Жанна Дозорцева ведущая, автор цикла
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан
Александр Сладковский дирижер
В программе:
Рахманинов
Симфония № 2
«Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина
Жанна Дозорцева ведущая, автор цикла
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан
Александр Сладковский дирижер
В программе:
Рахманинов
Симфония № 2
«Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина
Арнольд Бёклин (1827–1901)
Арнольд Бёклин – швейцарский живописец, график, скульптор. Будучи одним из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века, он одновременно шагнул в следующее тысячелетие, определив пути развития сюрреализма и повлияв на становление творческой манеры Макса Эрнста, Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико.
Выпускник Академии художеств в Дюссельдорфе, изначально Бёклин занимался ландшафтной живописью, однако со временем заинтересовался сюжетами древнегреческих мифов. Особую таинственность и напряженность его полотнам сообщают яркие тона в их контрастных сопоставлениях. Если поначалу художник писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем – фантастические сцены с нимфами и морскими чудовищами («Тритон и Нереида»), то в поздних картинах фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей.
В числе таких композиций – самая известная картина Арнольда Бёклина «Остров мертвых», созданная автором в пяти вариантах (с 1880 по 1886 годы). Работа имела очень сильное эстетическое воздействие на выдающихся людей культуры. Ею восхищались художники-сюрреалисты, а Сальвадор Дали написал по ее мотивам картину «Истинное изображение “Острова мёртвых” Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».
Печатные репродукции картины были очень популярны в Европе в начале XX века – об этом упоминали в своих произведениях Владимир Набоков, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Тэффи, Ильф и Петров. Картина располагалась в кабинетах и комнатах Зигмунда Фрейда, Ленина и Гитлера.
Арсений Тарковский упоминает о репродукции «Острова мертвых» в перечне безвозвратно ушедших примет дореволюционного времени.
Где «Остров мёртвых» в декадентской
раме?
Где плюшевые красные диваны?
Где фотографии мужчин с усами?
Где тростниковые аэропланы?
Самым выдающимся произведением, обессмертившим «Остров мертвых» Бёклина, стала одноименная симфоническая поэма великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1909).