В продаже абонемент Musica sacra nova
19 марта 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №3:
Грани бессмертия. Великие произведения ораториального жанра
Государственный академический хор «Латвия» основан в 1942 году Янисом Озолиньшем – видным латвийским композитором, дирижером и педагогом. С 1997 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Марис Сирмайс. Хор выступает в крупнейших залах мира с ведущими оркестрами, в числе которых Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Симфонический оркестр Баварского радио, Лондонский, Берлинский и Израильский филармонические, Латвийский национальный симфонический, Малеровский камерный оркестр, Люцернский симфонический оркестр и другие коллективы Германии, Финляндии, Сингапура, США, Латвии, Эстонии, России.
Выступления хора проходили в сотрудничестве со знаменитыми дирижерами – Марисом Янсонсом, Андрисом Нелсонсом, Неэме Ярви, Пааво Ярви, Владимиром Ашкенази, Дэвидом Цинманом, Валерием Гергиевым, Зубином Метой, Владимиром Федосеевым, Стивеном Лейтоном, Симоной Янг, Джеймсом Гаффиганом и другими. Хор «Латвия» дает много концертов на родине, где также с 1998 года проводит ежегодный Международный фестиваль духовной музыки. В фестивале принимали участие выдающиеся композиторы современности – Арво Пярт, Гия Канчели, Джон Тавенер, София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Кшиштоф Пендерецкий, Джон Раттер.
Широкий разнообразный репертуар хора включает произведения кантатно-ораториального жанра, оперы и камерную вокальную музыку от раннего Ренессанса до наших дней. Неоднократно коллектив участвовал в мировых премьерах новых сочинений. В частности, в 2007 году на Бременском музыкальном фестивале хором «Латвия» совместно с Бременским филармоническим оркестром под руководством Тыну Кальюсте был впервые исполнен «Русский реквием» Леры Ауэрбах. В 2010 году хор успешно дебютировал в нью-йоркском Линкольн-центре, где участвовал в мировой премьере Credo Кьяртана Свейнссона с его группой Sigur Ros.
Коллектив является семикратным лауреатом Большой музыкальной премии Латвии, а также удостоен премии Правительства Латвии (2003), ежегодной премии Министерства культуры Латвии (2007) и Национальной премии в области звукозаписи (2013). Хор «Латвия» имеет обширную дискографию, в которую входят записи, выпущенные под лейблами Warner Classics, Harmonia Mundi, Wergo, Ondine, Hyperion Records и другими.
В числе наиболее значительных событий последних сезонов – гастроли хора в Нью-Йорке (концерты в Линкольн-центре и Центре искусств Барышникова), дебют в Театре Елисейских полей в Париже (исполнение Реквиема Верди под управлением Андриса Поги), участие в исполнении оратории «Послание Ионы» Рудольфа Тобиаса в лейпцигском Гевандхаусе с Симфоническим оркестром радио Центральной Германии (MDR) под управлением Неэме Ярви.
Марис Сирмайс (р. 1969) — один из ведущих дирижеров Латвии. Он окончил Латвийскую академию музыки имени Я. Витолса и Университет музыки и изобразительных искусств в Граце (Австрия).
В 1990 году Сирмайс основал Молодежный хор «Камер», которым руководил до 2012 года. Хор был удостоен более сотни отечественных и международных наград, в том числе Европейского Гран-при для хоровых исполнителей в Гориции (Италия, 2004), а также трех золотых медалей Мировой хоровой Олимпиады, прошедшей в 2006 году в Китае; многократно становился победителем Латвийского национального песенного фестиваля.
В 1992–1997 годах он руководил Латвийским филармоническим женским хором «Дзинтарс», с 1997 года возглавляет Государственный академический хор «Латвия».
Марис Сирмайс сотрудничал со многими знаменитыми дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Марис Янсонс, Владимир Федосеев, Николай Алексеев, Неэме Ярви, Эри Клас, Андрис Нелсонс, Тыну Кальюсте, Крис Руссман, Маттиас Юнг, Давид Цинман. Он выступал с Латвийским национальным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Лиепая, Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Умео (Швеция), камерными оркестрами Sinfonietta Riga, «Кремерата Балтика», Musica Viva, Helsinki Strings. Сотрудничал с такими известными солистами, как Гидон Кремер, Элина Гаранча, Юлиус Бергер, Николас Альтштедт, Дуглас Уэбстер, Инесе Галанте, Максим Рысанов, Кристина Блаумане, Эгилс Силиньш, Александр Антоненко и другими.
С Государственным хором «Латвия» и хором «Камер» М. Сирмайс выступал на многих престижных европейских фестивалях: в Базеле и Люцерне (Швейцария), Г. Кремера в Локенхаусе и Венском весеннем фестивале (Австрия), в Рейнгау, Кронберге, на Боденском озере (Германия), имени Д. Ойстраха (Эстония), «Европалия» (Бельгия), фестивалях в Санкт-Петербурге, Любляне, Копенгагене, Сингапуре, Чигако и других городах. На многих хоровых фестивалях маэстро проводит мастер-классы и работает в составе жюри.
