Родился в Баку. В 1966 году закончил Азербайджанскую консерваторию по
классу композиции у своего отца, профессора Кара Караева, в 1971 году у него же
— аспирантуру. С 1966 по 2003 преподавал композицию, инструментовку и полифонию
в Азербайджанской консерватории (с 1991 — Бакинская Музыкальная Академия), с
1994 — профессор. С 1991 года живет в Баку и Москве. В 1994—1996 —
вице-президент московской Ассоциации Современной Музыки (АСМ). С 1999 —
профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, в 2003—2005 —
профессор кафедры композиции Казанской консерватории имени Жиганова.
В 2007—2008, 2010—2011, 2013—2014 годах — художественный руководитель проекта
Министерства культуры и туризма Азербайджана «Лицом к лицу со временем». По
инициативе Караева в Баку появился Фестиваль современной музыки имени Кара
Караева; он прошел в 1986, 1988, 1990 гг. и был возобновлен в 2011. За
последние годы на Фестивале были исполнены Фортепианный концерт Шёнберга,
Симфония Берио, «Ностальгия» Такемицу, Камерный концерт Лигети, «Пространства
сна» Лютославского и многие другие этапные сочинения музыки ХХ века.
Сочинения Караева звучат на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы,
Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей его сочинений — Александр
Лазарев, Геннадий Рождественский, Василий Синайский, Валерий Полянский, Максим
Шостакович, Владимир Понькин, Рауф Абдуллаев, Инго Метцмахер, Райнберт де Леу,
Роланд Фрайзитцер, Патриция Копачинская, Александр Ивашкин; Ансамбль солистов
оркестра Большого театра, «Студия Новой Музыки», Московский Ансамбль
Современной Музыки, Ensemble Modern (Франкфурт), Nieuw Ensemble и ASKO /
Schoenberg Ensemble (Амстердам), Ensemble Reconsil Wien (Австрия), струнный
квартет Danel (Франция), Continuum (Нью-Йорк) и другие.
«Фарадж Караев — один из ведущих
композиторов постсоветского пространства. Хронология его творческих поисков
более похожа на типичную авангардную кардиограммность, чем на классическую
поступенность. Неоклассицизм и серийность, пуантилизм и сонорика, коллажность и
модальность, неоромантика и «мугамность», постмодернизм и джаз, европейский
инструментальный театр и театр инструментов национальных, концептуальность и
электроника... Можно услышать в его сочинениях такое количество
неоднозначностей, параллелей, смыслов и контекстов, что кажется, будто речь
идёт не об одном, но о нескольких авторах одновременно» (Рауф Фархадов).
«Мир музыки Фараджа Караева
интеллектуален и поэтичен, его лирика беззащитна, а чувственность спрятана за
маской иронии. В художественной панораме современности голос композитора
различим, узнаваем, и в этом тонко организованном соподчинении связей, укорененном
в принадлежности множества единому универсуму, — суть его индивидуального
стиля» (Марианна Высоцкая).