80-летие Родиона Щедрина. Симфонический оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев

    24 декабря 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Щедрин
    Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты
    «Клеопатра и змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б.Пастернака (Российская премьера)
    Parabola concertante (концертная притча для виолончели, струнных и литавр)
    Концерт для гобоя с оркестром (Российская премьера)
    Сюита из балета «Конёк-Горбунок»

    12+

    Симфонический оркестр Мариинского театра

    Информация предоставлена пресс-службой Пасхального фестиваля

    Оркестр Мариинского театра – уникальный театральный коллектив, ведущий самостоятельную концертную деятельность, включенный в список 20 лучших оркестров мира по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Европы, Америки и Азии (2008). Умение быстро осваивать новые сложнейшие партитуры, владение всеми жанрами симфонической музыки, гибкость при работе с разными дирижерами и солистами наряду с невероятно насыщенным гастрольным графиком делают петербургский коллектив самым универсальным оркестром в мире.

    История коллектива восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. У его истоков стояли Катерино Кавос, руководивший коллективом почти 50 лет, и Константин Лядов. Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на период руководства Эдуарда Направника, который расширил театральный репертуар более чем на 100 спектаклей и вывел оркестр на европейский уровень исполнительского мастерства. Эстафету Направника последовательно приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, начавший в нем свой творческий путь, Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов. 

    За всю историю оркестра за его пультом стояли Г. Берлиоз, Р. Вагнер, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Малер, Г. фон Бюлов, А. Шёнберг, О. Клемперер, А. Никиш, В. Менгельберг, Б. Вальтер, К. Клайбер. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера, балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова

    В 1978 году в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С его приходом репертуар оркестра пополнился гигантским количеством оперных партитур и симфонической музыки и в настоящее время включает в себя все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга», все оперы Прокофьева и Шостаковича, значительную часть оперного наследия Римского-Корсакова и Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Р. Штрауса, Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти, все симфонии Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича, произведения Стравинского, Мессиана, Дютийё, Хенце, Щедрина, Тищенко, Губайдулиной, Канчели, Каретникова и многих других композиторов. Обогащению репертуара и быстрому росту исполнительского уровня способствовали открытие уникального по своей акустике Концертного зала Мариинского театра (2006) и новой сцены Мариинского театра (2013).

    Несмотря на ежедневные выступления на трех театральных площадках, оркестру удается сохранять плотный гастрольный график. Под руководством Гергиева Мариинский оркестр выступает на крупнейших оперных сценах и в лучших концертных залах мира. Только за последний год оркестр представил масштабные гастрольные программы во Франции, Испании, на Тайване, в Китае, Италии, Японии, Германии, Австрии, Великобритании. Настоящими «Русскими сезонами» назвал Валерий Гергиев гастроли Мариинского театра в США в январе – феврале 2015 года, где артисты Мариинского оркестра представили программы, полностью составленные из произведений Мусоргского, Чайковского, Рахманинова,  Прокофьева, Шостаковича и  Щедрина.

    Валерий Гергиев

    Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

    С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м. 

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов. 

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD. 

    Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими 

    оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр. 

    Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга. 

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

    Екатерина Гончарова

    Екатерина Гончарова окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова и аспирантуру (класс заслуженной артистки России, доцента Г. Киселевой).

    Во время обучения в консерватории стала лауреатом Всероссийского конкурса камерно-вокальных дуэтов «Три века классического романса» (2004) и Всероссийского конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2007). В 2007 году стала лауреатом I премии Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. В 2008 году – лауреатом I премии Международного конкурса оперных певцов Монтсеррат Кабалье (Сарагоса, Испания). В 2009 году Екатерина Гончарова стала солисткой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Принимала участие в концертном исполнении оперы Бизе «Кармен» под управлением Мариса Янсонса (партия Микаэлы, 2008), в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» при участии Сергея Лейферкуса и солиста Большого театра Вячеслава Почапского (Санкт-Петербург, Международный фестиваль «Под знаком вечности», дирижер Сергей Стадлер, 2010), в постановке спектакля «Евгений Онегин» в Театре «Опера Монте-Карло» (Партия Татьяны, 2010). В октябре 2010 года дебютировала на сцене Кёльнской филармонии (принимала участие в концерте с Монтсеррат Кабалье).

    В сезоне 2011–2012 певица дебютировала на сцене Мариинского театра в партиях Татьяны («Евгений Онегин») и Микаэлы («Кармен»).

    В 2012 году Екатерина Гончарова вошла в состав оперной труппы Мариинского театра.

    Среди партий, исполняемых певицей в Мариинском театре: Иоланта («Иоланта»), Мария («Мазепа»), Татьяна («Евгений Онегин»), Наташа Ростова («Война и мир»), Микаэла («Кармен»). Также в репертуаре певицы партии Марфы («Царская невеста»), Агнессы («Орлеанская дева»), Мими («Богема»), Геновевы («Геновева»), Виолетты («Травиата»), Антонии («Сказки Гофмана»).

    Гастролировала в России и Испании.

    Александр Бузлов

    Александр Бузлов — один из наиболее ярких виолончелистов своего поколения, унаследовавший опыт прославленных учителей и, вместе с тем, свободно развивающийся в русле собственной исполнительской манеры. 

    Александр Бузлов родился в Москве в 1983 году. Обучался в Московской консерватории у Наталии Гутман и в Кёльнской высшей школе музыки у Франса Хельмерсона. В рамках мастер-классов занимался с выдающимися виолончелистами: Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Бернардом Гринхаусом. Сегодня Александр преподает в Московской консерватории и занимается сольной карьерой.

