера, дирижер С. Бычков) и миланском «Ла Скала» (дирижер Р. Мути).

    Благодаря силе ее музыкальной и драматической выразительности певица знаменита и исполнением партий итальянского и французского репертуара: Принцесса Эболи («Дон Карлос» Верди), Амнерис («Аида» Верди), Дидона («Троянцы» Берлиоза, в том числе в премьерном спектакле на Оперном фестивале в Мюнхене) и другие. Сенсационным стало исполнение партии Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи под управлением Риккардо Мути, которым певица покорила требовательную итальянскую аудиторию.

    Вальтрауд Майер сотрудничала с такими значительными постановщиками, как Ж. П. Поннель, Л. Бонди, Х. Купфер, Г. Фридрих, К.-М. Грюбер, П. Шеро, знаменитыми дирижерами, среди которых Д. Баренбойм, Р. Мути, К. Аббадо, Дж. Ливайн, З. Мета, К. Тильманн, В. Гергиев, которые по достоинству оценили потрясающий сплав страсти, творчества и интеллекта, присущий певице.

    Тесно сотрудничая с Д. Баренбоймом, Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой певица регулярно гастролировала по Японии, где выступала в операх Вагнера «Валькирия» и «Тристан и Изольда», «Воццек» Берга, «Фиделио» Бетховена и других. Партию Изольды она также исполняла на Зальцбургском фестивале и в «Опере Бастий» в Париже.

    В Чикаго Вальтрауд Майер дебютировала в партии Леоноры в опере «Фиделио» (дирижер Д. Баренбойм). В этой партии Майер затем блестяще выступила в Мюнхене и Милане.

    За чрезвычайно продуктивным сотрудничеством певицы с режиссером Патрисом Шеро во время постановки оперы А. Берга «Воццек» последовали следующие совместные проекты: на открытии сезона 2007/2008 в театре «Ла Скала» Вальтрауд Майер пела в признанной чрезвычайно глубокой постановке Шеро оперы «Тристан и Изольда» (под управлением Д. Баренбойма). Позднее она выступила в сценической импровизации Шеро на «Пять стихотворений Матильды Везендонк» Вагнера, представление которой прошло в Лувре.

    На протяжении многих лет Майер тесно сотрудничала с оркестром Д. Баренбойма «Западно-восточный диван», с которым много гастролировала.

    В. Майер никогда не упускает возможность попробовать себя в новом, рискованном амплуа. Вместе с тем, она много времени уделяет концентрации на пении в чистом виде. Так сезон 2003/2004 Майер посвятила только сольным концертам и выступлениям с камерными программами.

    Продолжая расширение репертуара, в 2010 году Майер выступила в партии Клитемнестры в опере Р. Штрауса «Электра» на Зальцбургском фестивале.

    Прославленная обладательница многих наград Майер была удостоена титула «Kammersängerin» от Баварской государственной оперы и Венской государственной оперы. У певицы обширная дискография.

    В настоящее время Вальтрауд Майер живет в Мюнхене.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941 гг.), Натан Рахлин (1941-1945 гг.), Константин Иванов (1946-1965 гг.) и Евгений Светланов (1965-2000 гг.). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые отправившись в зарубежные гастроли в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

    В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.


    Андрей Борейко

    Андрей Борейко родился в 1957 году в Ленинграде. Окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс хорового дирижирования проф. Е. Кудрявцевой, класс оперно-симфонического дирижирования проф. А. Дмитриева, класс композиции проф. В.Успенского). После успехов на международных конкурсах Grzegorz-Fitelberg Dirigentenwettbewerb (Kaтовице, Польша) и имени Кирилла Кондрашина (Амстердам) молодой дирижер получил мировое признание.

    С 1986 по 1989 гг. — дирижер Симфонического оркестра Ульяновской филармонии. В 1989-1991 — главный дирижер Симфонического оркестра Свердловской филармонии.

