«Творческий
дар композитора Сергея Жукова привлекает прежде всего тем, что он никогда не
бывает отягощен какими бы то ни было надуманными построениями. Каждая чисто
музыкальная структурная идея выполняется так естественно, что слушатель
включает ее в свое переживание, почти не осознавая ни формального, ни
символического ее значения. Но именно вследствие этой неосознанности становится
возможным пережить музыкальную вещь, как звучащий поток, как некий стихийный
процесс, неотвратимо вовлекающий слушателя в свою завораживающую активность и
несущий его к той границе, где происходит слияние осознанного и неосознанного —
откровение смысла» (София Губайдулина).
Сергей
Жуков родился в 1951 году. Окончил Московскую консерваторию и
ассистентуру-стажировку по классу профессора
М. И. Чулаки. В 1978 году на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов был
награжден специальной премией Союза композиторов СССР. В 1980 году С. Жуков
стал членом Союза композиторов. Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских
и международных фестивалях новой музыки, в том числе Международном фестивале
современной музыки «Московская осень», на котором, начиная с 1982 года, было
исполнено большинство премьер его симфонических и камерных сочинений. Выступал
с авторскими концертами в России, а также в Европе и США.
С 1987 по 1993
год С. Жуков участвовал в работе Всесоюзной комиссии хоровой и
кантатно-ораториальной музыки Союза композиторов СССР, которую возглавлял
Г. Свиридов. В 1992–1993 годах преподавал на Кафедре инструментовки
Московской консерватории. С 1990 по 1992 годы, и с 2002 года по настоящее время
— член правления Союза московских композиторов. Входит в состав приемной
комиссии СМК и является членом оргкомитета фестиваля «Московская осень». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Уникальность Сергея
Жукова-композитора заключается в том, что он работает практически во всех
жанрах. Им созданы балеты, симфонии, инструментальные концерты, кантаты,
оратория, мюзикл, камерная инструментальная и вокальная музыка, сочинения для
хора, музыка для театра и кино, мультимедийные проекты, детская музыка.
Балетный жанр является
важной составляющей творчества С. Жукова. Его перу принадлежат четыре балета: «Солярис»
по мотивам одноименного романа С. Лема, «Аленький
цветочек» по мотивам сказки С. Аксакова (поставлены Днепропетровским государственным
театром оперы и балета), «Фатум»
по мотивам поэмы М. Лермонтова «Демон» (Санкт-Петербургский академический Малый
театр оперы и балета имени М. Мусоргского) и «Бессонница», написанный
по заказу Большого театра России к 200-летию
со дня рождения А. Пушкина.
Одной из
наиболее необычных работ в сценическом жанре стала пантомима «Подвенечная фата Пьеретты»по пьесе А. Шницлера, поставленная в
Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта». Спектакль был номинирован на
премию «Золотой софит».
Особое
внимание автор уделяет инструментальному концерту. Им написаны Концерт
для оркестра и солирующих ударных, Концерт-партесдля струнного оркестра, ConcertoSacra
для фортепианного трио и струнного оркестра. Также С. Жуковым был создан макроцикл,
состоящий из трех сольных концертов для каждого из инструментов фортепианного
трио и объединяющего их тройного концерта. В цикл вошли Концерт-мистерия
для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, концерт для фортепиано с
оркестром Silentium,
концерт для электронной виолончели «Гефсиманская
ночь» и концерт для скрипки с оркестром «День
Ангела». В 2002 году за этот цикл С. Жукову был вручен диплом
«Композитор года» от газеты
«Музыкальное обозрение»».
С. Жуков
является автором большого количества камерно-вокальных сочинений: романсов и
вокальных циклов на стихи А. Пушкина, М.
Лермонтова, Л. Андреева, М. Цветаевой, В Маяковского, Т. Шевченко, А.
Тарковского, Э. Межелайтиса, М. Метерлинка, Л. Элтанг, голландских поэтов XX века П. Ван Эйка и Я. Х. Леопольда. Часто использует
народные тексты. Пишет также духовную музыку на канонические тексты для хора a’cappella.
В области камерно-инструментальной музыки С. Жуков отдает предпочтение сольным
инструментам, прежде всего фортепиано, виолончели, скрипке, кларнету, флейте,
органу. Также часто использует ударные инструменты в различных инструментальных
составах.