Андерсен, Ибсен, карело-финский эпос «Калевала» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Андерсен, Ибсен, карело-финский эпос «Калевала»

    4 июня 2017

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Иван Кокорин (художественное слово)
    Светлана Бойченко (сопрано)
    Константин Казначеев (скрипка)
    Виталий Юницкий (фортепиано)
    Евгений Талисман (фортепиано)
    В программе:
    Сибелиус
    Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47 (II часть) (авторская версия для скрипки и фортепиано)
    Григ
    Пьесы для фортепиано:
    «Ручеёк», соч. 62 № 4, Норвежский танец, соч. 35 №
    Романсы: «Весна», соч. 33 № 2, Песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», соч. 23 № 18, «Старая мать», соч. 33 № 7
    Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, соч. 45

    Андерсен
    «Принцесса на горошине» –  сказка

    Ибсен
    Монолог Пера из драмы «Пер Гюнт» (фрагмент) 

    Карело-финский эпос «Калевала»

    12+

    Абонемент №210:

    Впередсмотрящий. Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых. Автор и ведущая цикла — Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Иван Кокорин

    Иван Кокорин родился в 1979 году в Загорске (Сергиев Посад). Окончил Школу-студию МХАТ (2000, курс Дмитрия Брусникина и Евгения Лазарева).

    На четвертом курсе дебютировал на малой сцене МХТ имени А. П. Чехова в спектакле «Бабье Царство» Аллы Покровской.

    В том же году впервые снялся в кино – в эпизодической роли в фильме «Брат-2» Алексея Балабанова (2000). В дальнейшем снимался в фильмах Михаила Козакова, Зиновия Ройзмана, Аллы Суриковой, Светланы Дружининой, Владимира Наумова, Сергея Урсуляка, Андрея Кончаловского. В фильмографии артиста – около 75 работ, среди которых кинокартины «Последний бронепоезд», «Братья Карамазовы», «Дом Солнца», «Я дождусь», «Откровения», «Истребители. Последний бой», «Последний рубеж», «Бендер. Последняя афера». В числе заметных ролей – Немой в фильме «Шик» Бахтиёра Худойназарова (2003), Рядовой Чугайнов в фильме «9 рота» Фёдора Бондарчука (2005).

    На театральной сцене сыграл роли в спектаклях «Изгнание / Мой друг Фредди Меркьюри» (Театр имени Вл. Маяковского, в 2018 году номинировался за эту роль на премию «Золотая маска» в категории «Лучшая мужская роль второго плана»), «За столиком в любимой кафешке» (Театр «Русская песня») и др.

    Выступает с музыкально-поэтическими концертами. С 2012 года участвует в чтецких программах Московской филармонии.

    Куратор актерской мастерской в киношколе Александра Митты, где разработал авторский курс «Мастерство актера в кадре».

    Номинант на литературную премию «Поэт года» в категории «Дебют» (2022).

    Принимал участие в Эстафете олимпийского огня Зимних Олимпийских игр в Сочи (2014).

    Светлана Бойченко

    Светлана Бойченко кончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где обучалась в классе Народного артиста России А. П. Мартынова. В 2008 году окончила аспирантуру МГК имени П. И. Чайковского (специализация – современная музыка). С 1999 года выступает как концертно–камерная певица, исполняя как сольные произведения, так и произведения с хором и оркестром.

     В течение многих лет сотрудничает с Московской государственной филармонией. Выступала в ансамбле с такими музыкантами как: А.Мартынов, А.Бахчиев, Е.Сорокина, В.Коробов, В.Попругин, Ф.Строганов, А.Сканави, К.Блаумане, Я.Кацнельсон и др.

