В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
19 марта 2017
«Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова
схема проездаМ. Цветаева, Ги де Мопассан,
В. Набоков, Д. Самойлов
Музыка Альбинони, Глюка, Сметаны, Рахманинова
Абонемент №132:
«И слово в музыке звучит…»
Антонина Кузнецова – народная артистка России, лауреат Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, автор и исполнитель чтецких программ, профессор Российской академии театрального искусства, автор статей о Марине Цветаевой, эссеистка.
В 1966 году она с отличием окончила Ярославское театральное училище и стала артисткой Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Актриса вспоминает о том времени: «Я всё время играла девочек, мальчиков, девочек и всё время думала: а где же я-то? Что я скажу? Я уже хотела сказать… Не себя показать, а сказать». Поэтому параллельно А. Кузнецова активно нарабатывала чтецкий репертуар. С детства она была увлечена чтением, интересуясь классической литературой, а также запрещенными в то время книгами («Разговоры с Гете» Эккермана, «Собачье сердце» Булгакова). В 1968 году любовь к чтецкому делу привела ее в Московскую филармонию, где в литературно-чтецком отделе сложился сильный творческий коллектив, куда входили Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский, Эммануил Каминка, Сурен Кочарян, Александр Кутепов, Юрий Мышкин. Здесь Антонина Кузнецова работает уже более 45 лет. В течение многих сезонов артистка ведет персональный абонемент в Центральном доме художника, концерты которого собирают аншлаги.
В настоящее время в репертуаре А. Кузнецовой свыше 30 сольных программ, посвященных зарубежной и отечественной литературе XV–ХX веков. Все программы артистки удивительно разнообразны как по темам, так и по подбору материалов. Объединяет их одно – высочайший вкус и мастерство автора абонемента, предлагающего своим слушателям лучшие образцы мировой литературы. По словам Антонины Кузнецовой, ее «всегда интересовало духовно-душевное существование человека». Именно поэтому в своих программах артистка обращается не только к литературным источникам, но и к историческим и архивным документам – письмам, воспоминаниям. Такое разнообразие придает ее программам глубину и насыщенность.
Всегда интересны концерты Антонины Кузнецовой с симфоническими оркестрами, где звучала музыка Ж. Бизе к пьесе А. Доде «Арлезианка», музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к поэме А. Пушкина «Метель», музыка С. Прокофьева к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин» по роману А. Пушкина, «Поэма без героя» А. Ахматовой с музыкой И. Стравинского и Д. Шостаковича и другие программы. Главенствующая роль отведена в них слову.
Со своими моноспектаклями Антонина Кузнецова выступала по всей России – в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Череповце, Вологде, Саратове, Калининграде, Набережных Челнах, Ульяновске, Самаре.
Много лет А. М. Кузнецова преподает на актерско-режиссерском факультете Российской академии театрального искусства. За время работы на кафедре сценической речи она подготовила многих известных актеров и режиссеров: Сергея Фролова, Олесю Железняк, Агриппину Стеклову, Ксению Караеву, Анну Ардову, Дмитрия Дюжева, Феклу Толстую, Виктора Шамирова, Романа Самгина, Сергея Алдонина.
Помимо этого Антонина Кузнецова преподает в Международной школе Михаила Чехова, проводит мастер-классы по поэтическому слову в Центре поддержки русских театров за рубежом. Артистка выступала с моноспектаклями и давала мастер-классы в Лондоне, Болонье, Амстердаме, Брно, Париже, Праге, Женеве. В 2011/13 по гастрольному проекту Министерства культуры она успешно выступала в Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Франции.
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива.
С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.
С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, во многих странах Европы, Индии, Южной Корее, Японии.
В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы, Владимира Беляева.
Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» – постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.
С 2008 года оркестр регулярно принимает участие в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи и других международных фестивалях, которые маэстро проводит в российских регионах. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и VIVACELLO.
В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского.
В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года коллектив удостоен Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Денис Власенко родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Оперно-симфоническому дирижированию обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у профессоров Владимира Понькина и Александра Титова. В 2010 году по конкурсу был принят на должность дирижера в Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
С января 2022 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте (Узбекистан). С марта 2023 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.
Выступал со многими известными солистами, в числе которых Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Ильдар Абдразаков, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Сергей Крылов, Люка Дебарг.
Сотрудничал с симфоническими оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальным филармоническим оркестром России (также был участником дирижерско-стажерской группы НФОР), Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан, Латвийским национальным симфоническим оркестром, Брюссельским и Токийским филармоническими, Мюнстерским симфоническим, оркестрами театров Комунале в Болонье и Карло Феличе в Генуе.
Дирижировал в Большом театре России, Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, петербургском Михайловском театре, Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д. В. Хворостовского, Латвийской национальной опере, Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, Королевском театре в Мадриде, Большом театре Лисео в Барселоне, театрах Карло Феличе в Генуе, Петруццелли в Бари, Кальдерон в Вальядолиде, Дворце изящных искусств в Мехико, концертном зале Бунка Кайкан в Токио. Выступал на оперном фестивале Россини в Пезаро.
В оперном репертуаре дирижера – «Путешествие в Реймс», «Счастливый обман», «Граф Ори» и «Севильский цирюльник» Россини, «Лючия ди Ламмермур» и «Дочь полка» Доницетти, «Травиата» и «Аида» Верди, «Турандот» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского.
С оркестром «Новая Россия» записал музыку для церемоний открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014). В сезоне 2016/17 был главным дирижером телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия-Культура». В сезоне 2021/22 провел концертный тур с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым по России, а также гала-концерт «Классика на Дворцовой» в Санкт-Петербурге с участием звезд мировой оперы.
Проводит мастер-классы за рубежом. Вел курс оперно-симфонического дирижирования в Академии хорового искусства (2018–2021).