    В 1991 году началась блестящая международная карьера А. Борейко. Он был главным дирижером Бернского симфонического оркестра, филармонического оркестра г. Познань (Польша,1991-1997), Йенского филармонического (Германия, 1998-2003, ныне — почетный дирижер этого коллектива), Симфонического оркестра Виннипега (Канада, 2001-2006), Гамбургского симфонического (2004–2008), в 2004–2009 музыкальный руководитель Бернского симфонического оркестра. Будучи музыкальным директором оркестра Йенской филармонии, он три сезона подряд получил награды от Ассоциации немецких музыкальных критиков за самые новаторские концертные программы — впервые в истории этого приза.

    В 1998–2001 гг. А. Борейко являлся дирижером Российского национального оркестра, возглавляемого Михаилом Плетневым. Был также главным приглашенным дирижером Ванкуверского симфонического оркестра. C 2004 по 2012 гг. — первый приглашенный дирижер Симфонического оркестра Штутгартского радио.

    А. Борейко работал с ведущими оркестрами мира, включая Берлинский и Мюнхенский филармонические, Саксонскую Штаатскапеллу Дрездена, лейпцигский Гевандхауз-оркестр, Венский симфонический, Роттердамский филармонический, филармонический оркестр Ла Скала, филармонический оркестр Радио Франс, цюрихский Тонхалле-оркестр, симфонический оркестр Романдской Швейцарии, филармонический и симфонический оркестры Лондона, симфонический оркестр BBC и Королевский оркестр Консертгебау, оркестр Варшавской филармонии. В Северной Америке он дирижировал симфоническими оркестрами Чикаго и Бостона, филармоническими коллективами Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, оркестрами Филадельфии, Кливленда, Питтсбурга, Детройта, Цинциннати, Далласа и Торонто. В Японии — оркестром NHK и Токийским симфоническим.

    В сезоне 2012/2013 А. Борейко занял должность музыкального директора Национального оркестра Бельгии. В течение сезона 2012/2013 он выступил с этим оркестром в Берлине и Амстердаме. Кроме того, он сохраняет посты музыкального директора в Дюссельдорфском симфоническом оркестре и главного приглашенного дирижера симфонического оркестра Euskadi (Баскония, Испания).

    Многочисленные записи на CD, радио и телевидении демонстрируют артистическую универсальность Андрея Борейко. Его дискография с оркестром Штутгартского радио включает Lamentate А. Пярта, Симфонию № 6 В. Сильвестрова (обе записи сделаны в сезоне 2005/2006 на ECM records), Симфонию № 4 Д. Шостаковича и мировую премьеру оригинальной версии Сюиты ор. 29а из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (Hänssler Classics, 2007). В 2010 вышли записи 9-й и 15-й симфоний Шостаковича, а в 2013 — 1-й и 6-й. Среди записей маэстро — Симфония № 9 Г. Малера с Виннипегским симфоническим оркестром (2007), симфония «Манфред» П. Чайковского с Дюссельдорфским симфоническим оркестром (2009), «Диалоги» для скрипки с оркестром Chain 2 В. Лютославского с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, солист М. Шалифур (Yarling Records, 2011). В августе 2011 г. увидела свет DVD-запись увертюры «Манфред» Р. Шумана, сделанная во время одного из концертов в 2010 году.

    В сентябре 2012 года А. Борейко принял участие в концертной программе Второго симфонического форума в Екатеринбурге. Под его управлением Уральский

    академический филармонический оркестр исполнил I часть Симфонии № 10 Г. Малера и «Русалочку» А. Цемлинского (первое исполнение в Екатеринбурге).

    Также среди главных событий прошедшего сезона — ангажементы с Нью-Йоркским филармоническим и Лос-Анджелесским филармоническим оркестрами, Оркестром де Пари (дебют с этим коллективом) и Национальным симфоническим оркестром радио и телевидения Италии (RAI), симфоническими оркестрами Филадельфии и Торонто, Роттердамским и Лондонским филармоническими оркестрами.

    На сезон 2013/2014 запланирован тур по Азии с Национальным оркестром Бельгии.

    Не так давно А. Борейко был назначен музыкальным директором филармонического оркестра в Нэйплсе (штат Флорида, США). Его пятилетний контракт начинается в сезоне 2013/2014, а полностью функции музыкального директора перейдут к А. Борейко с сезона 2014/2015 гг.