Диего Веласкес. Великий испанец : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Диего Веласкес. Великий испанец

    27 ноября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Жанна Дозорцева (автор цикла, ведущая)
    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
    Дирижёр – Игорь Разумовский
    Гайк Казазян (скрипка), лауреат XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского
    В программе:
    Римский-Корсаков
    Испанское каприччио
    Лало
    «Испанская симфония» для скрипки с оркестром
    Светланов
    «Картины Испании» – рапсодия для оркестра

    12+

    Абонемент №66:

    Музыка, живопись, жизнь. Воскресные дневные симфонические концерты

    Диего Родрегес де Сильва-и-Веласкес – величайший представитель золотого века испанской живописи. Он был мастером портретного жанра, что проявилось уже в ранних картинах Севильского периода, воплощающих бытовые сцены или религиозные сюжеты, и обрело совершенство в Мадриде, когда он стал придворным живописцем, занимая при этом разные посты – вплоть до администратора королевского двора.

    В молодости Веласекес находится под влиянием караваджизма (по имени основоположника течения – итальянского художника Караваджо) с его подчеркнутой реалистичностью фигур, усиленным освещением переднего плана и затемнением фона, плотностью письма. Но уже первое знакомство с королевской коллекцией в Мадриде (в особенности работы Тициана), меняет стиль Веласкеса, который перемещает акцент от строгого натурализма и суровых землистых спектров к яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов. В 1623 году один из его портретов (Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе) приносят королю Филиппу IV, который приходит в восторг и тут же заказывает художнику собственный портрет. Так жизнь Веласкеса навсегда входит в русло благополучия, но, одновременно, интенсивной работы. Талант позволяет ему обойти все интриги мадридского двора, и заниматься творчеством. Главными обязанностями придворных художников было создание портретов царствующей семьи и картин для украшения королевских покоев – последнее предоставляло достаточную свободу в выборе сюжетов.

    Веласкес пользовался уважением при дворе не только как выдающийся художник, но и как умный администратор и дипломат (в частности, он принимал участие в устройстве брака между Людовиком ХIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезией). Дважды он совершал поездки в Италию, где не только занимался профессиональной деятельностью и изучал работы итальянских мастеров, но и выполнял другие получения короля. Во время второй поездки Веласкес написал портрет Папы Римского Иннокентия X, который увидев работу воскликнул «Слишком правдиво!» и щедро наградил художника.

    Обладая незаурядным умом, Веласкес наполнял свои полотна аллегориями и смыслами (от «Водоноса из Севильи» до «Венеры перед зеркалом», «Менин» и «Прях»), оставив потомкам множество загадок и поводов для творческих споров.

    К сожалению, многие полотна погибли при пожаре во дворце Эскориал 1734 года.

    Творчество Веласкеса оказало значительное влияние на последующие поколения художников, в том числе на романтиков и импрессионистов.

    В честь Веласкеса назван кратер на Меркурии.

    Жанна Дозорцева

    Выдающийся российский музыковед Жанна Григорьевна Дозорцева проводит концерты во всех центральных залах Москвы, много гастролирует по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Её выступления отличаются высокой эрудицией, блестящей культурой речи и сценическим обаянием. Творческая дружба связывает ее со всеми выдающимися российскими музыкантами.

    Жанна Дозорцева окончила Ташкентскую Государственную консерваторию в 1958 году по специальности музыковедение. С 1958 по 1959 годы работала на Всесоюзном радио, с 1959 по 1961 – в детской музыкальной школе. С 1961 года является лектором-музыковедом Московской филармонии.

    Жанна Григорьевна осуществляет в Москве огромную просветительскую деятельность среди молодежи и юношества. Концерты абонементных циклов с ее участием – «Музыкальные вечера для юношества» в Колонном зале Дома союзов и «Из залов музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» – транслировались в 70-80-е годы Центральным телевидением.

    В течение нескольких концертных сезонов с большим успехом проходят ее абонементы «По странам и континентам» в Большом зале консерватории и «Музыка, Живопись, Жизнь» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. С 2011 года выступления в Концертном зале имени П. И. Чайковского транслируются в интернете.

    Жанна Дозорцева ведет активную общественную деятельность. Она является вице-президентом Международной академии творчества, членом Союза композиторов России, президентом Российской ассоциации лекторов-музыковедов, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей. Жанна Григорьевна – вдохновитель и художественный руководитель Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки в Смоленске, ежегодного Международного фестиваля камерной музыки «Бархатный сезон» в Сочи.

    Жанна Дозорцева – заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Киргизстана, лауреат премии Правительства Москвы; награждена Орденом Дружбы и Орденом Почета.

