Густав Малер (7 июля 1860, Калиште, Чехия — 18 мая 1911, Вена) — австрийский композитор и дирижер. Один из крупнейших симфонистов XIX и XX веков.
Малер был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста) в семье Бернхарда Малера и его жены Марии Герман; отец был разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия, мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву — островок немецкой культуры в Южной Моравии. После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сестрах; в частности, сестер Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.
Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара. В 1902 году Малер женился на Альме Шиндлер, приемной дочери известного австрийского художника Карла Молля. Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку — как любитель. Их дочь, Мария, умерла от дифтерии в возрасте четырех лет. Вторая дочь, Анна, впоследствии стала скульптором.
Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Несколько позже Малер начал посещать лекции Антона Брукнера в Венском университете.
Малер начал карьеру дирижера в 1880 году. В 1881 году он занял пост оперного дирижера в Любляне, в следующем году в Оломоуце, затем последовательно в Вене, Касселе, Праге, Лейпциге и Будапеште. В 1891 году назначен главным дирижером Гамбургской оперы. В 1897 году стал директором Венской оперы — самая престижная должность в Австрийской Империи для музыканта. Чтобы иметь возможность занять пост, Малер, рожденный в еврейской семье, но неверующий, формально обратился в католицизм. За десять лет директорства Малер обновил репертуар Венской оперы и вывел ее на ведущие позиции в Европе. В 1907 году в результате интриг был замещен на директорском посту. В 1908 году был приглашен дирижировать в Метрополитен Опера, провел там один сезон и был сменен Артуро Тосканини, который был необыкновенно популярен в США. В 1909 году стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра , на этом посту оставался до конца жизни.
Дирижерское дарование Малера оценивалось весьма высоко: «шаг за шагом он способствует оркестру завоевывать симфонию, при тончайшей отделке мельчайших деталей он не упускает из виду ни на мгновение целого» - писал о Малере Гвидо Адлер, а Петр Ильич Чайковский, в 1892 г. слушавший Малера в Гамбургской опере, в частном письме назвал его гениальным.
Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А.В.Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера и приветствующим его выступления в России.
В 1907 году врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщен композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Джозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налет на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьезной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.
В честь Малера назван кратер на Меркурии.