Один из самых известных композиторов ХХ века, А.И. Хачатурян вместе с С.С. Прокофьевым и Д.Д. Шостаковичем вошел в блистательную триаду композиторов, ставших гордостью отечественной музыки ХХ века и определивших на многие годы ее облик. Творчество выдающегося мастера обогатило современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности.
Одаренность Хачатуряна была феноменальной. Он родился 6 июня 1903 года в семье переплетчика в ...
Один из самых известных композиторов ХХ века, А.И. Хачатурян вместе с С.С. Прокофьевым и Д.Д. Шостаковичем вошел в блистательную триаду композиторов, ставших гордостью отечественной музыки ХХ века и определивших на многие годы ее облик. Творчество выдающегося мастера обогатило современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности.
Одаренность Хачатуряна была феноменальной. Он родился 6 июня 1903 года в семье переплетчика в Коджори, предместье Тифлиса (Тбилиси того времени был самым «интернациональным» городом с развитой музыкальной культурой). До 19 лет не занимался профессионально музыкой. Будущий композитор учился сначала в русском частном пансионе С.В. Аргутинской-Долгоруковой (в разное время его окончило немало видных деятелей армянской и грузинской культуры), затем в Коммерческом училище Тифлиса. Пел в хоре, играл на трубе в духовом оркестре, сам научился играть на фортепиано и вскоре прослыл среди друзей и родных пианистом. В Москву приехал в 1921-м, обучался на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета и одновременно поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели С.Ф. Бычкова, а затем к профессору А.А. Борисяку. За короткий срок Хачатурян не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников. В 1925 году в техникуме был открыт класс композиции и Хачатурян стал одним из первых учеников М.Ф. Гнесина. Блестящую европейскую выучку будущий композитор получил в консерватории (1929–1934) и аспирантуре (1936). Молодой музыкант занимался под руководством Р.М. Глиэра и С.Н. Василенко (инструментовка), Н.Я. Мясковского (сочинение).
Благодаря старшему брату Сурену Ильичу Хачатурову (режиссёру 1-й Студии МХТ, создателю Армянской драматической студии), Хачатурян познакомился с Е.Б. Вахтанговым, М.А. Чеховым, слушал игру пианистов К.Н. Игумнова, Н.А. Орлова, посещал студию художника П.П. Кончаловского. Знакомство в Москве с композитором А.А. Спендиаровым, который поддержал молодого Хачатуряна, встречи с дирижёром К.С. Сараджевым, участниками квартета имени Комитаса скрипачом А.К. Габриэляном и виолончелистом С.З. Асламазяном сыграли значительную роль в раскрытии национально самобытных черт в творчестве Хачатуряна. Еще в 20-е годы, находясь уже в Москве, музыкант старался быть ближе к «родным корням»: пел в хоре армянской церкви, некоторое время был заведующим музыкальной частью 2-й Армянской драматической студии при московском ДК Советской Армении, где был поставлен ряд драматических спектаклей с его музыкой.
Музыкальный язык композитора синтезировал великие традиции европейской и русской классики и многовековую культуру армянского (шире – восточного) народа. Органичное слияние разных культур и миров стало стилевым признаком музыки Хачатуряна. Этот сплав охватил все параметры музыкальной речи композитора. В его мелосе соединились многовековые традиции армянской монодии и культура европейской кантилены и русской песенности. В композиционных формах произошло сближение жанровых и структурных закономерностей, сложившихся в восточной и европейской музыке. Элементы восточного инструментария и образности слышны в оркестровке произведений. «Пиршество звуков», «рубенсовская сытность оркестровой палитры», – так характеризовал колористичность музыки Хачатуряна академик Б.Асафьев.
Искусство Хачатуряна, глубоко самобытное и национальное, часто сравнивают с живописью Мартироса Сарьяна. «Солнечные», жизнеутверждающие полотна, яркая и декоративная манера письма этого художника перекликаются с лучезарной музыкой композитора, с его многоцветными, ослепительно праздничными оркестровыми красками.
Стилю Хачатуряна свойственны яркая театральность, зримость, живописность, пластичность, склонность к «крупному штриху». Его музыкальные образы полны жизни, движения, они конкретны и осязаемы. Недаром в его творчестве большое место отведено сценическим жанрам – балетам, музыке к спектаклям и кино.
Творческая жизнь Хачатуряна протекала в условиях борьбы и смен направлений в искусстве, появления различных школ, стилей, систем. На памяти его были годы всеобщего увлечения Скрябиным, импрессионистами, молодым Стравинским, Прокофьевым и Шостаковичем, появление музыкального урбанизма, конструктивизма, экспрессионизма, «нововенской школы», неоклассицизма, авангардистских течений. Мимо его сознания не проходило ни одно из явлений культуры ХХ века. В этих условиях он сумел сохранить непреходящую ценность мелодического начала и опору на тональную систему.
Хачатуряна можно, безусловно, причислить к гуманистам ХХ века. Его герой – человек современности, но человек глубоко чувствующий и озаренный мечтой. Его музыка проникнута всепоглощающим лирическим чувством и вместе с тем по-восточному горделивой сдержанностью.
Популярность музыки А.И. Хачатуряна громадна, а его «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» – одно из самых исполняемых произведений нашего времени. Уже ранние сочинения Хачатуряна, такие как Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932) и Первая симфония (1934), сразу обнаружили необычайно яркое дарование композитора и особенности его композиторского почерка.
Мировую известность композитору принесла знаменитая триада инструментальных концертов – для фортепиано (1936), для скрипки (1940) и для виолончели (1946). В репертуар десятков виднейших исполнителей вошла и триада концертов-рапсодий для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968). Балеты «Гаянэ» и «Спартак» составили целую эпоху в хореографии ХХ века. Крупным достижением стала Вторая симфония (1943), посвященная событиям Великой Отечественной войны. Неотъемлемой частью творческой деятельности Xачатуряна была работа в области музыки для театра и кино (к спектаклям «Маскарад» Лермонтова, «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, к фильмам «Пэпо», «Зангезур» и др.). Он является также автором массовых песен и музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). В 1947 году после исполнения Третьей симфонии-поэмы для оркестра, органа и 15 труб, посвящённой 30-летию Октябрьской революции, композитор, как и большинство крупнейших советских композиторов того времени, подвергся официальной критике и обвинению в «антинародном формализме».
Многогранный талант Хачатуряна проявился в его чрезвычайно разносторонней деятельности. В возрасте 47 лет он становится за пульт и дирижирует своими произведениями в разных городах Советского Союза, на концертных эстрадах многих стран мира.
Много сил отдавал музыкант педагогике: с 1950 года Хачатурян преподавал композицию в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а с 1951 он профессор Московской консерватории. Среди его учеников – А. Эшпай, М. Таривердиев, Р. Бойко, И. Якушенко, Э. Оганесян, Н. Габуния, А. Виеру и другие известные композиторы.
Разнообразной была и общественная работа композитора. В 1939-48 годы он был заместителем председателя, а в 1957-78 – секретарем Союза композиторов. Кроме этого он плодотворно работал как член Всемирного и Советского комитета защиты мира, президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки и многих других.
За высокие заслуги в развитии отечественной культуры А.Хачатурян был удостоен почетных званий: Героя Социалистического Труда (1973), Народного артиста СССР (1954), лауреата Ленинской (1959), пяти Государственных премий СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Армянской ССР (1965), члена Академии наук Армянской ССР. Высоко оценили деятельность композитора и зарубежные художественные организации. Он был избран почетным академиком «Санта Чечилии» в Риме, почетным профессором Мексиканской консерватории, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР и т.д.