    В 2015 году награждена Государственной премией Азербайджана, в 2016 г. удостоена звания заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия – Алания.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством маэстро приобрёл свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощённость, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворённостью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

    «Юрий Башмет уже много лет идет наперекор любым правилам и стандартам… Он – музыкант, который может всё… Оркестр буквально заворожил зал трагической и прекрасной музыкой…» («Комсомольская правда»). 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижёры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков. 

    «...Оркестр “Новая Россия” доставил наслаждение публике своей отточенной техникой исполнения, глубокой музыкальностью и очень интересной интерпретацией...» (Main-Echo, Франкфурт). 

    С 2002 года оркестр дал более 750 концертов в России и за рубежом. «Новой России» рукоплескали в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польши, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    «Юрий Башмет, царь альта, и его молодой симфонический оркестр завоевали публику! Концерт вдохновенный и вдохновляющий! Настоящий триумф…» (Le Matin Сannes, Франция). 

    «Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (Corriere della Sera, Испания). 

    «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц). 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисова, М. Таривердиева, С. Губайдулиной, Г. Канчели, А. Чайковского, Тан Дуна, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдмана, И. Райхельсона, Х. Ротта, Э. Табакова, А. Балтина, В. Комарова, Б. Франкштейна, Г. Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. 

    В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации, в В 2010 году - Грант Президента РФ. 

    «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Коллектив под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»). 

    В сезоне 2018/19 оркестр представляет в Московской филармонии три именных абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова Концертного комплекса «Филармония-2», а также принимает участие в других филармонических абонементах. С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижёра и солиста); дирижёры Лучано Акочелла, Денис Власенко, Ксения Жарко, Александр Лазарев, Игорь Разумовский, Марчелло Рота, Александр Сладковский, Робертас Шервеникас, Владимир Федосеев, 

    Кристиан Ярви. В концертах сезона принимают участие пианисты Петр Айду, Игорь Бриль, Алексей Володин, Андрей Гугнин, Елизавета Леонская, Вадим Холоденко; скрипачи Алена Баева, Павел Милюков, Вадим Репин, Виктор Третьяков, Томас Цетмайр; виолончелисты Александр Бузлов, Александр Рудин; вокалисты Хибла Герзмава, Карин Дейе, Надин Сьерра, Патриция Чьофи, Массимо Джордано, Майкл Фабиано, Олег Цыбулько и многие другие звёзды мировой сцены и молодые таланты.

    Игорь Разумовский

    Игорь Разумовский родился в 1970 году в Москве в артистической семье. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу ударных инструментов, затем аспирантуру по специальностям «ансамбль современной музыки» и «оперно-симфоническое дирижирование» у профессора И. А. Дронова. Стажировался у профессора Лондонской академии музыки Колина Метерса.

    С 2012 по 2015 год музыкант был главным дирижером театра «Кремлевский балет». В настоящий момент – солист Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета, музыкальный руководитель оперных проектов Центра вокального искусства Валентины Левко.

    Игорь Разумовский ведет активную гастрольную деятельность, выступает с российскими оркестрами, гастролирует в СНГ и странах Европы. Он работал с Пражским симфоническим оркестром, Шанхайским симфоническим оркестром; выступал в концертах с Еленой Образцовой и Владимиром Маториным; дирижировал программами с участием всемирно известных мастеров хореографии на фестивале «Звезды балета ХХI века». В числе недавних событий с участием маэстро – выпускной вечер Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Государственном Кремлевском Дворце, постановка и мировая премьера балета Вангелиса «Красавица и Чудовище».

    Игорь Разумовский сотрудничал с ведущими кинокомпаниями России, записывал музыку к кинофильмам.

    Музыкант принимает активное участие в культурных событиях компании Bosco di Ciliegi.

    Гайк Казазян

    Родился в 1982 году в Ереване. Учился в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы в классе профессора Левона Зоряна. В 1993-1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов. Получив Гран-при конкурса «Амадеус-95» (Бельгия), был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской консерватории и аспирантуре. В 2006-2008 гг. стажировался у профессора Ильи Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.

    Лауреатом многих международных конкурсов, в том числе в Клостер-Шонтале (Германия), имени Ямпольского (Россия), имени Венявского в Познани (Польша), имени Чайковского в Москве (в 2002 и 2015 годах), в Сьоне (Швейцария), имени Лонг и Тибо в Париже (Франция), в Тонгёнге (Южная Корея), имени Энеску в Бухаресте (Румыния).

    Выступает в России, Великобритании, Ирландии, Шотландии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Польше, Македонии, Израиле, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Сирии. Играет в Карнеги-холле в Нью-Йорке, залах Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Камерном зале Московского международного Дома музыки, Государственном Кремлевском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, театре Шатле и зале Гаво в Париже.

    Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне (Швейцария), Тонгёнге (Южная Корея), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваля «Крещендо» и других. С 2002 года постоянно выступает в концертах Московской филармонии.

