А. Рубинштейн. Духовная опера «Христос» (московская премьера)

    11 октября 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Исполнители:

    Оркестр «Камерата Сибири»
    Дирижёр – Антон Шароев

    Хоровая капелла Тюменской филармонии
    Художественный руководитель – Анжелика Таланцева

    Автор редакции и художественный руководитель концертной постановки – Антон Шароев

    В программе:

    А. Рубинштейн
    «Христос», духовная опера (московская премьера)

    «Самым знаковым музыкальным событием минувшего года стала постановка духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» в Тюменской филармонии…» Тюменская правда, 31 декабря 2009 г.

    «Говоря об этой опере, Антон Шароев употреблял такие эпитеты, как «произведении е исключительной трудности», «глубочайшая музыка», «удивительная трагедийность»…

    «В этой музыке – космос, бесконечность и непостижимость. И «невооруженный» человеческий слух может уловить только отдельные нюансы, оттенки, картинки божественного бытия…» Тюменский курьер, 3 декабря 2009 г.

    «Прадед и правнук – одна кровь. И оба служители Ее Величества Музыки. Существует какая-то мистическая неразрывность судеб этих двоих. Не важно то, что правнук никогда не знал прадеда, а прадед не предугадал правнука, который через столетие продолжит начатый им путь. Важно другое – не утеряна нить, связуящая поколения, не утрачено родство душ». Тюменские известия, 20 ноября 2009 г.

    Антон Рубинштейн – создатель первой в России (Санкт-Петербургской) консерватории, один из величайших пианистов эпохи, автор большого количества произведений разных жанров. Его перу принадлежит 20 опер, но опера «Христос» - особое сочинение. Это последнее произведение Рубинштейна явилось итогом духовно-нравственных исканий композитора, в котором отразились его неустанные раздумья о жизни и человеке, о вечном и преходящем, о верности и предательстве. На исходе жизни композитор обратился к образу Спасителя – одному из самых трудно поддающихся для музыкального воплощения и создал гигантскую фреску, отразившую сюжеты Евангелия от Рождества Христова до Вознесения.

    Литературной основой оперы, написанной на немецком языке, стала одноименная поэма Генриха Бультхаупта. Впервые сочинение прозвучало в концертном исполнении в 1894 году в городе Штутгарте под управлением автора, а ее сценическое представление состоялось в 1895 году, после смерти Рубинштейна. Потом более ста лет партитура оперы считалась утерянной. В библиотеке Санкт-Петербургской консерватории сохранился только клавир сочинения.

    Честь возвращения оперы в Россию принадлежит скрипачу и дирижеру заслуженному деятелю искусств России и Украины Антону Георгиевичу Шароеву. Заручившись поддержкой Немецкого культурного центра им. И.Гёте, он в декабре 2007 года обнаружил партитуру «Христа» в Берлинской библиотеке. Спустя год, 12 декабря 2008 года, в Пермском театре оперы и балета им. П.И.Чайковского состоялась российская сценическая премьера духовной оперы А.Г.Рубинштейна, которую пресса уже назвала сенсацией. А.Г.Шароев стал музыкальным руководителем спектакля.

    11 октября 2011 года в Концертном зале им. П.И.Чайковского состоится премьера духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» в концертном исполнении. Это будет премьера российского масштаба.

    В постановке оперы принимают участие коллективы Тюменской филармонии: оркестр «Камерата Сибири» - художественный руководитель заслуженный деятель искусств России и Украины Антон Шароев; хоровая капелла Тюменской филармонии - художественный руководитель и дирижер Анжелика Таланцева.

    Шароев Антон

    Антон Шароев - художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Камерата Сибири», Заслуженный деятель искусств России и Украины.

    Ярко выраженная индивидуальность, высокая культура и мастерство исполнителя, эмоциональность, чувство стиля - такие определения можно обычно найти на страницах отечественной и зарубежной прессы, посвященной выдающемуся дирижеру Антону Шароеву.

    Маэстро Шароев - потомственный музыкант, правнук великого композитора, пианиста и дирижера, основателя Петербургской консерватории и Русского музыкального общества Антона Рубинштейна.

    В его дирижерском репертуаре более 100 программ: грандиозные и редко исполняемые баховские циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение», Двенадцать Concerti grossi Корелли, десятки сочинений Генделя, Вивальди, Телемана, Рамо, Куперена, Гайдна, Сальери, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Стравинского, Равеля, Мийо, Онеггера, Бартока, Бриттена, Бортнянского, Глинки, Рубинштейна, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Гречанинова, Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Шнитке, Сильвестрова, Станковича, Штрауса, Гершвина, Пьяццоллы и др.

    А. Шароев окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру по классу скрипки у известного профессора Абрама Ямпольского. Будучи студентом третьего курса, завоевал звание лауреата международного конкурса скрипачей в Праге, а позже, как дирижер, лауреата III Биенале современной музыки в Берлине.