    В репертуаре певицы произведения русских и зарубежных композиторов разных эпох и стилей: от музыки эпохи барокко до самых современных сочинений, от песен и романсов до крупных форм. Светлана Бойченко сотрудничает с современными российскими композиторами, успешно исполняя их сочинения на московских сценах. Участвовала в фестивалях фонда С.Рихтера в Тарусе, «Возвращение», III Московский Международный органный фестиваль, Московский арфовый фестиваль «Ступени мастерства» и др. Дипломант VII Всероссийского конкурса вокалистов «Bella voce». Преподает в Московском государственном университете культуры и искусств.

    Солистка ансамбля «Галерея актуальной музыки» с 2010 года.

    Константин Казначеев

    Константин Казначеев окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007) и аспирантуру (2010) по классу скрипки профессора Е. К. Аджемовой. Лауреат международных конкурсов и фестивалей: IRO в Оксенхаузене (Германия, 2002, 2003), «Весна в России» (Москва, 2004) и «В мире таланта» (Пермь, 2011, Iпремия), дипломант Международного конкурса Р. Канетти в Анталии (Турция, 2007).

    Константин Казначеев выступал в качестве концертмейстера в оркестрах России и Европы. Как солист играл с коллективами под управлением Леонида Николаева, Константина Орбеляна, Тимура Мынбаева, Константина Чудовского, Николаса Паске, Клауса Арпа, Ильи Гайсина и других.

    Его партнерами по сцене были известные музыканты: Наталия Гутман, Павел Нерсесьян, Коля Блахер, Александр Галковский, Александр Бузлов, Назар Кожухарь, Ольга Ивушейкова и другие.

    В 2003–2011 годах — солист и концертмейстер Камерного оркестра МТКЦ Павла Слободкина. В 2006–2010 гг. — солист ансамбля Fandango, с 2008 — ансамбля старинной музыки Sankt-Joseph-Kapelle и ансамбля «Классика», с 2010 года — ансамбля Ástor-club. Сотрудничает с дуэтом  «Орган-оркестр» (Ф. Строганов и И. Лебедев).

    Константин Казначеев гастролировал с сольными и ансамблевыми программами в Германии, Швейцарии, Люксембурге, Италии, Франции, Японии, Чили. Принимал участие в фестивалях «Посвящение Олегу Кагану» и «К 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича».

    Обширный репертуар скрипача простирается от музыки эпохи барокко до сочинений современных авторов. Он исполнил соло скрипки в записи рок-оперы А. Градского «Мастер и Маргарита» (2009), в 2010-2015 годах участвовал в записях песен А. Градского, в том числе для альбома «Неформат» (2011). Художественный руководитель и солист Камерного оркестра театра «Градский Холл».

    С 2010 по 2013 год Константин Казначеев преподавал в РАМ имени Гнесиных (класс скрипки). В 2011—2015 гг. — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, художественный руководитель и главный дирижер студенческого симфонического оркестра, организатор и художественный руководитель инструментального ансамбля «Камерата».

    Виталий Юницкий

    Виталий Юницкий родился в 1975 году в Москве. С отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс Н. Г. Сусловой), затем консерваторию (по фортепиано у профессоров Г. Б. Аксельрода, М. С. Воскресенского) и аспирантуру (класс камерного ансамбля профессора Т. А. Алиханова).

    Пианист является лауреатом Всероссийскых и международных конкурсов: имени Н. Рубинштейна в Москве, Рим-1999, конкурсов камерных ансамблей и фортепианных дуэтов – имени С. Танеева в Калуге, Reding  Piette  в Швейцарии, Provincia di  Caltanissetta,  Isole Borromeo, Camillo  Togni в Италии.

    С 2003 года участвует в проведении курсов повышения квалификации и мастер-классов в Тамбове и в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова в Ивановке. Летом 2007 года давал мастер-классы в летней школе для одаренных детей «Балтийская палитра» в г. Светлогорск Калининградской области. Музыкант гастролировал во Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, США, Индонезии.

    Виталий Юницкий – доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории. Имеет записи на компакт-дисках (как сольные, так и в составе дуэта).