Вальтрауд Майер, Госоркестр России имени Светланова, Андрей Борейко : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Даниил Коган, Ева Геворгян

  • LIVE

«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Джаз, jazz, джаз

  • LIVE
Закрыть

    Вальтрауд Майер,
    Госоркестр России имени Светланова,
    Андрей Борейко

    12 марта 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Франк
    «Психея и Эрос» из симфонической поэмы «Психея»
    Шоссон
    «Поэма любви и моря» – вокальный цикл для голоса и оркестра
    Сибелиус
    Симфония № 2

    12+

    Абонемент №10:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    «Легендарная […] Вальтрауд Майер - мощнейшее меццо-сопрано, способное сразить любого слушателя, особенно своим звучанием в партиях Изольды или Кундри, недаром её называют "звездой Вагнера"» (Портал «Классическая музыка»).

    Она покорила подмостки крупнейших оперных театров мира, знаменитые дирижеры и режиссеры современности почитают за честь сотрудничать с ней. Вальтрауд Майер великолепна в вердиевском репертуаре, блистательно исполняет партии из опер второй половины XIX – начала XX веков, но мировую известность и подлинное признание ей принесли вагнеровские героини. Ее триумфальное выступление в партии Кундри («Парсифаль») в 1983 году вписало новую яркую страницу в историю Байрейтского фестиваля. С тех пор Вальтрауд Майер стала его постоянной участницей, исполнив почти все ведущие партии в операх Вагнера, которые уже почти тридцать лет прочно ассоциируются с ее именем. Партии Кундри, Ортруды, Изольды, Зиглинды, Венеры в интерпретации певицы на сегодняшний день являются эталонными. Образы этих героинь Майер воплощает на сцене столь искусно, точно и органично, что кажется, они специально создавались для нее и ее голоса.

    Не менее впечатляет и ее работа в других жанрах. И это большое событие, что именно Вальтрауд Майер будет исполнять на российской сцене гениальную вещь Эрнеста Шоссона – вокальный цикл «Поэма любви и моря». Редкость и море наслаждения. 

    Вальтрауд Майер

    Немецкая певица Вальтрауд Майер (меццо-сопрано) считается сегодня одной из наиболее значительных исполнительниц музыки Вагнера.

    Вальтрауд Майер родилась в Вюрцбурге в музыкальной семье. Во время учебы в школе и колледже пела в пяти различных хоровых коллективах. После завершения среднего образования изучала английский и романские языки, параллельно брала уроки пения. В 1976 году приняла решение сконцентрироваться на вокальной карьере.

    Певица дебютировала в оперном театре Вюрцбурга в партии Лолы в опере П. Масканьи «Сельская честь». На протяжении последующих лет Вальтрауд Майер освоила широкий оперный репертуар, получала регулярные ангажементы в оперных театрах Мангейма (1978-1980), Дортмунда (1980-1983), Ганновера (1983-1984), Штутгарта (1985-1988). Международный дебют певицы состоялся в 1980 году в театре Colón в Буэнос-Айресе (партия Фрикки в опере Вагнера «Валькирия»).

    В 1983 году певица с триумфальным успехом выступила на вагнеровском фестивале в Байрёйте в партии Кундри в опере «Парсифаль», что стало решающим стимулом для ее международной карьеры: последовали регулярные выступления в Королевской опере «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Ла Скала» в Милане, Государственной парижской опере, Венской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен).

    После исполнения партии Кундри на Байрёйтском фестивале на протяжении 10 лет (1983-1993) певица сосредоточила свое внимание на репертуаре для драматического сопрано. Она исполняла партию Изольды в легендарной опере Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке Хайнера Мюллера под управлением дирижера Даниэля Баренбойма (1993-1999), производя глубокое впечатление как на критиков, так и на публику. На фестивале «Millennium Ring» в Байрёйте (2000) Майер исполнила партию Зиглинды в опере «Валькирия» в постановке Юргена Флимма под управлением Джузеппе Синополи. Также она исполняла партии в операх Вагнера «Лоэнгрин» (Ортруда) и «Тангейзер» (Венера). С триумфом выступила в опере «Парсифаль» в парижском Театре «Шатле» (постановка К. -М. Грюбера, дирижер С. Бычков) и миланском «Ла Скала» (дирижер Р. Мути).

    Благодаря силе ее музыкальной и драматической выразительности певица знаменита и исполнением партий итальянского и французского репертуара: Принцесса Эболи («Дон Карлос» Верди), Амнерис («Аида» Верди), Дидона («Троянцы» Берлиоза, в том числе в премьерном спектакле на Оперном фестивале в Мюнхене) и другие. Сенсационным стало исполнение партии Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи под управлением Риккардо Мути, которым певица покорила требовательную итальянскую аудиторию.

