«Творчество Е. Подгайца отличается значительной открытостью всему
современному интонационному процессу, в том числе массовому. И это —
органическое качество, принципиальная установка его искусства. Следствием такой
открытости стало свойство реагировать на проблемы и кризисы времени, переживать
и осмысливать их как собственные».
Ю. Дружкин, «Музыкальная
академия (1993).
«Творчество Е. Подгайца отличается значительной открытостью всему
современному интонационному процессу, в том числе массовому. И это —
органическое качество, принципиальная установка его искусства. Следствием такой
открытости стало свойство реагировать на проблемы и кризисы времени, переживать
и осмысливать их как собственные».
Ю. Дружкин, «Музыкальная
академия (1993).
Ефрем Иосифович Подгайц родился 6 октября 1949 года. В возрасте 10 лет поступил в московскую музыкальную школу № 30, где обучался игре на скрипке и занимался композицией с Н. М. Гольденберг (ученицей Б. Л. Яворского) и ее учеником, тогда студентом Московской консерватории Е. Чаплыгиным. В 1966 году Ефрем Подгайц поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где учился на теоретико-композиторском отделении (сольфеджио и теория — Д. А. Блюм, гармония — С. С. Григорьев, анализ — Ю. Н. Холопов, полифония — В. П. Фраёнов, сочинение — А. И. Пирумов). В 1974 году он окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. М. Буцко и Н. Н. Сидельникова и по инструментовке у Ю. А. Фортунатова.
По окончании консерватории композитор создает ряд знаковых сочинений: Первую симфонию, Квартет для скрипки, виолончели, фортепиано и ударных, «Диптих памяти Д. Д.Шостаковича» для струнных, Вокальный цикл на стихи Р.М.Рильке.
В 1978 году Е. И. Подгайц был принят в Союз композиторов России. В 1980 году появляется первое его крупное сочинение для детского хора — кантата «Как нарисовать птицу» на стихи Ж. Превера, с которой композитор успешно дебютировал на фестивале «Московская осень».
«В композиторском поколении, заявившем о себе в 70-х годах, Ефрем
Подгайц выделяется “большим стилем”- открытостью характера и творчества,
широтой мировосприятия. Он обладает редким даром синтетического взгляда на мир,
совмещающим трудносовместимое: трезвую, холодновато-отстраненную рефлексивность
с эмоциональной открытостью; философскую глубину – с детской
непосредственностью; эпикурейство – с глубочайшим ощущением жизненного трагизма».
Н. Шантырь, «Юность» (1984).
Ефрем Подгайц – автор около 250 сочинений практически во всех жанрах. Им создано тринадцать опер, шесть мюзиклов, балет, три симфонии, 26 концертов для различных инструментов с оркестром, симфонические, камерные, хоровые, вокальные произведения. Его музыка исполняется на фестивалях, конкурсах и в концертных программах в России, Украине, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Венгрии, Японии, Швейцарии, Хорватии, США, записывается на пластинки и компакт-диски, звучит в кинофильмах и спектаклях.
«Ефрем Подгайц – классик нашего времени. Самое поразительное, что
классиками иногда становятся, вначале став авангардистом или модернистом. Он
как раз уникален тем, что это очень серьезное искусство большого
драматургического симфонического дыхания, которое идет от Малера и Шостаковича.
И он добивается выдающихся результатов».
Б. Франкштейн, Телеканал
«Культура».
Сочинения Е. И. Подгайца исполняли крупнейшие музыканты современности: М. Ростропович, Ю. Башмет, Л. Казарновская, Ф. Липс, А. Гиндин, А. Бузлов, В. Попов, Р. Кофман, В. Полянский, В. Синайский, В. Понькин, С. Сондецкис, М. Секлер, А. Брусиловский, Л. Амбарцумян, А. Дресслер, Ю. Милкис, А. Гони, фортепианный дуэт Е. Сорокиной и А. Бахчиева, Fine Arts Quartet, Государственный квартет имени М. И. Глинки. По просьбе Мстислава Ростроповича Ефрем Подгайц создал произведение Post festum для оркестра виолончелей – премьера состоялась под управлением великого маэстро в 2003 году на фестивале виолончелистов во французском городе Бовэ. В 2005 году в Лондоне Мстислав Леопольдович за пультом Лондонского симфонического оркестра продирижировал премьерой Второй симфонии Ефрема Подгайца. В 2012 году в Большом театре России был поставлен балет Подгайца «Мойдодыр» – сочинение-победитель конкурса на лучшее произведение для детей, организованного Союзом театральных деятелей России, Большим театром и Федеральным агентством по культуре и кинематографии (2008). За музыку к комической опере «Ангел и психотерапевт», премьера которой состоялась в конце 2011 года в рамках проекта «Открытая сцена», композитор был номинирован на премию «Золотая маска-2013».
Сочинения Е. И. Подгайца для детского хора в превосходном исполнении Детского хора «Весна» имени А. С. Пономарева получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание. «Музыка Е. Подгайца – совершенно новая, необычная, но очень естественная. Она не просто привлекает, а покоряет сердца исполнителей и слушателей своей чистотой, поэтичностью, нежным юмором и серьезной жизненной философией», «С именем Подгайца в творческую жизнь наших детей вошел новый мир образов и переживаний, связанных с возвышенной мечтой, поэтической фантазией, любовью к природе и окружающему миру», – говорил основатель, художественный руководитель и главный дирижер детского хора «Весна» А. С. Пономарев.
В 2002 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Е. И. Подгайца «Композитором года». Он также является одним из авторов коллективного сочинения – Концерта для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей» (2004), посвященного газете «Музыкальное обозрение». В рамках премьерного тура это произведение исполнили 18 российских симфонических оркестров.
Ефрем Подгайц – заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии правительства РФ в области культуры, лауреат Премии города Москвы, профессор, Заведующий кафедрой композиции Московского государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова.
В программу юбилейного концерта Е. И. Подгайца включены три произведения – два инструментальных концерта («Формулы» и Тройной концерт) и кантата «Как нарисовать птицу». Созданные в разные годы, они представляют различные грани творчества композитора – одного из ведущих отечественных классиков современности.
«"Жизнь" оказывает колоссальное давление и на внешние черты
стиля композитора. Подгайцу тесно в мире академических интонаций – с самого
начала он стремится к стилизации музыки быта, которая вторгается в
драматическое повествование симфоний и концертов, создавая дополнительный,
сильнейший контраст. […] При этом сам материал может быть поводом для смеха и
слез, ужаса и ностальгии, наивных детских переживаний и циничного скепсиса.
В этом – универсальность музыки Подгайца, которая обращается ко всем и
каждому – ребенку, юноше, взрослому и старику. И к каждому может найти подход
своим удивительным мастерством».
Ф. Софронов. Газета
«Культура» (2009).