Выдающийся композитор, четырёхкратный лауреат Госпремии, Эдуард Артемьев – автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах. Один из первопроходцев электронной музыки, классик отечественного кино, создатель симфонических, хоровых произведений, инструментальных концертов, вокальных циклов. Как говорит композитор, «весь звучащий мир является моим инструментом».
Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Учился в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова. В 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина и его ассистента Николая Сидельникова. Вскоре был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина, где активно изучал электронную музыку, тогда же дебютировал в кино. В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения синтезатора АНС, демонстрируются возможности инструмента: пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Этюд». В своем этапном произведении «Мозаика» (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике. Это сочинение получило признание на фестивалях современной музыки во Флоренции, Венеции, во французском Оранже. А композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже.
Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-70-х принадлежат эстетике авангарда: оратория на стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», симфоническая сюита «Хороводы», сюита для женского хора и оркестра «Лубки», кантата «Вольные песни», одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме «За мертвыми душами». Середина 70-х – начало нового этапа в его творчестве: появляются симфония «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и фонограммы; электронная композиция «Мираж»; поэма для рок-ансамбля «Человек у огня»; кантата «Ритуал» («Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященная открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора – «Белый голубь», «Видение» и «Лето»; симфония «Пилигримы» (1982).
В 2000 году Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой ещё в 1977 году. В 2016 году она была поставлена в Театре мюзикла в Москве. В 2014 году композитор создал симфоническую сюиту «Мастер», посвященную 85-летию со дня рождения Василия Шукшина.
Автор музыки более чем к 200 кинокартинам. «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова; «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер» и «Город Зеро» Карена Шахназарова – лишь небольшой перечень его киноработ. Артемьев является также автором музыки более чем к 30 театральным постановкам, среди которых «Идиот» и «Статья» в Центральном академическом театре Российской армии; «Кресло» и «Платонов» в Театре под руководством Олега Табакова; «Приключения капитана Батса» в Рязанском детском театре; «Механическое пианино» в Teatro di Roma, «Чайка» в парижском театре «Одеон».
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии. За музыку к кинофильмам удостоен четырёх премий «Ника», пяти премий «Золотой орёл». Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Александра Невского, премиями имени Шостаковича, «Золотая маска», Призом имени Глинки и многими другими. Народный артист России. Президент основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.