80-летие Родиона Щедрина. Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    80-летие Родиона Щедрина.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова,
    Владимир Юровский

    21 декабря 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    В программе:
    Щедрин
    «Автопортрет», вариации для симфонического оркестра
    «Таня – Катя», романс в народном стиле для женского голоса и оркестра
    «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», симфонический фрагмент для оркестра (Российская премьера)
    «Звоны», Концерт № 2 для оркестра
    «Поэтория», концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского

    12+

    Абонемент №7:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова п/у Владимира Юровского

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими.

    В 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум», «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «AGES» Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории «El Nino» Адамса, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского и ряда других сочинений. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2019 году в Зале имени Чайковского в седьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана

    Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

    Евгений Миронов

    Евгений Миронов окончил Саратовское театральное училище и Школу-студию МХАТ (курс О. Табакова). В 1990 году после окончания Школы-студии был принят в Московский Театр-студию под руководством О. Табакова, где играл в спектаклях: «Обыкновенная история» (Александр Адуев), «Матросская тишина» (Давид Шварц), «Звездный час по местному времени» (Коля), «Анекдоты» (Лебезятников, Хомутов), «Еще Ван Гог…» (Саша). Участник знаменитых театральных проектов режиссеров П. Штайна «Гамлет» (Гамлет) и «Орестея» (Орест), Д. Доннеланна «Борис Годунов» (Самозванец), В. Фокина «Карамазовы и АД» (Иван), Э. Някрошюса «Вишневый сад» (Лопахин).

    В МХТ имени А. П. Чехова сыграл Треплева («Чайка»), Джорджа Пигдена («№ 13»), Порфирия Головлева («Господа Головлевы»). В Московском Театре-студии п/р О. Табакова играл главную роль (Бумбараш) в легендарном спектакле В. Машкова «Страсти по Бумбарашу».

    В 2006 году создал «Театральную компанию Евгения Миронова», спродюсировал спектакль «Фигаро. События одного дня» в постановке К. Серебренникова и сыграл в нем главную роль.

    Один из ведущих артистов современного кинематографа. Среди экранных работ — роли в фильмах «Жена керосинщика» А. Кайдановского, «Любовь» В. Тодоровского, «Анкор, еще Анкор!» П. Тодоровского, «Утомленные солнцем» и «Утомленные солнцем-2» Н. Михалкова, «Мусульманин» и «Достоевский» В. Хотиненко, «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие» А. Учителя, «В августе 44-го» М. Пташука, «Превращение» В. Фокина, «Дом дураков» А. Кончаловского, «Побег» Е. Кончаловского, «На верхней Масловке» К. Худякова. Сыграл главные роли в телевизионных сериалах «Идиот» В. Бортко (Мышкин) по роману Ф. М. Достоевского, «В круге первом» Г. Панфилова (Нержин) по роману А. И. Солженицына, «Апостол» И. Иванова, Ю. Мороза (Петр Истомин и Павел Истомин), «Охотники за бриллиантами» А. Котта.

    С декабря 2006 года — художественный руководитель Государственного Театра Наций, где играет главные роли в спектаклях «Рассказы Шукшина», «Калигула» и «Фрекен Жюли».

    Трижды удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «лучшая мужская роль» — «Господа Головлевы» (2007), «Рассказы Шукшина» (2010) и «Калигула» (2012). Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «лучшая мужская роль» за роли в спектаклях «№ 13»(2001), «Господа Головлевы» (2006), «Рассказы Шукшина» (2009). Обладатель Международной премии К. С. Станиславского, Гран-при Женевского международного кинофестиваля, а также премий «Ника», «Кинотавр», «Кумир», «Созвездие», «Балтийская жемчужина», «Триумф», премии газеты «Аргументы и факты» — «Национальная гордость России» (2004) в номинации «За личный вклад в развитие культуры».

    Соучредитель Фонда поддержки деятелей искусства «Артист» (2008).

    Художественный руководитель Международного фестиваля-школы «Территория».

    Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

    рия».

    Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

    Татьяна Моногарова

    Татьяна Моногарова родилась в Москве. Окончила факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне Российская академия театрального искусства, 1989, класс вокала Т. Янко). В 1989-1991 годах была солисткой театра «Геликон-опера», в 1991-2001 годах — солисткой Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

    Первая исполнительница партии Маргариты в опере «Мастер и Маргарита» С. Слонимского (1989, Московский антрепризный театр «Форум», дирижер-постановщик М. Юровский). В рамках того же проекта исполняла эту партию на гастролях в Германии и, позднее, в 2000 году в спектакле, поставленном в театре Ростока (Германия). Регулярно выступает на ведущих оперных сценах мира, где исполняла партии: Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского, театр Ла Фениче, Венеция), Памина («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, Латвийская национальная опера; Опера Нанта), Дездемона («Отелло» Дж. Верди, Латвийская национальная опера), Графиня Розина («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, Венская камерная опера), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского, Латвийская национальная опера; Венская камерная опера; миланский театр Ла Скала), Мими («Богема» Дж. Пуччини, Латвийская национальная опера), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского, Опера Нанта; Баварская государственная опера, Мюнхен; Театро Комунале, Болонья; театр де ла Моне, Брюссель), Донна Анна («Дон Жуан» В. А. Моцарта, Бернский городской театр), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, Латвийская национальная опера), Лисичка-плутовка («Лисичка-плутовка» Л. Яначека, Опера Севильи), Клеопатра («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, Бернский городской театр), Мария («Мазепа» П. Чайковского, Уэльская национальная опера). На Глайндборнском фестивале исполняла партию Донны Анны («Дон Жуан») и партию Дездемоны («Отелло»). Неоднократно принимала участие в постановках редких опер в Уэксфорде (Ирландия), исполнила партию Юлии в опере «Якобинец» А. Дворжака, партию Доротки в опере «Шванда-дудак» Я. Вайнбергера.

    Также в репертуаре певицы партии: Маддалена («Маддалена» С. Прокофьева), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Лауретта («Джанни Скикки» Дж. Пуччини), Лия (кантата «Блудный сын» К. Дебюсси), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Оксана («Черевички» П. Чайковского), Вера Шелога («Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова), Царевна («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова), Царевна-Лебедь («Сказка о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Красавица («Отравленный сад» А. Шапошникова).

    Активно концертирует в России и за рубежом. Концертный репертуар певицы включает произведения французской камерной вокальной музыки — Г. Форе, С. Франка, A. Дюпарка. Также участвует в исполнении крупных вокально-симфонических сочинений (Gloria А. Вивальди, Реквием Дж. Верди, Реквием и мотет Exultate, jubilate В. А. Моцарта, Stabat mater Дж. Перголези, Девятая симфония Л. ван Бетховена, Четвертая симфония и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика» Г. Малера, произведения С. Губайдулиной и Э. Денисова и другие).

    Постоянно сотрудничает с дирижером Владимиром Юровским, и не только на оперных подмостках. Под его управлением принимала участие в исполнении сцен из оперы «Евгений Онегин» с Филармоническим оркестром Осло, Четырнадцатой симфонии Д. Шостаковича, «Колоколов» С. Рахманинова и оперы «Кащей Бессмертный» с Лондонским филармоническим оркестром.

    Сотрудничала также с такими известными дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, М. Эрмлер, М. Горенштейн, Г. Ринкявичюс, Л. Лангре, Т. Войцеховский и другими.

    Гастролировала в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Австрии, Бельгии, Израиле, Словении, Латвии, США, Бразилии.

    В Большом театре исполнила партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).

    Наталья Борискова

    Наталья Борискова — это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.

    Наталья Борискова свято чтит лучшие традиции русского народного музыкального искусства. В народной песне для нее раскрывается душа народа, воспеваются красота родной земли и чаяния поколений.

    Наталья Борискова родилась в пос. Красково Московской области. В 1974-1977 годах обучалась в Школе-студии имени Т.А. Устиновой при Госхоре имени М.Е. Пятницкого (у Заслуженного деятеля искусств Н.М. Королевой), в 1993-1998 годах обучалась в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».

    В 1976-1980 годах - артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время - солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П.И. Чайковского. Певица – частый гость у воинов российской армии и пограничников, на предприятиях атомной энергии, она выступает с благотворительными концертами перед ветеранами, в госпиталях и детских домах. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.