    В начале своего творческого пути молодой музыкант прошёл настоящую Maister-Schule в Государственном квартете им. П. И. Чайковского, где играл с такими блестящими виртуозами как Ю. Ситковецкий, Р. Баршай, Я. Слободкин и сотрудничал с Д. Шостаковичем, С. Рихтером, М. Юдиной, М. Ростроповичем.

    В 60-е годы А. Шароев открывает для себя иную область самовыражения - дирижирование. У истоков его дирижерской карьеры - знаменитые Н. Рахлин, И. Маркевич, Н. Аносов. А. Шароев создает камерные оркестры в Киеве, Москве, а в 1998 году оркестр «Камерата Сибири». Он выступает с Пекинским, Киевским, Новосибирским симфоническими оркестрами, с греческим «Виртуозы Патры», екатеринбургским «BACH», Петербургским, Минским, Вильнюсским камерными оркестрами. Маршруты гастролей мастера неоднократно проходили по городам Германии, Испании, Швейцарии, Чехии, Словакии, Польши, Кубы, Греции, США, Франции, Кореи, Китая, Болгарии, Румынии, Украины и других стран.

    А. Шароев вернул к жизни многие забытые произведения - шедевры отечественного музыкального искусства, среди которых сочинения композиторов XVIII века Д. Бортнянского, М. Березовского. Одной из вершин этой деятельности А.Г. Шароева стала концертная постановка оперы «Алкид». Он вернул жизнь произведению, которое было написано Д. Бортнянским в 1778 году для Венецианского оперного театра и более 200 лет находилось в забвении. Премьера оперы в феврале 1984 года в Колонном зале Киевской филармонии явилось подлинным музыкальным открытием. Состав исполнителей полностью соответствовал оригиналу, и опера шла на итальянском языке. Постановка «Алкида» в Большом зале Московской консерватории (ноябрь 1984 года) стала значительным событием в культурной жизни Москвы, вызвала большой общественный резонанс. Впоследствии премьеры оперы прошли в Санкт-Петербурге и Тюмени (2001 год). Запись оперы неоднократно транслировалась по радио и телевидению.

    Дирижерскую деятельность маэстро успешно сочетает с сольной. Без малого два десятка лет существует ансамбль скрипача А. Шароева и пианиста М. Бирмана, который завоевал большую популярность в России и за рубежом..

    Активная творческая натура Антона Георгиевича заставляет искать все новые формы концертной работы. С декабря 2005 года в Тюменской филармонии идет цикл абонементных концертов с участием камерного ансамбля «Барокко». Деятельность Шароева А.Г. в качестве руководителя и солиста ансамбля (где музыкант играет на скрипке и альте) открыла для слушателей новые имена композиторов (А. де Кабесон, Ж. Леклер, Ш. Чалаев, С. Чечетко), новые камерно-инструментальные сочинения (А. Шнитке Концерт на троих, В.А. Моцарт Церковные сонаты). В течение 2006-2008 годов коллектив ансамбля выступал в городах Франции (Ницца, Монтон) на фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича, давал концерты для художественной интеллигенции Парижа в Публичном театре, Музее-квартире, театре «Аталант» на Монмартре; в марте 2007 года состоялись выступления в соборах городов Гиссен и Марбург (Германия), где были исполнены сочинения отечественных и зарубежных композиторов. Для камерных программ коллектива А.Г. Шароев сам делает аранжировки для дуэта скрипок (произведения А. Лядова, Д. Шостаковича, Н. Паганини).

    В декабре 2006 года в камерном зале Тюменской филармонии состоялось открытие еще одного творческого проекта Шароева А.Г. – оперного театра «Пикколо». Маэстро, как художественный руководитель театра, ставил задачу показать широкой аудитории мировые шедевры, написанные в жанре камерной оперы. В течение сезонов 2006-2008 годов прошли премьеры опер Ф. Пуленка «Человеческий голос», Д. Перголези «Служанка-госпожа», Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Опера Ф. Пуленка была исполнена в Тюмени, городе Моэлан (Франция) на фестивале «Анна Ярославна – королева Франции», а также в Париже, на Монмартре, в театре «Аталант». В октябре 2008 года запланирована премьера оперы украинского композитора Евгения Станковича на стихи Бориса Олейника «Сельская опера» в Колонном зале Киевской филармонии.

    Важнейшее значение для духовной культуры нашей страны имеет открытая маэстро А.Г. Шароевым в 2002 году духовная опера Антона Рубинштейна «Христос», которая является последним сочинением великого музыканта и, к сожалению, находилась в полном забвении в течение 110 лет. Фрагменты этой оперы были исполнены в Тюмени, Москве, Санкт-Петербурге (Большой зал филармонии), имели сенсационный успех и записаны на компакт-диск (мировая премьера!). Партитура оперы А.Г. Шароевым найдена 25 декабря 2007 года в Берлине (Германия). Премьера оперы А. Рубинштейна «Христос» состоялась в декабре 2008 года в Пермском государственном академическом театре оперы и балета, и маэстро А.Г. Шароев был художественным руководителем этого проекта. А 28 ноября 2009 года состоялась премьера духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос» в концертном исполнении в Тюменской филармонии, она была посвящена 180-летию со дня рождения композитора.