Юрий Воронцов — один из ярких представителей современной московской композиторской школы, чьё творчество пользуется признанием и уважением и среди коллег-композиторов и исполнителей, и в среде критиков, и у многих ценителей современной музыки. Он родился в 1952 году в Москве. В 1972 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных, в 1977 — Московскую консерваторию у Евгения Голубева (сочинение) и Николая Ракова (инструментовка), в 1980 — аспирантуру.
В 1978 году Ю. Воронцов стал лауреатом III премии Первого Всесоюзного конкурса молодых композиторов в номинации «музыка для оркестра» за Симфонию №1 (дипломная работа). Лауреат газеты «Музыкальное обозрение» (2002). Принял участие в создании коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей» (проект газеты «Музыкальное обозрение» к 15-летию издания, 2004). Член Правления Союза композиторов Москвы. Член Приёмной комиссии Союза композиторов России.
С 1979 г. преподаёт на кафедре сочинения Московской консерватории. С 1991 г. ведёт класс композиции (с 1995 профессор). Также ведёт классы композиции в колледже им. Гнесиных (с 1979 г.) и ЦССМШ при Московской консерватории (с 2007 г.). Среди учеников — Артём Васильев и Елена Лангер (живут в Лондоне), Татьяна Новикова, Антон Буканов, Алексей Наджаров, Вероника Затула, Хосе Эрнандес (Мексика), Чой Ёнг Хва (Корея).
В «творческом портфеле» композитора — сочинения разных жанров: симфоническая музыка (в т. ч. 5 симфоний), оратория «Мир, рожденный на войне», произведения для хора (цикл на стихи советских поэтов «Русская деревня»), фортепианные сочинения, вокальные циклы, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли для разных составов. Он много работает для детей (в т.ч. два детских мюзикла — «Дюймовочка» и «Сказка о царе Салтане»; кантата «Времена года» на стихи Ф. Тютчева для детского хора в версиях с фортепиано и струнным оркестром; «Двенадцать детских песен» на стихи А. Усачева для детского хора, фортепиано и оркестровой фонограммы; «Чудеса воображения» — концерт для детского хора).
Ю. Воронцов — автор переложений для камерных ансамблей сочинений П. И. Чайковского («Детский альбом», сюита из балета «Щелкунчик) и М. П. Мусоргского («Картинки с выставки»).
В последнее десятилетие в творчестве композитора преобладают два жанра: камерные произведения для ансамбля современной музыки («Микрокосмос», «Амулет», «Status quo») и симфоническая музыка (Симфонии №№3, 4, 5; «Пастораль»), а также сочинения для органа («Триптих», «Шарманка») и фортепиано («Реинкарнация», «Сириус»).
Произведения Ю. Воронцова постоянно исполняются на фестивале «Московская осень», в концертах ансамбля «Студия новой музыки». Его творчеству был посвящён дебютный концерт абонемента Московской филармонии «Персона — композитор» (23 октября 2009, Камерный зал). С композитором сотрудничают ГАСК России под управлением В. Полянского, ансамбль «Студия новой музыки» (дирижёр И. Дронов), камерный оркестр «Амадеус» (дирижёр Ф. Кадена), оркестры под управлением В. Зивы, В. Катаева В. Понькина, хоровые коллективы во главе с Л. Конторовичем и М. Славкиным, солисты: пианисты Ф. Амиров, М. Дубов, Э. Теплухина, М. Хаба, органисты К. Волостнов, М. Высотская и др.
В своем творчестве Ю. Воронцов «сочетает различные композиторские техрнологии и манеры, видя в том, однако, не условие чего-то полистилистического, но возможность экстремальных претензий самого музыкального языка. …В последние годы композитор обращается к сфере медитативной и статической. Статика — и как противовес сегодняшней суете, круговерти, невозможности задуматься и сосредоточиться; и как другое структурирование музыкального времени-пространства, и как некая монодраматургическая композиционная модель» (из буклета фестиваля «Московская осень-2009»).