    В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю… помню…Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я ЛЮБЛЮ, где отчий дом…» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).

    Щедро делясь своим мастерством в концертах, Наталья Борискова также много времени посвящает работе со своими учениками.

    Заслуженная артистка России (1995), обладательница медали «За ратную доблесть» (2002) и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Золотого знака Минатома (1997), Ветеран боевых действий (2009) и Ветеран труда (2012), Лучший педагог года (2008).

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012). В настоящее время художественным руководителем коллектива является ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.

    Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград. 

    В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др. 

    Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии. 

    В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера). 

    В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017). 

    В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах. 

    Евгений Волков родился в Москве в 1975 году. Окончил теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, дирижерско-хоровой факультет МГК (с отличием) и аспирантуру (класс хорового дирижирования профессора Бориса Тевлина; класс оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Дронова). С 2000 года – преподаватель МГК, с 2009 года – доцент. В 2002–2008 гг. – ведущий хормейстер Камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина, в 2008–2012 гг. – главный хормейстер. По приглашению маэстро в 2008 году занял пост хормейстера Госхора имени А. В. Свешникова, в 2011 году стал главным хормейстером коллектива, в 2012 году – художественным руководителем. С 2013 года – член Президиума Всероссийского хорового общества.

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей»

    Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии).

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).

    В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.

    В 2014 году во время турне коллектива по Коста-Рике артисты были приглашены в Резиденцию Президента, где состоялась встреча с руководителем страны и концерт. Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др. Коллектив гастролирует в различных регионах России, в том числе в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке.

    Камерный хор Московской консерватории

    Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003). 

    В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»). 

    С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв. 

    Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен). 

    Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие. 

    С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон. 

    Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов. 

    Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие. 

    В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге. 

    Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Бородино – 200 лет». Оркестр имени Осипова, Владимир Андропов

    22.03.2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    русский хор имени А.В. Свешникова,
    Рахманинов – Литургия
    Святого Иоанна Златоуста,
    И.С. Бах – Месса си минор

    20.04.2012

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса си минор (хоровые фрагменты)
    Рахманинов
    Литургия Святого Иоанна Златоуста

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Александр Слуцкий, Александр Каган (скрипка) и Евгений Румянцев (виолончель)

    28.04.2012

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    Pezzo Capriccioso для виолончели с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Светланова, Александр Слуцкий,
    Андрей Ярошинский (фортепиано),
    Юрий Ревич (скрипка)

    03.04.2012

    В программе:
    Вивальди
    «Времена года», четыре концерта для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический симфонический оркестр России
    имени Е.Ф.Светланова,
    Роберто Поластри (Италия)

    18.04.2012

    В программе:
    Россини
    Балетная музыка из оперы «Моисей и фараон, или Переход через Красное море»
    Стравинский
    «Игра в карты», музыка балета
    Бриттен
    «Музыкальные утра» (Rossini Suite № 2)
    Россини
    Балетная музыка из оперы «Вильгельм Телль»
    Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, Владимир Юровский, Рено Капюсон (скрипка, Франция)

    24.03.2012

    В программе:
    Веберн
    Пассакалия
    Берг
    Концерт для скрипки с оркестром («Памяти ангела»)
    Бетховен
    Симфония № 3 «Героическая» (редакция Г. Малера. Первое исполнение в Москве)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России им. Е. Светланова, Фортепианное трио Московской консерватории, Андрей Баранов, Юрий Фаворин

    17.11.2012

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
    Моцарт
    Концерт № 5 для скрипки с оркестром
    Лист
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство».
    Постконцерт.
    Бочихина − FACE (Немая опера)

    Режиссерская версия

    28.11.2018

    В программе:
    Бочихина
    FACE (Немая опера) — мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции (Мировая премьера)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство».
    Жерар Гризе — Espaces Acoustiques
    («Акустические пространства»)

    Режиссерская версия

    02.12.2018

    В программе:
    Гризе
    Espaces Acoustiques («Акустические пространства»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    VI Международный фестиваль
    актуальной музыки «Другое пространство»

    30.11.2018