Марио Кастельнуово-Тедеско (Флоренция, 3 апреля 1895 – Беверли-Хиллз, 18 марта 1968) — итальянский композитор
Ученик Ильдебрандо Пиццетти (Ildebrando Pizzetti), после получения диплома колледжа по классу фортепиано, Кастельнуово начинает свою карьеру, которая приводит его к признанию во всей Европе.
В 1925 г. Марио со своим произведением “La mandragola”, победил в престижном конкурсе молодых композиторов, и опера была представлена в Театре «Феникс» в Венеции. Среди исполнителей его музыки были артисты такой величины, как итальянский пианист Альфредо Казелла (Alfredo Casella), немецкий пианист Вальтер Гизекинг (Walter Gieseking), выдающийся скрипач Яша Хейфец (Jascha Heifetz), виолончелист Григорий (Грегор) Пятигорский (Gregor Piatigorsky) и испанский гитарист Андрес Сеговия (Andrés Segovia).
Выходец из еврейской семьи, которая поколениями вела дела в финансовой сфере, по причине нацистских законов, принимаемых в период господства фашистского режима в стране, Кастельнуово-Тедеско вынужден покинуть Италию вместе со своей семьей и перебраться в Соединенные Штаты, где утвердился в Голливуде, как автор – «призрак» саунд-треков к кинофильмам (очень немногие из них официально принадлежат его перу), и как преподаватель композиции. Среди его учеников были Элмер Бернстайн (Elmer Bernstein), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Джон Уильямс (John Williams), Генри Манчини (Henry Mancini), Андре Превен (André Previn) и др.
В 1958 году Марио победил в конкурсе «Concorso Campari» с оперой «Il mercante di Venezia» (Венецианский купец), которая была поставлена на сцене в ходе фестиваля «Музыкальный Май» во Флоренции, под управлением Джанандреа Гаваццени (Gianandrea Gavazzeni).
Обладающий богатейшим и очень гибким мелодическим чутьем, Кастельнуово-Тедеско был особенно выдающимся творцом вокальных произведений: «Я сочинил большое количество вокальных мелодий за свою жизнь, я опубликовал их сто пятьдесят (не говоря уже о тех, которые так и остались лежать в столе), и сочинял я их, на всех языках, которые знаю – на итальянском, французском, английском, испанском, латинском. Моим притязанием, и, еще более того, неотъемлемой необходимостью, стало желание объединить музыку с поэтическими текстами, пробудившими во мне интерес и переживания, с тем, чтобы постичь их лирическую выразительность» - писал он в очерке «Music and Poetry: Problems of a Song-Writer»
Композитор высокой культуры и утонченности, он сумел положить на музыку таких авторов, как Кавальканти, Петрарку, Фогельвейде, Сервантеса, Шекспира, Гарсиа Лорку, Уитмена. Техическая подготовка высочайшего уровня позволила ему в совершенстве овладеть способностью выражать форму и излагать гармонию.
В послевоенный период он подвергался критике (в том числе и в очень жесткой форме) за свой косерваторский язык самовыражения, связанный в равных долях как с поздним романтизмом девятнадцатого века, так и с импрессионизмом и испанским фольклором.
Сегодня к его творчеству наиболее часто обращаются гитаристы, поскольку этому инструменту Кастельнуово-Тедеско уделял огромное внимание всю свою жизнь, и которому посвятил наиболее автобиографические и вдохновенные страницы своих произведений.
Кастельнуово-Тедеско был очень плодовитым автором. В течение своей творческой жизни он сочинил шесть опер, пять ораторий, одиннадцать увертюр на темы стольких же шекспировских произведений, четыре балета, концерты для фортепиано, гитары, виолончели, свыше ста вокальных композиций и огромное количество камерных произведений.