Мечислав Вайнберг – один из крупнейших отечественных композиторов ХХ века, человек трагической судьбы. Он родился в Варшаве в интеллигентной еврейской семье – отец руководил театральным оркестром, мать была актрисой. С десяти лет будущий композитор играл на фортепиано в оркестре театра, впоследствии осуществил музыкальное руководство несколькими спектаклями.
Мечислав Вайнберг – один из крупнейших отечественных композиторов ХХ века, человек трагической судьбы. Он родился в Варшаве в интеллигентной еврейской семье – отец руководил театральным оркестром, мать была актрисой. С десяти лет будущий композитор играл на фортепиано в оркестре театра, впоследствии осуществил музыкальное руководство несколькими спектаклями.В 1939 году окончил Варшавскую консерваторию как пианист у выдающегося педагога Юзефа Турчинского, вскоре началась Вторая мировая война. Вайнбергу удалось спастись, перейдя границу с СССР; его родители и сестра остались в Польше и погибли в концлагере.
Обосновавшись в Белоруссии, Вайнберг учился в Минской консерватории у Василия Золотарева, в 1941 году оказался в эвакуации в Ташкенте. Там он встретил свою первую жену – Наталью Вовси-Михоэлс, дочь знаменитого актера и режиссера Соломона Михоэлса, художественного руководителя Московского государственного еврейского театра, также оказавшегося в эвакуации. В Ташкенте была написана Первая симфония Вайнберга; в 1943 году удалось послать ее Шостаковичу, пригласившему автора в Москву. Двух композиторов на всю жизнь связала крепкая дружба, в их музыке обнаруживается общность взглядов и творческих подходов. Шостакович вместе с другими деятелями культуры ходатайствовал за освобождение Вайнберга после его ареста в 1953 году в связи с «делом врачей». Свободу Вайнберг получил только после смерти Сталина, проведя в заключении около трех месяцев.
Испытав сильное воздействие личности Шостаковича, Вайнберг не стал его эпигоном. Он нашел свою творческую стезю. Война, несущая людям страдание и гибель, насилие над личностью, человеконенавистничество как обобщенный символ зла – к этим темам композитор обращался постоянно. Наряду с трагедийными образами в его музыке есть множество светлых лирических страниц. Вайнберг обогащал свою палитру фольклорными мотивами – польскими, еврейскими, молдавскими, белорусскими.
В поздний период он испытал влияние додекафонии, хотя и продолжал писать тональную музыку, до конца жизни считая себя учеником Шостаковича: «Школа Шостаковича является основой моей творческой работы. Я чувствовал себя счастливым человеком, потому что могу показать свои произведения лучшему композитору двадцатого века. Это была честь, и она подсознательно активизировала сочинительство музыки». В свою очередь, Шостакович также высоко ценил мастерство Вайнберга – композитора и пианиста. Сохранилась запись Десятой симфонии Шостаковича в переложении для двух фортепиано, сделанная Шостаковичем и Вайнбергом. В 1967 году Вайнберг в ансамбле с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской принимал участие в первом исполнении цикла «Семь стихотворений Александра Блока». Вайнбергу посвящен десятый квартет Шостаковича, о чем последний писал: «Он [Вайнберг] написал девять квартетов (у меня их было восемь). Я поставил задачу догнать и перегнать Вайнберга, что и сделал».
В числе сочинений Вайнберга – восемь опер (особенно популярны «Идиот» и «Пассажирка», за последние десять лет поставленная во множестве театров Европы и Америки), 22 симфонии, четыре камерные симфонии и две симфониетты, 17 струнных квартетов и ряд других камерных ансамблей, различные оркестровые полотна и произведения концертного жанра, балеты, кантаты. Среди его работ для экрана – музыка к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня», «Последний дюйм», «Медовый месяц», мультфильмам «Двенадцать месяцев», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и многим другим.
Произведения Вайнберга исполняли и записывали дирижеры Геннадий Рождественский, Юрий Аронович, Рудольф Баршай, Кирилл Кондрашин, Владимир Федосеев, Марк Эрмлер; к его сочинениям обращались выдающиеся солисты Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Тимофей Докшицер, струнный квартет имени Бородина. Вайнберг был удостоен звания народного артиста РСФСР и Госпремии СССР.
Сегодня его творчество переживает настоящее возрождение – и профессионалы, и любители заново открывают для себя одного из крупнейших мастеров ХХ века. Сочинения Вайнберга исполняют Симфонический оркестр Бирмингема, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Омский симфонический оркестр, Камерный оркестр Европы, «Кремерата Балтика», дирижеры Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Дмитрий Васильев, Мирга Гражините-Тила, пианисты Марта Аргерих, Елизавета Блюмина, Андраш Шифф, Даниил Трифонов, Лукас Генюшас, Рональд Браутигам, скрипачи Гидон Кремер, Дмитрий Ситковецкий, Коля Блахер, Айлен Притчин, виолончелисты Александр Бузлов, Борис Андрианов, Давид Герингас, струнный квартет Danel и другие. Записи музыки Вайнберга издаются под мировыми лейблами, среди которых «Мелодия», CPO, Naxos, Neos, Chandos, ECM и Deutsche Grammophon.