Хельмут Лахенман (1935) — немецкий композитор. Учился в Высшей музыкальной школе Штутгарта у И.Н.Давида (1955-58), в Венеции у Л.Ноно (1958-60), позднее в Кёльне у К.Штокхаузена. С 1966 (с перерывами) преподает в Штутгарте. В своем творчестве стремится преодолеть стереотипы и инерцию слушательского восприятия, а также утвердить новое представление о красоте, которая определяется им как «отказ от привычки». В частности, он радикально отходит от традиционной трактовки инструментов, извлекая из них разнообразные «немузыкальные» звучания — необычные призвуки, шумы, шорохи и т. п., которые Лахенман называет «инструментальной конкретной музыкой»; для этих целей он использует собственную систему нотной записи. Как и у его учителя Ноно, демонстративный эстетический нонконформизм соединяется у Лахенмана с приверженностью антибуржуазной левой идеологии. Среди его произведений — Trio fluido для кларнета, альта и ударных (1967), temА для меццо-сопрано, флейты и виолончели (1968), Утешения (Consolations) для хора (1968-78), Kontrakadenz для оркестра (1971), Gran Torso для струнного квартета (1976-88), Танцевальная сюита с гимном Германии (Tanzsuite mit Deutschlandlied) для оркестра и струнного квартета (1980), Движение (—перед оцепенением) (Mouvement [—vor der Erstaming]) для оркестра (1984), Tableau для оркестра (1989), Хоровод блаженных духов (Reigen seliger Geister) для струнного квартета (1989), опера Девочка со спичками (Das Madchen mit den Schwefelholzern, 1997). Выступает с полемическими статьями.
Гуиро (1970) эта маленькая пьеса — своеобразный манифест композитора, в котором фортепиано используется как ударный инструмент гуиро, кубинская трещотка. Звукоизвлечение на гуиро — это глисссандо палочкой по ребристой поверхности инструмента. Пианист у Лахенмана использует всевозможные глисссандо по всем поверхностям фортепиано, имеющим аналогичную структуру, на клавиатуре и внутри инструмента. Этим длящимся звучностям в партитуре противопоставлены отдельные, точечные щипки и удары, а также шум взятия педали. Все эти манипуляции точнейшим образом нотированы композитором. Смысл пьесы состоит в своеобразном нарушении конвенции: «король инструментов» классико-романтического периода музыки, редуцируется здесь до примитивного самозвучащего инструмента; историю музыки предлагается забыть и начать всё с чистого листа.