Дирижер часто исполняет музыку современных композиторов, среди них: Р. Щедрин, Г. Канчели, А. Пярт, Кш. Пендерецкий, С. Губайдулина, В. Сильвестров, Л. Десятников, А. Кнайфель, Дж. Тавенер, П. Васкс, Э. Эшенвалдс, Г. Джексон, П. Лукашевски, Р. Дубра и другие. Многие сочинения звучат в его исполнении впервые.
В 2006 году М. Сирмайс был дирижером-постановщиком оперы «Плодоносная ветвь Иосифа» Э. Эшенвалдса в Латвийском национальном оперном театре. За запись сочинения Salutaris этого композитора маэстро получил в 2011 году Латвийскую премию в области звукозаписи.
В 2008 году он осуществил проект World Sun Songs, в рамках которого исполнил 17 премьер крупнейших современных композиторов. В 2014 году под его руководством состоялся проект «Янтарный путь» в рамках программы «Рига — культурная столица Европы». Этот проект объединил стихи, написанные современными авторами из 12 европейских стран, и музыку 12 латышских композиторов.
Маэстро принимал участие в записи более 25 дисков. Был десятикратно награжден Высшей музыкальной наградой Латвии, многократно удостаивался ежегодной премии по культуре от крупнейшей латвийской газеты Diena. В 2008 году дирижер получил премию Правительства Латвии за достижения в области культуры и титул «Гражданин города Рига-2008» за продвижение латвийской культуры в мире.
Марис Сирмайс — почетный член Латвийской академии наук и Кавалер латвийского ордена «Трех звезд». Возглавляет отделение хорового дирижирования в Латвийской академии музыки имени Я. Витолса (с 2012 года), является художественным руководителем и главным дирижером латвийского Международного фестиваля духовной музыки (с 1997 года), председателем художественного совета Латвийского национального песенного фестиваля (с 1998 года).
История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.
Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стали филармонический абонемент «Шедевры и премьеры», в котором репертуарные раритеты соседствовали с популярными произведениями, и цикл «Серебряная классика», основу которого составили произведения, не вошедшие в так называемый золотой фонд. В рамках цикла проходила молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашал своих коллег-виолончелистов.
Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.
В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты, в их числе оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, «Орфей и Эвридика» Глюка (парижская редакция), Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Павел» Мендельсона и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. С британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и «Геракл». В сентябре 2021 года оркестр Musica Viva выступил на Генделевском фестивале в Москве, где участвовал в исполнении оратории «Феодора» и духовных сочинений (дирижеры – Александр Рудин и Андреас Шперинг). В сезоне 2021/22 коллектив также принимал участие в концертном исполнении оперы «Полифем» Порпоры (дирижер – Маркеллос Хриссикос) и российской премьере оперы «Олимпиада» Вивальди (дирижер – Федерико Мария Сарделли) на сцене Зала Чайковского.
Среди недавних проектов Musica Viva – циклы «Парижских» и «Лондонских» симфоний Гайдна в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В сезоне 2024/25 оркестр продолжает цикл гайдновских симфоний и месс в рамках абонемента ММДМ «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии».
Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адорьян, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург).
Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.
Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский сезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». В 2019 году вышел альбом симфоний Иоганна Стамица, в 2020-м – Тройной и Скрипичный концерты Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.
Деятельность оркестра Musica Viva в течение многих лет поддерживается грантом Президента Российской Федерации.
Марина Рубинштейн окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу флейты у профессора А. Корнеева. В 1999-2001 годах принимала участие в мастер-классах Марины Печчинини (Швейцария). Была стипендиатом благотворительных Фондов М. Ростроповича и В. Спивакова.
Лауреат международных конкурсов «Классическое наследие» в Москве, музыкантов- исполнителей на духовых инструментах в Тольятти, им. В.Букки в Риме, Венского международного конкурса музыкантов, конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия).
Принимала участие в международных фестивалях в России, Эстонии, Турции, США. Финалист международного фестиваля Young virtuosos, проходившего в Нью-Йоркском Карнеги-холле (1999). Выступала с Ольбергским симфоническим оркестром под управлением Ф. Глущенко, Государственным оркестром радио и телевидения России под управлением С.Скрипки, Клайпедским камерным оркестром под управлением Р. Шервеникаса, оркестром «Киевская камерата» под управлением В. Сиренко, а также с сольными концертами и в составе камерных ансамблей в Дании, Австрии, Германии, Швейцарии, Турции, Литве, Эстонии, США, Израиле и Франции.
С 1994 года выступает в концертах Московской государственной академической филармонии. С 2003 года постоянно играет в трио с И. Рубинштейном (виолончель) и А. Пономаренко (арфа). Солистка ансамбля «Студия новой музыки».