Николай Капустин — всемирно известный композитор. Его музыка украшает программы концертов и компакт-дисков выдающихся исполнителей России и зарубежья — Николая Петрова, Николая Луганского, Вадима Руденко, Алексея Володина, Марка-Андре Амлена, Стивена Осборна, Масахиро Каваками и многих других; молодые артисты с удовольствием исполняют его произведения на престижных международных конкурсах.
Творчество Капустина уникально: в своих сочинениях он сумел соединить каноны академической музыки с джазовой гармонией и импровизацией. «Эта музыка могла быть сочинена лишь автором, глубоко погруженным в опыт джазового исполнения, и записана лишь обладателем прочной академической подготовки», — писал один из критиков. «У меня без джаза никакой музыки быть не может: это язык, на котором я говорю», — описывает своё творчество автор.
Увлечение джазом пришло к Капустину во время обучения в Московской консерватории. Тогда 20-летний студент А. Гольденвейзера, обладатель феноменальной техники Николай Капустин мечтал о карьере классического пианиста-виртуоза. Встреча с джазом заставила его изменить творческие приоритеты. Дебютировав в джазовом оркестре ЦДРИ под руководством Ю. Саульского, он затем выступал в составе оркестров Олега Лундстрема, «Голубой экран» и оркестра кинематографии, поражая публику своими феноменальными импровизациями. Позднее Капустин сосредоточился на композиции, исполняя преимущественно собственные сочинения.
Произведения Николая Капустина исполнены драматизма, стихийности, порой буйной виртуозности. При этом все страсти находятся под полным интеллектуальным контролем, музыка светла и оптимистична, что является редкостью для сегодняшнего дня. Капустин — автор около 150 опусов, среди которых 6 концертов, 18 сонат, фортепианные вариации, концертные этюды, миниатюры, камерная музыка для различных инструментальных составов и многое другое. Особое место в его творчестве занимают Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму (мажорные и минорные номера чередуются, но в весьма непривычной последовательности) и решающее фундаментальную задачу сопряжения контрапункта с джазовой гармонией. С участием виолончели Капустиным написано 2 концерта, 2 сонаты, сюита для виолончели соло, пьесы для виолончели соло и в сопровождении фортепиано, множество ансамблей. Все эти сочинения (кроме виолончельного концерта № 1) впервые прозвучали в исполнении виолончелиста Александра Загоринского и автора — Николая Капустина.