Джачинто Франческо Мария Шельси родился 8 января 1905 года в Специи – городе недалеко от Генуи. Рано обнаружил музыкальные способности, с 3-4 лет импровизировал на фортепиано. Как музыкант формировался в Риме, где общался с Отторино Респиги и Альфредо Казеллой и брал уроки композиции у Джачинто Саллюстио. Первая заметная работа Шельси – пьеса Rotativa, в одной из версий – для трех фортепиано, духовых и ударных (в 1931 году эта версия прозвучала в Париже под управлением Пьера Монтё), в другой – для двух фортепиано.
В середине 1930-х Шельси ближе познакомился с творчеством Шёнберга, Берга и Скрябина. В его творчестве 1930-х – начала 1940-х преобладают произведения для фортепиано: серия из 47 прелюдий (1930–1940), несколько сюит, четыре поэмы (1934–1937), сонаты №№ 2, 3, 4 (1939–1941), триптих «Испания» (1939), «Вариации и фуга» (1940). В 1937–1938 гг. Шельси организовал в Риме цикл концертов из произведений Шёнберга, Стравинского, Прокофьева, Хиндемита, Шостаковича и других мастеров; цикл продлился недолго из-за введения в фашистской Италии расовых законов. После этого Шельси переехал в Швейцарию, где провел военные годы. В 1944 году он сочинил Струнный квартет № 1 – произведение, по мнению композитора, самое достойное в его раннем творчестве. Следующую работу, кантату «Рождение Слова» для хора и оркестра, Шельси начал в 1946-м и закончил в 1948 году. В ноябре 1949 года кантата прозвучала в парижском Театре Елисейских Полей под управлением Роже Дезормьера. После «Рождения Слова» Шельси не сочинял музыку около четырех лет.
Первым произведением Шельси после нескольких лет кризиса стала фортепианная сюита Bot-Ba, открывшая второй этап творчества композитора. Все произведения этого времени предназначены для инструментов соло и небольших составов. За Bot-Ba последовали фортепианные циклы «Четыре иллюстрации превращений Вишну» и «Пять заклинаний» (1953), 9-я фортепианная сюита Ttai (1953) и 10-я сюита Ka (1954). Этими же годами датирован ряд пьес для духовых соло: Pwyll для флейты (1954), Quays для флейты или альтовой флейты (1954), Ixor для кларнета или гобоя (1956), «Три этюда» для малого кларнета (1954), мини-циклы из трех или четырех «Пьес» для трубы, саксофона, валторны, тромбона (1956), «Молитва за тень» для кларнета (1954), «Гиксос» для альтовой флейты в сопровождении ударника (1955).
Открывшись циклом «Четырех пьес для оркестра (на одной ноте каждая)» (1959), третий и последний этап творчества Шельси продлился полтора десятилетия: после смерти сестры Изабеллы (1976) он перестал сочинять музыку. Концепция «Четырех пьес» созвучна шёнберговской идее тембровой мелодии (Klangfarbenmelodie). За «Четырьмя пьесами» последовали крупные, в основном многочастные партитуры для оркестра, иногда с хором: Hurqualia (1960), Aiôn (1961), Chukrum (1963), Hymnos (1963), Uaxuctum (1966), Konx-Om-Pax (1969) и Pfhat (1974). Параллельно Шельси сочинял для меньших составов: Anahit для скрипки и 18 инструментов (1965), Anâgâmin для 12 струнных (1965), Ohoi для 16 струнных (1966) и Natura renovatur для 11 струнных (1967). Одночастный скрипичный концерт Anahit, с подзаголовком «лирическая поэма, посвященная Венере», – одно из самых известных и часто исполняемых произведений Шельси.
Поздний Шельси почти не писал для клавишных, но в 1974 году сочинил Aitsi для фортепиано с факультативным электронным усилением и In nomine lucis («Во имя света») в двух версиях – для электрооргана, настроенного обычным образом (In nomine lucis I), и для электрооргана с микрохроматической настройкой (In nomine lucis V). В конце жизни Шельси переложил Aitsi для струнного квартета и посвятил этот квартет, пятый по счету, памяти своего друга Анри Мишо. Финальной работой Шельси стала написанная в год смерти миниатюра «Прощание». В последнее десятилетие жизни Шельси его музыка регулярно появлялась в программах ведущих европейских фестивалей: в 1984–1986 годах во Франции, Нидерландах и Западной Германии состоялись премьеры большинства его оркестровых опусов 1960–1970-х.
Позиция посредника, передающего послания из миров иных, предопределила некоторые особенности творческого поведения Шельси, после его смерти ставшие предметом активной дискуссии. Общение с «мирами иными» происходило у Шельси в процессе медитации и импровизирования на фортепиано, а с конца 1950-х – на электронном клавишном инструменте ондиоле (разновидности волн Мартено). Свои импровизации Шельси записывал на магнитофон, а затем ассистенты переводили эти записи в ноты. Главный из них, Вьери Тозатти, скоро после смерти Шельси дал интервью, опубликованное под названием «Джачинто Шельси – это я»: согласно Тозатти, Шельси всю жизнь играл в детские игры, не имеющее художественного значения, тогда как он, Тозатти, за плату оформлял их результаты в виде профессионально выполненных партитур. Полемика быстро сошла на нет: какими бы спорными ни были методы Шельси, нет оснований сомневаться в том, что он внимательно контролировал работу «негров», а зафиксированные тексты его произведений адекватно отражают его творческие намерения и представляют оригинальный художественный мир.
(По статье «Джачинто Шельси» Левона Акопяна)