Вышнеградский известен в первую очередь как один из пионеров четвертитоновой музыки. Родился в 1893 году в Санкт-Петербурге. Сочинять музыку начал в возрасте 17 лет. Своим главным ориентиром до конца жизни считал Скрябина, под чьим влиянием написан «День Бытия» – первое зрелое сочинение композитора. Завершив его, Вышнеградский впервые прибегнул к расширению звукоряда посредством дробления на микроинтервалы: в 1918 году появились «Четыре фрагмента» для фортепиано и их же версия для двух фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона. Покинув Россию в 1920 году, Вышнеградский отдал все силы творчеству, получил известность в европейских музыкальных кругах, познакомился с Мессианом, Дютийё, Булезом, позже не раз исполнявшим его сочинения.
Впервые его четвертитоновые пьесы прозвучали в 1926 году в Париже, но их репертуарный потенциал был крайне низок. Один из редких концертов, где их сыграли вновь, состоялся в 1945 году при поддержке Мессиана, но, несмотря на внимание таких крупных фигур, Вышнеградский оставался аутсайдером. Первый его полноценный авторский концерт композитора был организован пианисткой Мартин Жост (ныне вице-президент Ассоциации Ивана Вышнеградского) в Париже только в 1977 году. Вскоре состоялась мировая премьера «Дня Бытия»; за несколько десятилетий Вышнеградский не прилагал усилий для его исполнения, считая свои микротоновые произведения более важными достижениями. Скончался в 1979 году в Париже.