Александр Пушкин. «Борис Годунов» (сцены из трагедии) : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Жорж Бизе. Опера «Кармен»

  • LIVE
Закрыть

    Александр Пушкин.
    «Борис Годунов» (сцены из трагедии)

    9 апреля 2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:

    Александр Пушкин. «Борис Годунов»
    (сцены из трагедии)

    Музыка М.Мусоргского, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, А.Цыганкова

    12+

    Абонемент №132:

    «И слово в музыке звучит…»

    Евгений Князев

    Евгений Князев родился в 1955 году в Тульской области. В 1982 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Людмилы Ставской) и был принят в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. 

    На сцене театра сыграл более 30 ролей в спектаклях «Роза и крест» (Гаэтан), «Три возраста Казановы» (Молодой Казанова), «Маленькие трагедии» (Дон Гуан), «Зойкина квартира» (Обольянинов), «Дело» (Шило), «Без вины виноватые» (Григорий Незнамов, спектакль отмечен Государственной премией РФ), «Пиковая дама» (Германн), «Воскрешение, или Чудо святого Антония» (Ашиль), «Посвящение Еве» (Эрик Ларсен), «Маскарад» (Арбенин), «Пристань» (Доменико Сориано в пьесе «Филумена Мартурано»), «Улыбнись нам, Господи» (Шмуле-Сендер), «Царь Эдип» (Тиресий), «Война и мир» (князь Николай Болконский), «Анна Каренина», хореографический спектакль на музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе (Алексей Каренин), «Обыкновенное чудо» (Трактирщик) и др.

    Играл в антрепризах, участвовал в постановках театров, среди которых Государственный театр наций, «Школа современной пьесы», «Независимый театральный проект». 

    В фильмографии артиста – более 60 ролей в фильмах и сериалах «Пятый ангел» (Григорий Плоткин), «Девять жизней Нестора Махно» (Лев Троцкий), «Путешествие с домашними животными» (священник), «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» (популярный писатель), «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (заглавная роль), «Однажды в Ростове» (Алексей Львович Калюжный), «Страсти по Чапаю» (Лев Троцкий), «Сын отца народов» (Вольф Мессинг), «Зеркала» (Борис Пастернак), «Орлова и Александров» (Иосиф Сталин), «Мастер и Маргарита» (Берлиоз) и др.

    С 1994 года преподает в Театральном институте имени Щукина (с 2003 года – ректор). В качестве художественного руководителя выпустил два актерских курса (1998, 2004 гг.). Руководит целевым курсом для Московского театра оперетты. 

    Член Правления Центрального дома работников искусств. Член общественного совета Российского еврейского конгресса.

    Народный артист РФ, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почетной грамотой Президента РФ. Удостоен множества других наград и званий, общественных, театральных и кинематографических регалий.

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Оркестр создан в 1919 году, в период растущего интереса к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты, балалаечник Борис Трояновский и домрист Петр Алексеев. Они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Трояновский и Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. 

    В дальнейшем коллективом руководили известные дирижеры Николай Голованов, братья Николай и Дмитрий Осиповы, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым и принес ему мировую известность.

    Оркестр носит имя выдающегося музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940–1945) ознаменовала новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом войны. В июне 1941-го оркестр расформировали, практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Николай Осипов в те годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить свое существование. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически нет репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлек внимание ведущих советских композиторов (Николая Будашкина, Анатолия Новикова, Александра Холминова и других), обогативших репертуар коллектива новыми сочинениями. 

    В 1946 году оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969-м коллектив получил почетное звание «академический». Оркестр постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев; певцы Ирина Архипова, Ирина Богачева, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Лидия Русланова, Александра Стрельченко, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин; исполнители на народных инструментах Вера Городовская (гусли), Александр Цыганков (домра), балалаечники Павел Нечепоренко, Михаил Рожков, Анатолий Тихонов, Андрей Горбачев и многие другие музыканты. 

    Оркестр имени Н. П. Осипова ведет активную творческую и просветительскую деятельность. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ как для взрослых, так и для самых юных зрителей. В Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них – абонемент для детей «Забавный профессор» – удостоена Премии правительства Российской Федерации. Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почетное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.


    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.