Памяти Александра Вустина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Памяти Александра Вустина

    12 октября 2020

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Андрей Устинов (ведущий)
    Иван Соколов (фортепиано)
    Юлия Венделанд (виолончель)
    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
    Сергей Акимов, дирижёр
    В программе:
    Вустин
    «Посвящение» для виолончели, ударных и фортепиано
    «Памяти Григория Фрида» для альта и фортепиано «Героическая колыбельная» для валторны, большого барабана, фортепиано, скрипки, альта и виолончели Три торопецкие песни для фортепиано
    Соната для фортепиано
    Lamento для фортепиано
    «Музыкальная жертва» для виолончели и фортепиано

    12+

    Абонемент №146:

    Персона-композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.

    Иван Соколов

    Иван Соколов родился в 1960 году в Москве. В 1978 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных (класс фортепиано Ирины Наумовой), в 1983 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «композиция» (класс профессора Николая Сидельникова) и «фортепиано» (класс профессора Льва Наумова). Среди его педагогов также Эдисон Денисов, Инна Барсова, Константин Баташов, Юрий Холопов. В 1986 году окончил ассистентуру-стажировку консерватории (руководитель – Николай Сидельников). 

    Член Ассоциации современной музыки (с 1990 года), Союза композиторов СССР (с 1987 года), Союза композиторов России (с 1992 года).

    Автор произведений в разных жанрах: от опер до миниатюр, в том числе оркестровые партитуры, камерные ансамбли, сонаты для различных инструментов, романсы, хоры. Большая часть музыки написана для фортепиано, а также вокальных или инструментальных ансамблей с участием фортепиано. 

    С 1994 года музыкант попеременно живет в России и Германии. Выступает с концертами и лекциями-концертами в России, странах Европы, США, Канаде. Первый исполнитель ряда сочинений Эдисона Денисова, Николая Сидельникова, Николая Корндорфа, Тиграна Мансуряна, Александра Рабиновича, Виктора Екимовского, Александра Вустина, Альфреда Шнитке, Ираиды Юсуповой, Александра Раскатова, Патрика де Клерка, Владислава Шутя. 

    В числе партнеров Ивана Соколова по сцене – дирижеры Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Рудин, Александр Скульский, Дмитрий Лисс; пианисты Марта Аргерих, Алексей Любимов, Антон Батагов, Михаил Дубов, Константин Лифшиц; скрипачи Татьяна Гринденко, Коля Блахер, Патриция Копачинская; виолончелисты Наталия Шаховская, Наталия Гутман, Александр Ивашкин, Соль Габетта; певцы Лидия Давыдова, Алексей Мартынов, Яна Иванилова, Алиса Гицба, Елена Брылева, Александр Науменко, Елена Васильева; Александр Корнеев (флейта), Лев Михайлов (кларнет), Валерий Попов (фагот), Марк Пекарский (ударные), Эдуард Бруннер (кларнет). 

    Участник фестивалей «Московская осень», «Альтернатива», «Декабрьские вечера», имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Люцерне, Франкфурте, Шлезвиг-Гольштейне, Icebreaker в Сиэтле. 

    Преподает в Московской консерватории: в 1988–1994 годах – на кафедре инструментовки и чтения партитур, с 2005 года – на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов, с 2007 года – на факультете исторического и современного исполнительского искусства МГК (камерный ансамбль). Ведет курсы «Теория музыкального содержания», «Клавир и фортепиано: исполнительское искусство XVIII – начала XIX веков», факультатив по фортепианной музыке XX–XXI веков. 

    Также в 1986–1994 годах преподавал в музыкальном училище при Московской консерватории и в ДМШ при училище (композиция, импровизация), в 2006–2011 гг. – в РАМ имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент профессора Владимира Троппа). 

    В 2018–2020 годах записал авторские циклы видеолекций: «От Баха до наших дней» (150 лекций) и «О современной музыке» (35 лекций). 

    Автор статей о творчестве Скрябина, Бартока, Шостаковича, Шнитке, Сидельникова, Волконского, Уствольской, Денисова в журнале «Музыкальная академия», научных и мемориальных сборниках, других изданиях.

    Юлия Венделанд

    Родилась в 1986 году в Москве. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс доцента Ольги Галочкиной) и Московскую консерваторию (класс профессора Дмитрия Миллера). Артистка Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. Помимо академической музыки, исполняет еврейскую традиционную инструментальную музыку (клезмер) на виолончели, контрабасе и скрипке. Совместно с Псоем Короленко создала проект «Песни Новеллы Матвеевой», где песни известной поэтессы и барда звучат в обработках для двух голосов, виолончели и фортепиано. Постоянный участник фестиваля Yiddish Summer Weimar в Веймаре (Германия).

    Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

    Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. 

    В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.

    Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.

    Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modernи Klangforum Wien. 

    «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства. 

    Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.

    «Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

    В сезоне 2023/24 году ансамбль отмечает 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы проходят концерты и образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой с нуля выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.

    Сергей Акимов

    Сергей Акимов родился в 1989 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Игоря Дронова) и аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Владимира Понькина). Участвовал в мастер-классах Геннадия Рождественского, Владимира Юровского, Ховарда Гриффитса, Марка Херона, Стефана Лисснера.

    С 2016 года – дирижер Московского театра оперетты. В 2018 году вошел в дирижерско-стажёрскую группу Национального филармонического оркестра России. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра Affrettando. Осуществил ряд премьер, в том числе опер «Жених» Анжелики Комиссаренко и «Хармсфония» Дениса Писаревского, а также российскую премьеру оперы Гершвина «Грустный понедельник». 

    Сотрудничал с Якутским театром оперы и балета, оркестрами Бранденбурга, Монпелье, Бухареста, Ростовской и Костромской филармоний, Ярославским губернаторским симфоническим оркестром, Молодежным оркестром Луиджи Керубини, ансамблем «Студия новой музыки». 

    В 2017 году участвовал в Итальянской оперной академии Риккардо Мути. В 2018 году стал финалистом конкурса молодых дирижеров в Зальцбурге и выступил с оркестром Camerata Salzburg на Зальцбургском фестивале.