Московская филармония

Пьер Булез

1925-2016

Французский композитор, дирижер и теоретик музыки. Один из важнейших представителей послевоенного музыкального авангарда. Родился в 1925 году в Монбризоне (департамент Луара). В юности изучал высшую математику в Лионе, в 1942-45 гг. учился в Парижской консерватории в классе композиции Оливье Мессиана. Кроме того, частным образом изучал серийную технику композиции у Рене Лейбовица, ученика Шенберга и Веберна. Первые зрелые сочинения Булеза появились в 1945 году, вскоре началась его дирижерская деятельность. В 1952 году впервые посетил Дармштадтские Летние курсы новой музыки. В последующую четверть века влияние на этих курсах Булеза и его единомышленников стало определяющим и породило термин «дармштадтская школа». В 1950-х годах занимался электронной и «конкретной» музыкой, тогда же выступил с первыми статьями об эстетике и технике композиции. В 1954 году основал в Париже серию концертов Domaine Musical, одновременно стал приглашенным дирижером Оркестра Юго-Западного радио в Баден-Бадене.

Был приглашенным дирижером Кливлендского оркестра (1967-72), руководил Симфоническим оркестром Би-Би-Си (1971-75), одновременно – Нью-Йоркским Филармоническим оркестром (1971-77). Был впервые приглашен в Байройт в 1966 году, где под его управлением шел вагнеровский «Парсифаль». В 1976-80 дирижировал там же «Кольцом нибелунга». В 1976 году основал в Париже Ensemble InterContemporain, ставший одним из ведущих мировых ансамблей современной музыки. Начиная с 1990-х годов, регулярно работал с Берлинским филармоническим оркестром, с которым исполнил и записал все сочинения Веберна. Преподавал композицию и руководил камерным ансамблем на курсах в Дармштадте, а также в Базельской академии музыки (Швейцария) и Гарвардском университете (США). В 1977 году при поддержке президента Франции Жоржа Помпиду основал Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), которым руководил до 1992 года.

В начале 1950-х годов композитор отходит от ортодоксальной додекафонии в духе Шенберга и начинает поиски жесткого структурирования различных параметров музыки – звуковысотности, ритма, силы звука (динамики) и его краски (тембра). Это направление получило название «тотальный сериализм» (у Булеза к нему относится, например, первая тетрадь «Структур» для двух фортепиано 1952 года). Впоследствии Булез пришел к идее так называемой открытой формы – «произведения в постоянном становлении» (workinprogress). Это направление получило название «алеаторика» (от латинского слова alea – жребий). В этом духе Булезом создан ряд сочинений, которые он постоянно пересматривал и редактировал, так как подобные композиции в принципе не могут иметь законченной формы.

Свои творческие позиции Булез отстаивал с неизменной бескомпромиссностью и пользовался огромным авторитетом. С одной стороны, это влияние шло на пользу композиторам, которым он помог выйти на международную арену. С другой стороны, Булез часто злоупотреблял своим влиянием в борьбе с тем, что было чуждо его эстетическим пристрастиям. Его считают родоначальником новой техники дирижирования, приспособленной для исполнения современных партитур. В его репертуаре преобладала музыка ХХ столетия – авторов, которых он сам считал родоначальниками важнейших находок в области нового музыкального языка. Среди композиторов более ранних эпох Блез исполнял Вагнера, Брукнера, Малера, Равеля, Скрябина и Рихарда Штрауса. Исполнения Булезом собственных сочинений считаются образцовыми.

В последние десятилетия Булез сочинял редко, больше посвящая себя дирижерской и организационной деятельности. В 2015 году в мире с большим размахом отмечалось 90-летие композитора. Булез скончался в январе 2016 года в Баден-Бадене. Среди его многочисленных наград следует отметить звание командора Ордена искусств и литературы (высшая творческая государственная награда во Франции), Большой орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1990), Австрийский почетный знак «За науку и искусство» (1983), Японскую Императорскую награду (1989), Музыкальную премию Эрнста фон Сименса (1979), 27 премий «Грэмми», членство в Берлинской Академии искусств (с 1963). Незадолго до смерти Булез стал почетным гражданином Баден-Бадена (2014) – города, в котором жил и работал много лет и в котором похоронен.