Французский
композитор, дирижер и теоретик музыки. Один из важнейших представителей
послевоенного музыкального авангарда. Родился в 1925 году в Монбризоне
(департамент Луара). В юности изучал высшую математику в Лионе, в 1942-45 гг. учился в Парижской
консерватории в классе композиции Оливье Мессиана. Кроме
того, частным образом изучал серийную технику композиции у Рене Лейбовица, ученика Шенберга и Веберна. Первые
зрелые сочинения Булеза появились в 1945 году, вскоре началась его дирижерская
деятельность. В 1952 году
впервые посетил Дармштадтские Летние курсы новой музыки. В последующую четверть
века влияние на этих курсах Булеза и его единомышленников стало определяющим и
породило термин «дармштадтская школа». В 1950-х годах занимался электронной и «конкретной» музыкой,
тогда же выступил с первыми статьями об эстетике и технике композиции. В 1954
году основал в Париже серию концертов Domaine Musical, одновременно стал приглашенным дирижером Оркестра
Юго-Западного радио в Баден-Бадене.
Был приглашенным
дирижером Кливлендского оркестра (1967-72), руководил Симфоническим оркестром
Би-Би-Си (1971-75), одновременно – Нью-Йоркским Филармоническим оркестром
(1971-77). Был впервые приглашен в Байройт в 1966 году, где под его управлением
шел вагнеровский «Парсифаль». В 1976-80 дирижировал там же «Кольцом нибелунга».
В 1976 году основал в Париже Ensemble InterContemporain, ставший
одним из ведущих мировых ансамблей современной музыки. Начиная с 1990-х годов, регулярно
работал с Берлинским филармоническим оркестром, с которым исполнил и записал
все сочинения Веберна. Преподавал композицию и руководил камерным ансамблем на
курсах в Дармштадте, а также в Базельской академии музыки (Швейцария) и
Гарвардском университете (США). В 1977 году при поддержке президента Франции
Жоржа Помпиду основал Институт
исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), которым руководил до 1992 года.
В начале
1950-х годов композитор отходит от ортодоксальной додекафонии в духе Шенберга и
начинает поиски жесткого структурирования различных параметров музыки –
звуковысотности, ритма, силы звука (динамики) и его краски (тембра). Это
направление получило название «тотальный сериализм» (у Булеза к нему относится,
например, первая тетрадь «Структур» для двух фортепиано 1952 года).
Впоследствии Булез пришел к идее так называемой открытой формы – «произведения
в постоянном становлении» (workinprogress).
Это направление получило название «алеаторика» (от латинского слова alea – жребий). В этом духе Булезом
создан ряд сочинений, которые он постоянно пересматривал и редактировал, так
как подобные композиции в принципе не могут иметь законченной формы.
Свои
творческие позиции Булез отстаивал с неизменной бескомпромиссностью и
пользовался огромным авторитетом. С одной стороны, это влияние шло на пользу
композиторам, которым он помог выйти на международную арену. С другой стороны,
Булез часто злоупотреблял своим влиянием в борьбе с тем, что было чуждо его
эстетическим пристрастиям. Его считают родоначальником новой техники
дирижирования, приспособленной для исполнения современных партитур. В его
репертуаре преобладала музыка ХХ столетия – авторов, которых он сам считал
родоначальниками важнейших находок в области нового музыкального языка. Среди
композиторов более ранних эпох Блез исполнял Вагнера, Брукнера, Малера, Равеля,
Скрябина и Рихарда Штрауса. Исполнения Булезом собственных сочинений считаются
образцовыми.
В последние
десятилетия Булез сочинял редко, больше посвящая себя дирижерской и
организационной деятельности. В 2015 году в мире с большим размахом отмечалось 90-летие
композитора. Булез скончался в январе 2016 года в Баден-Бадене. Среди его многочисленных
наград следует отметить звание командора Ордена искусств и литературы (высшая
творческая государственная награда во Франции), Большой орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1990),
Австрийский почетный знак «За науку и искусство» (1983), Японскую Императорскую
награду (1989), Музыкальную
премию Эрнста фон Сименса (1979), 27 премий «Грэмми», членство в Берлинской
Академии искусств (с 1963). Незадолго до смерти Булез стал почетным гражданином
Баден-Бадена (2014) – города, в котором жил и работал много лет и в котором
похоронен.