«Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая
рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня»
– эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие
блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой,
легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из
известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих
десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла.
Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную
жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.
Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске и поначалу
осваивал техническую специальность, готовясь стать инженером-железнодорожником.
Будучи на военной службе, он самостоятельно научился играть на нескольких
музыкальных инструментах, служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного
округа. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, его
учителем был народный артист Казахстана, профессор Е. Г. Брусиловский.
Среди его первых сочинений – «Индийская сюита», балет «Старик Хоттабыч»
(дипломная работа, поставленная в Алма-Атинском театре оперы и балета). В 1957 году
он пишет музыку к своему первому художественному фильму – музыкальной комедии
«Наш милый доктор», – песня из которого «Надо мной небо синее» сразу же
становится популярной. Вскоре приходит звездный час – Александра Зацепина
приглашает к сотрудничеству талантливый режиссер Леонид Гайдай. Благодаря
блестящему творческому союзу всенародную любовь обрели комедии «Операция “Ы” и
другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван
Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «За
спичками», «Спортлото-82», «На
Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие киноленты.
Талант композитора по достоинству ценили и многие другие
режиссеры – он написал музыку более чем к 120 художественным и анимационным
фильмам, в числе которых «Красная палатка» Михаила Калатозова (фильм снят в
двух вариантах – с русской и итальянской звуковой дорожкой, музыку ко второй
написал Эннио Морриконе), «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова,
«Капитан Немо» Василия Левина, мультфильм «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина
(совместно с Георгием Гараняном), первый
отечественный научно-фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа
Кочанова и др.
Александр Зацепин обладает особым даром слышать свое время и
талантливо запечатлевать в музыке его интонации и ритмы, мгновенно откликаясь
на новые веяния в сфере популярных жанров. Каждая его песня отмечена ярким
мелодизмом, ритмической изобретательностью и остротой, мастерской аранжировкой.
И неизменно – профессионализмом и безупречным вкусом. Он создал более 300
песен, многие из которых уже давно стали классикой, пережившей свое время – «Остров
невезения», «А нам все равно», «Есть только миг», «Куда уходит детство» и многие
другие. Среди поэтов, к творчеству которых обращался композитор, – и русские
классики («Восемь романсов» на стихи А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака,
О. Мандельштама, В. Маяковского), и наши современники. С 1965 года
Александр Зацепин сотрудничал с Леонидом Дербенёвым, создав с ним более 100
замечательных песен (вплоть до ухода поэта из жизни).
Блестящий дар композитора сочетается в этом человеке с умом
и техническим талантом радиолюбителя и энтузиаста профессиональной звукозаписи.
В начале 70-х годов А. С. Зацепин на собственные средства первым в
стране создал домашнюю студию, не уступающую по своим параметрам радийным или
телевизионным. Он самостоятельно паял, собирал и монтировал многие устройства,
что-то на свой страх и риск «доставал» за границей. Все музыканты, работавшие в
этой студии, находились будто в сказке, настолько высок был ее технический уровень.
Здесь записывались известные артисты – В. Золотухин, Я. Йоала, М. Магомаев,
В. Ободзинский, В. Толкунова, Т. Анциферова, М. Боярский,
А. Ведищева, Л. Долина, Ж. Рождественская, группа «Ариэль» и
другие. Едва ли не лучшие песни из репертуара Аллы Пугачевой принадлежат Александру
Зацепину – «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето»,
«Волшебник-недоучка», «Так же, как все» и многие другие композиции на долгие
годы прочно утвердились в ее репертуаре. Композитор познакомился с певицей в
середине 1970-х годов. В его студии она записала более 20 песен к фильмам,
которые озвучивала – «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и другие. Затем
последовал культовый музыкальный фильм с артисткой в главной роли – «Женщина,
которая поет», – большинство песен к этой ленте созданы Л. Дербеневым и А. Зацепиным.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» А. Пугачева была
признана лучшей киноактрисой 1978 года. Фильм стал лидером проката и собрал на
своих сеансах 54,9 миллиона зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не знал
ни один музыкальный фильм.
В том же 1978 году вышла еще одна знаковая для советского
кинематографа лента с музыкой А. Зацепина – музыкальный фильм «31 июня»
Леонида Квинихидзе. Совершенно оригинальная работа стала «первой ласточкой»
жанра фэнтези в искусстве отечественного кино. Необычный сюжет и режиссерские
решения позволили как никогда ранее полно раскрыться дарованию композитора,
проявившему себя и талантливым мелодистом, и великолепным аранжировщиком, и
состоявшимся мастером электронной музыки. Звуковая дорожка к фильму совершила
настоящую революцию в отечественной киномузыке, а песни значительно опередили
свое время и даже в наши дни звучат свежо и современно. К сожалению, вскоре
после премьеры фильм был запрещен к показу – по официальной версии причиной
стала эмиграция в США артиста балета Большого театра Александра Годунова.
Для композитора начался сложный период: в его творчество
постоянно кто-то вмешивается, рекомендуя – как писать музыку; уходит из жизни
супруга; новый музыкальный фильм «Душа» с Софией Ротару в главной роли не имеет
такого же успеха как «Женщина, которая поет». Сорвался выгодный контракт с
американской фирмой – Александру Зацепину сказали, что советский композитор не
должен сотрудничать с США. В 1982 году музыкант, не меняя гражданства, уехал во
Францию. Там он написал музыку фильму «Самоубийца» (Германия – Финляндия), в
1985 году вернулся в Москву и создал музыку к шестнадцати фильмам. Среди них –
«Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?» «Частный детектив,
или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На
Брайтон-Бич опять идут дожди». В 1992 году Александр Сергеевич женился и уехал
в Париж с супругой Светланой. Затем композитор вновь вернулся и создал мюзикл «Русское
Рождество в Париже» (совместная российско-французская постановка, шла в Париже в
1992/93). В Москве он написал музыку к фильму «Казус Белли» И. Угольникова.
Композитор сотрудничал с немецкими компаниями и исполнителями, с режиссером
Андреем Кончаловским. В новом тысячелетии Александр Зацепин создает музыку к
фильмам «Красная капелла», «В июне 41-го», «Лекарство против страха», «Кавказская
пленница!» (ремейк комедии Л. Гайдая) и другим работам; творческие вечера
композитора проходят в крупнейших столичных залах при участии известных
музыкантов, в том числе Российского государственного симфонического оркестра
кинематографии под управлением Сергея Скрипки; а на «Площади звезд» появляется
памятный именной знак композитора. Но самое главное – многие песни
А. Зацепина, спетые когда-то М. Кристаллинской, Н. Бродской или
О. Ануфриевым, обретают новую жизнь в современных аранжировках у Алсу,
С. Пьехи, Н. Расторгуева и других артистов.
В нашей стране и за рубежом выпущен не один десяток
компакт-дисков с музыкой композитора. Он также является автором книги «Есть
только миг».
Александр Зацепин неоднократно завоевывал премии на
престижных российских и международных конкурсах. Он удостоен почетных званий «Заслуженный
деятель искусств России» и «Народный артист Российской Федерации», ордена «За
заслуги перед Отечеством» IV степени и других наград; является членом-корреспондентом
Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза
композиторов СССР и Союза кинематографистов СССР.