    Среди коллективов, с которыми сотрудничал Гайк Казазян, Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Светланова, Большой симфонической оркестр имени Чайковского, «Новая Россия», Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический камерный оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva, Пражский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Ирландский национальный симфонический оркестр, Мюнхенский камерный оркестр. Выступает с известными дирижерами, среди которых Владимир Ашкенази, Алан Бурибаев, Валерий Гергиев, Эдуард Грач, Джонатан Дарлингтон, Владимир Зива, Павел Коган, Теодор Курентзис, Александр Лазарев, Александр Либрих, Эндрю Литтон, Константин Орбелян, Александр Поляничко, Юрий Симонов, Мюнг-Вун Чунг. В числе его партнеров по сцене – пианисты Элисо Вирсаладзе, Фредерик Кемпф, Александр Кобрин, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, виолончелисты Борис Андрианов, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Концерты Гайка Казазяна транслируются телеканалами Культура, Mezzo, Брюссельским телевидением, радиостанциями Би-Би-Си и «Орфей». В 2010 году фирма Delos выпустила сольный альбом скрипача «Оперные фантазии».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Новая Россия», Андрес Мустонен (Эстония), Александр Мельников (фортепиано)

    12.10.2012

    В программе:
    Канчели
    Lingering (первое исполнение в России)
    Бетховен
    Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Арнольд Бёклин

    23.04.2017

    В программе:
    Рахманинов
    «Остров мёртвых» – симфоническая поэма по картине А.Бёклина
    Симфония № 2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Поль Гоген

    05.02.2017

    В программе:
    Мийо
    «Бразильера» из сюиты «Скарамуш» (редакция для кларнета и симфонического оркестра)
    Балакирев
    «Исламей» (оркестровая редакция А.Ляпунова)
    Сен-Санс
    «Африка» – фантазия для фортепиано с оркестром
    Бородин
    «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Винсент Ван Гог. Письма к брату

    12.03.2017

    В программе:
    Бизе
    «Арлезианка» – фрагменты из музыки к драме А. Доде
    Равель
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (для левой руки)
    «Вальс» – хореографическая поэма

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Рафаэль Санти.
    Символ красоты и гармонии.
    Воскресные дневные
    симфонические концерты

    30.10.2016

    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
    «Реквием» для солистов, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр «Новая Россия», Олли Мустонен

    Режиссерская версия

    24.09.2014

    В программе:
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Римский-Корсаков
    «Шехеразада» – сюита для оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Анита Рачвелишвили

    23.12.2014

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Полонез из оперы «Евгений Онегин»
    Римский-Корсаков
    Песня Любаши «Снаряжай скорей…» из оперы «Царская невеста»
    Бородин
    Каватина Кончаковны «Меркнет свет земной» из оперы «Князь Игорь»
    Верди
    Увертюра к опере «Луиза Миллер»
    Песня Эболи (Песня о фате) “Nei giardin del bello” из оперы «Дон Карлос»
    Чилеа
    Ария принцессы де Буйон “Acerba voluttà ” из оперы «Адриенна Лекуврер»
    Бизе
    Прелюдия из Сюиты № 1 из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»
    Хабанера Кармен “L’amour est un oiseau rebelled” из оперы «Кармен»
    Гуно
    Ария Сафо “O ma lyre immortelle…” из оперы «Сафо»
    Пуччини
    Интермеццо из оперы «Манон Леско»
    Массне
    Сцена Шарлотты с письмами “Werther!... Werther!” из оперы «Вертер»
    Сен-Санс
    Вакханалия из оперы «Самсон и Далила»
    Ария Далилы"Mon coeur s’ouvre à ta voix" из оперы «Самсон и Далила»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    АСО, Йон Чил Ли (Южная Корея),
    Иван Почекин (скрипка),
    Екатерина Мечетина (фортепиано)

    15.01.2013

    В программе:
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Лало
    «Испанская симфония» для скрипки с оркестром
    Равель
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    «Вальс», хореографическая поэма

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Новая Россия», Альфонсо Скарано (Италия),
    Никита Борисоглебский, Иван Почекин,
    Михаил Почекин (скрипка),
    Александр Акимов (альт),
    Сергей Антонов (виолончель)

    01.10.2012

    В программе:
    Россини
    Увертюра к опере «Сорока-воровка»
    Брух
    Романс для альта с оркестром
    Шоссон
    «Поэма» для скрипки с оркестром
    Сен-Санс
    Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром
    Сарасате
    «Наварра» для двух скрипок с оркестром
    Лало
    Концерт для виолончели с оркестром
    Венявский
    Фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст» для скрипки с оркестром
    Бернстайн
    Увертюра к оперетте «Кандид»