    Вальтрауд Майер сотрудничала с такими значительными постановщиками, как Ж. П. Поннель, Л. Бонди, Х. Купфер, Г. Фридрих, К.-М. Грюбер, П. Шеро, знаменитыми дирижерами, среди которых Д. Баренбойм, Р. Мути, К. Аббадо, Дж. Ливайн, З. Мета, К. Тильманн, В. Гергиев, которые по достоинству оценили потрясающий сплав страсти, творчества и интеллекта, присущий певице.

    Тесно сотрудничая с Д. Баренбоймом, Берлинской государственной оперой и Баварской государственной оперой певица регулярно гастролировала по Японии, где выступала в операх Вагнера «Валькирия» и «Тристан и Изольда», «Воццек» Берга, «Фиделио» Бетховена и других. Партию Изольды она также исполняла на Зальцбургском фестивале и в «Опере Бастий» в Париже.

    В Чикаго Вальтрауд Майер дебютировала в партии Леоноры в опере «Фиделио» (дирижер Д. Баренбойм). В этой партии Майер затем блестяще выступила в Мюнхене и Милане.

    За чрезвычайно продуктивным сотрудничеством певицы с режиссером Патрисом Шеро во время постановки оперы А. Берга «Воццек» последовали следующие совместные проекты: на открытии сезона 2007/2008 в театре «Ла Скала» Вальтрауд Майер пела в признанной чрезвычайно глубокой постановке Шеро оперы «Тристан и Изольда» (под управлением Д. Баренбойма). Позднее она выступила в сценической импровизации Шеро на «Пять стихотворений Матильды Везендонк» Вагнера, представление которой прошло в Лувре.

    На протяжении многих лет Майер тесно сотрудничала с оркестром Д. Баренбойма «Западно-восточный диван», с которым много гастролировала.

    В. Майер никогда не упускает возможность попробовать себя в новом, рискованном амплуа. Вместе с тем, она много времени уделяет концентрации на пении в чистом виде. Так сезон 2003/2004 Майер посвятила только сольным концертам и выступлениям с камерными программами.

    Продолжая расширение репертуара, в 2010 году Майер выступила в партии Клитемнестры в опере Р. Штрауса «Электра» на Зальцбургском фестивале.

    Прославленная обладательница многих наград Майер была удостоена титула «Kammersängerin» от Баварской государственной оперы и Венской государственной оперы. У певицы обширная дискография.

    В настоящее время Вальтрауд Майер живет в Мюнхене.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Андрей Борейко

    Андрей Борейко родился в 1957 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Елизаветы Кудрявцевой) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Александра Дмитриева). Лауреат международных дирижерских конкурсов имени Гжегожа Фительберга (Катовице, 1987) и имени Кирилла Кондрашина (Амстердам, 1989).

    В 1986–1989 гг. – дирижер Симфонического оркестра Ульяновской филармонии, в 1989–1991 гг. – главный дирижер Симфонического оркестра Свердловской филармонии. Возглавлял филармонические оркестры Познани (1991–1997) и Йены (1998–2003, ныне почетный дирижер), симфонические оркестры Виннипега (2001–2006), Гамбурга (2004–2008) и Берна (2004–2009) В 1998–2001 гг. – дирижер Российского национального оркестра, с 2004 года – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Штутгартского радио. В 2009–2014 гг. – главный дирижер Дюссельдорфского симфонического оркестра, в 2012–2017 гг. – Национального оркестра Бельгии. С 2015 года – художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Нейплса (Флорида, США), с сезона 2019/20 возглавляет Варшавский филармонический оркестр. Сотрудничает с большинством ведущих оркестров Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Италии, Швейцарии, США. 

    В обширном репертуаре Борейко заметное место занимает музыка современников. Он исполняет и записывает сочинения Шнитке, Пярта, Губайдулиной, Сильвестрова, Канчели, Раскатова, Десятникова, Такэмицу. В 2018 году с оркестром Берлинского радио исполнил «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, в сезоне 2018/19 исполнил и записал сочинения Виктории Борисовой-Оллас с Королевским филармоническим оркестром Стокгольма. С оркестром Штутгартского радио записал Lamentate Пярта и Шестую симфонию Сильвестрова, Сюиту из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и ряд симфоний Шостаковича, с Лондонским филармоническим – Симфонию № 4 Гурецкого. 

    Одним из крупных проектов Борейко в сезоне 2018/2019 стало исполнение музыки балетов Стравинского «Пульчинелла» и «Жар-птица» в сочетании с произведениями бельгийского художника, скульптора и дизайнера Изабель де Боршграв, созданными по мотивам «Русских сезонов» Дягилева. 

    В сезоне 2019/20 он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (в том числе в Москве и в масштабном туре по городам Германии, Нидерландов и Австрии), симфоническими оркестрами Праги, Галисии, Нью-Джерси, Берлинского радио, филармоническими оркестрами Гамбурга, Дрездена, Монте-Карло, Сеула, оркестрами зальцбургского Моцартеума и Национального центра искусств Оттавы. В числе событий сезона 2020/21 – выступления с Варшавским филармоническим оркестром с участием пианиста Люки Дебарга, скрипача Ильи Грингольца и Хора национальной филармонии.