    Бузлов — обладатель целого ряда престижных наград, в том числе Гран-при в номинациях «Виолончель» и «Камерный ансамбль» Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» в Москве, Второй премии Конкурса ARD в Мюнхене, Второй премии Международного конкурса виолончелистов в Женеве, Гран-при и Приза зрительских симпатий Международного конкурса виолончелистов имени Э. Фойермана в Берлине. Александр Бузлов дважды участвовал в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского: в 2007 году он завоевал Серебряную медаль, Премию за лучшее исполнение произведения Чайковского, а также Специальный приз Фонда Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, а в 2015 году получил Третью премию в своей номинации. 

    Музыкант играет в лучших российских и зарубежных залах, в том числе в Берлинской филармонии, мюнхенском Геркулес-холле, на сценах римской Академии «Санта-Чечилия», миланского Ла Скала, парижского Театра Елисейских Полей, в нью-йоркских Карнеги-холле и Линкольн-центре. 

    Виолончелист исполняет сольные партии в сопровождении ведущих оркестров, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», оркестры Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Оркестр радио и телевидения Саарбрюккена, Симфонический оркестр Баварского радио, Штутгартский камерный оркестр, Камерный ансамбль Мюнхена, Камерный оркестр Святого Луки в Нью-Йорке и другие коллективы. 

    Музыкант сотрудничает со знаменитыми дирижерами, среди которых Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Томас Зандерлинг, Кристоф Поппен, Леонард Слаткин, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Пааво Ярви. 

    Александр Бузлов активно выступает в камерных ансамблях — вместе с Мартой Аргерих, Юрием Башметом, Наталией Гутман, Леонидасом Кавакасом, Юлианом Рахлиным, Вадимом Репиным, Дмитрием Ситковецким и другими известными исполнителями. 

    В числе фестивалей, в которых Александр принимал участие, — фестивали в Кольмаре, Монпелье, Ментоне (Франция), Пьетрасанте (Италия), Вербье (Швейцария), в Людвигсбурге, Узедомский фестиваль и фестиваль земли Мекленбург-Передняя Померания (Германия), «Крещендо», «Звезды белых ночей», «Площадь искусств», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыкальный Олимп», «Кремль музыкальный», «Московская осень», фестивали памяти Олега Кагана в Москве и Кройте. 

    Алексей Огринчук

    Алексей Огринчук окончил ССМШ имени Гнесиных в классе выдающегося отечественного гобоиста И.Ф.Пушечникова. Был стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена» и Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В 1995 году он принят в Парижскую консерваторию, которую блестяще окончил, получив единогласно первые призы по гобою и камерному ансамблю.

    В 1998 он стал лауреатом I премии одного из главных конкурсов гобоистов – CIEM в Женеве. Через год он удостоен европейской премии «Juventus» и тогда же стал солистом Роттердамского филармонического оркестра под управлением Валерия Гергиева. В 2002 году Алексей Огринчук первым из российских музыкантов получил высшую музыкальную награду Франции – Victoires de la Musique, причем сразу в двух номинациях - «Лучший иностранный артист года» и «Приз публики».

    Гобоист выступает в лучших залах Европы, Японии, Америки и Израиля: Theatre du Chatelet, Cite de la Musique, Auditorium du Louvre в Париже, Concertgebouw в Амстердаме, Musikverein в Вене, Wigmore Hall в Лондоне, Victoria Hall в Женеве, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Auditorium в Тель-Авиве, Suntory Hall в Токио, а также в филармонических залах Москвы, Санкт-Петербурга, Брюсселя и Кельна.

    Его партнерами были такие музыканты как Гидон Кремер, Мишель Плассон, Раду Лупу, Кент Нагано, Владимир Спиваков, Даниэл Хардинг, Юрий Башмет, Иван Фишер, Морис Бург, Томас Квастхов, Фабио Луизи, Жан-Ив Тибоде , Джанандреа Нозеда и др.

    Он сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными коллективами, среди которых оркестры Мариинского театра и Большого театра, Российский Национальный оркестр, Будапештский Фестивальный Оркестр, Роттердамский филармонический оркестр, l’Orchestre de l’Accademia Nazionale di Santa Cecilia в Риме, Orchestre de la Suisse Romande, «Солисты Москвы», КРЕМЕРата Балтика, «Виртуозы Москвы», l’Orchestre d’Auvergne, Virtuosi Italiani, а также Камерные оркестры Штуттгарта и Праги и многие другие.

    Музыкант – постоянный участник крупнейших фестивалей: в Локенхаузе (Австрия), Verbier (Швейцария), Grachten Festival (Нидерланды), в Кольмаре (Франция), Santa Cеcilia (Италия), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Белые Ночи», «Пасхальный Фестиваль», «Крещендо» (Россия).

    Алексей Огринчук сочетает активную концертную деятельность с преподаванием. С 2001 года он является приглашенным профессором Королевской академии музыки в Лондоне, с 2003 доцентом Роттердамской Консерватории. Среди его записей на CD – мировая премьера найденной в 2001г. Медленной части гобойного концерта Бетховена (Raptus classics), произведения Сколкотаса (Bis records), произведения Бриттена (Record one). В 2003 году вышел диск музыканта на французском лейбле Harmonia Mundi France с музыкой Шумана, который получил великолепные отзывы европейской прессы.

    С 2005 года Алексей Огринчук – солист Королевского оркестра Concertgebouw в Амстердаме. В том же году музыкант удостоен молодежной премии «Триумф».