Лукас Генюшас, Никита Борисоглебский, Симфоническая капелла России : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Лукас Генюшас,
    Никита Борисоглебский,
    Симфоническая капелла России

    25 апреля 2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Лукас Генюшас (фортепиано), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Дмитрий Крюков
    В программе:
    П. И. Чайковский
    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    А. Хачатурян
    Фрагменты сюиты из музыки балета «Маскарад»
    Концерт для скрипки с оркестром


    25 лет Госкапелле России

    45 лет хору Госкапеллы России



    Уважаемые слушатели, приглашаем вас на лекцию «Фантазия о вечных влюблённых», которая состоится в 18.00 в фойе Концертного зала. Ознакомиться с программой лекции и зарегистрироваться можно по ссылке.  

    12+

    Абонемент №111:

    Звёзды XXI века

    Лукас Генюшас

    Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье пианистов Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса. В 2004 году окончил Детскую музыкальную школу при Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена (класс Александра Беломестнова) и стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. В 2013 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Веры Горностаевой) и продолжил обучение в ассистентуре-стажировке МГК. В 2007 году был удостоен Гранта Правительства Москвы «Юные дарования XXI века». 

    Победитель VII Молодежных Дельфийских игр России (2008, Золотая медаль), Международного конкурса имени Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (2010, I премия). Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (II премия, 2011) и имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 2015). Лауреат Немецкой фортепианной премии Deutscher Pianistenpreis (2012, Франкфурт). 

    Принимал участие в фестивалях «Безумный день» (La Folle Journée) в Токио, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Лики современного пианизма» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Опера априори» в Москве, Летнем музыкальном фестивале в Торонто, «Возвращение» в Москве, а также в фестивалях в Вербье, Ла-Рок-д’Антероне, Нанте, Тулузе, Тель-Авиве, Екатеринбурге и замке Эльмау. Сотрудничал с Гидоном Кремером, Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Саулюсом Сондецкисом, Дмитрием Ситковецким, Андреем Борейко, Марио Брунелло, Мишей Майским, Джошуа Беллом, Леонардом Слаткиным, Павлом Нерсесьяном, Александром Ведерниковым, Государственным квартетом имени А. П. Бородина. 

    С 2016 года проводит NikoFest в московской Галерее искусств Niko совместно с пианисткой Анной Генюшене. Принимал участие в благотворительном концерте «Встань и иди!», фестивале «Музыка света» с незрячими музыкантами в Москве и Владимире, ежегодной серии концертов Looking at the Stars для заключенных в нескольких городах Канады. В сезоне 2019/20 дебютирует с Филадельфийским оркестром, Симфоническим оркестром Ёмиури (Япония), а также на Фортепианном фестивале имени Ирвинга Гилмора в Каламазу (США) и в парижском Зале Гаво. 

    В дискографии пианиста – произведения Шопена, Рахманинова, Бетховена и Брамса, выпущенные фирмами NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. Несколько альбомов Генюшас записал для фирмы «Мелодия»: сольный диск «Эмансипация консонанса» с произведениями Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015), сочинения для скрипки и фортепиано Стравинского, Чайковского и Десятникова (с Айленом Притчиным, 2016), 24 прелюдии и фуги Всеволода Задерацкого (совместно с другими пятью пианистами, 2016), фортепианные трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (с Айленом Притчиным и Александром Бузловым, 2017), а также Концерт № 1 Шостаковича (с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, 2017). Альбом сонат Прокофьева, выпущенный французской фирмой Mirare (2018), удостоен в 2019 году премии Diapason d’Or.

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в мастер-классах Шломо Минца и Иды Гендель в рамках международного скрипичного семинара Keshet Eilon в Израиле. 

    Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурс имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), конкурс в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006, I премия), имени Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени П. И. Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал I премии на конкурсах имени Фрица Крейслера в Вене и имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, а в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако.

    Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии. В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту «Персоной года». 

    Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничал с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Лионель Бренгье, Дмитрий Лисс, Окко Каму, Юн Стургордс, Михаил Юровский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и др. В числе партнеров скрипача по ансамблю – Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Николай Луганский, Денис Кожухин, Мао Фудзита. 

    Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Il Violino Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова и многих других. Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова. 

    В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В ближайшее время с участием Никиты выходит альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга на фирме «Мелодия». В числе последних релизов – запись недавно найденного Скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа под управлением Жан-Жака Канторова, награжденная французской премией Diapason d’Or. 

    Среди ярких событий сезона 2019/20 – выступления с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Борнмутским симфоническим оркестром, оркестром телекомпании NHK; участие в фестивале «Безумный день» в Нанте, Бетховенском фестивале в Бонне, Зимнем фестивале в Андерматте, «Днях Сметаны» в Пльзене, Фестивале камерной музыки в Кухмо, форумах в Токио и Екатеринбурге. Скрипач представил в петербургском Мариинском театре цикл всех струнных квартетов Бетховена с квартетом «Атриум» (выступает в его составе с 2017 года, первая скрипка). 

    Играет на скрипке работы Маттео Гоффриллера 1720-х годов. В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России».

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность.

    Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

    Оба коллектива прошли славный творческий путь. Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был оркестром Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года – Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили С. Самосуд, Ю. Аранович и М. Шостакович. Камерный хор был создан В. Полянским в 1971 году. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

    С хором Валерий Полянский объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в котором участвовали Ирина Архипова, Олег Янченко, Ансамбль солистов Большого театра СССР… В 1986 году, по приглашению Святослава Рихтера, Валерий Полянский и его хор представили программу из сочинений П. И. Чайковского на фестивале «Декабрьские вечера», а в 1994 году – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. В то же время Государственный камерный хор заявил о себе и за рубежом, триумфально выступив с Валерием Полянским на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), в Нардене (Голландия); памятно участие в знаменитых «Променад-концертах» в Альберт-холле (Великобритания), выступления в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене, Альби.

    День рождения Госкапеллы – 27 декабря 1991 года: тогда в Большом зале Консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. Деятельность хора и оркестра Капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии.

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский постоянно проводит монографические симфонические циклы, посвященные Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру и другим великим композиторам.

    С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывает коллектив с Геннадием Николаевичем Рождественским, который ежегодно представляет с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

    За последние годы у коллектива выработалась своя схема в построении сезона. Его крайние точки посвящены выступлениям в малых городах. С 2009 года в Тарусе Капелла проводит фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году прибавился Елец, где триумфально прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. «Не надо много слов о патриотизме, – сформулировал свою позицию В. Полянский, – молодежь просто должна слышать эту музыку, внушающую любовь к родине. Преступление, что есть города, где люди никогда не слышали живой симфонический оркестр, не видели оперных постановок. Мы стараемся исправить эту несправедливость».

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» А. Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала «Жизнь за царя» М. Глинки.

    Знаковым событием 2014 года стало концертное исполнение Госкапеллой редко звучащей оперы «Семен Котко» Прокофьева, которое состоялось на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии и  было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие».

    Интенсивно протекает гастрольная деятельность Госкапеллы. Высочайшему исполнительскому мастерству оркестра аплодировала британская публика во время осеннего турне 2014 года. «Есть дирижеры, считающие Пятую симфонию Чайковского слишком известной и исполняющие ее как на автопилоте, но Полянский и его оркестр были просто великолепны. Музыка Чайковского, конечно, вошла в плоть и кровь этого коллектива; Полянский сыграл этот бессмертный шедевр так, как, уверен, его хотел бы слышать сам Чайковский», – отмечал британский критик и композитор Роберт Мэтью-Уокер.

    В 2015 году с триумфом прошли концерты коллектива в США, Белоруссии (фестиваль духовной музыки «Могутны Божа») и Японии, где публика по достоинству оценила интерпретации В. Полянским трех последних симфоний Чайковского. 

    Дмитрий Крюков

    Дмитрий Крюков родился в 1990 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (2009), затем консерваторию (2015) и ассистентуру-стажировку МГК (2017) по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Валерия Полянского). 

    Лауреат международного конкурса Debut Hamburg (2016, Германия).

    С 2010 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (пианист-концертмейстер, затем дирижер-ассистент Валерия Полянского). В 2011 году дебютировал за пультом оркестра Госкапеллы на сцене Российского академического молодежного театра. В дальнейшем участвовал в подготовке более 60 оперных спектаклей и более 100 симфонических программ коллектива. Ассистировал Геннадию Рождественскому во время подготовки филармонических абонементов «Туманный Альбион», «Моцарт и...» (2011–2014); был главным дирижером московского фестиваля Scriabin Fest в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького, где выступал с оркестром Госкапеллы и пианистом Андреем Коробейниковым (2013); представил за пультом ГАСК российскую премьеру кантаты «Жалобная песнь» Малера в первой авторской редакции (2016). 

    Сотрудничество с Геннадием Рождественским продолжалось несколько лет. В 2014 году Дмитрий Крюков ассистировал маэстро во время постановки оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова в Большом театре России, вскоре дебютировал в этом спектакле на Исторической сцене, затем провел его на гастролях ГАБТа в Гонконге и участвовал в записи оперы на DVD. 

    С 2015 года сотрудничает с Камерным музыкальным театром имени Бориса Покровского (ныне – Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра России), где в 2017-м провел российскую премьеру оперы «Фрида и Диего» Калеви Ахо. 

    С 2019 – главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. 

    Выступает на главных московских сценах с ведущими российскими и зарубежными симфоническими коллективами, среди которых Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, оркестры Московской консерватории, Большого театра России, Екатеринбургского театра оперы и балета, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Национальный симфонический оркестр Узбекистана, оркестры Саратовской, Пермской, Свердловской, Красноярской, Луганской филармоний, а также Бранденбургский государственный оркестр, Симфонический оркестр Датского радио, оркестр Королевской оперы Валлонии в Льеже и др. Сотрудничал с пианистами Александром Гиндиным, Лукасом Генюшасом, скрипачом Никитой Борисоглебским, виолончелистом Александром Князевым, певцом Василием Герелло. 

    Среди наиболее значительных проектов последних сезонов – музыкально-драматический спектакль «Пиковая дама» с участием актера Максима Аверина в Концертном зале имени П. И. Чайковского (2017); опера «Тангейзер» Вагнера на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2019). 

    В репертуаре дирижера – музыка разных эпох и стилей, от Баха до Губайдулиной, в том числе симфонии и концерты Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шуберта, Шумана, Брукнера, Брамса, Дворжака, Малера, Глазунова, оперы Верди, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и другие сочинения.