АСО, Фабио Мастранжело, Радек Баборак (валторна), Александр Гаврилюк (фортепиано) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    АСО, Фабио Мастранжело, Радек Баборак (валторна), Александр Гаврилюк (фортепиано)

    29 января 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Римский-Корсаков
    «Светлый праздник» («Воскресная увертюра»)
    Глиэр
    Концерт для валторны с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №18:

    «Романтические концерты»

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Фабио Мастранджело

    Фабио Мастранджело можно назвать самым известным итальянцем в музыкальных кругах современной России. Он является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» и главным дирижёром двух его коллективов – Симфонического оркестра «Северная симфония» и Камерного оркестра «Северная симфониетта», главным дирижёром оркестра Simphonica ARTica Якутской филармонии, главным приглашённым дирижёром Новосибирского академического симфонического оркестра и художественным руководителем ансамбля солистов «Новосибирская камерата», возглавляет Международный летний open-air фестиваль «Опера – всем» в Санкт-Петербурге и Летний музыкальный фестиваль «Тремоло» в Тольятти. 1 сентября 2018 года Фабио Мастранджело занял пост главного дирижёра Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», с которым сотрудничает уже более десяти лет.

    Ранее маэстро был музыкальным директором Екатеринбургского театра оперы и балета, главным дирижёром Оркестра Государственного Эрмитажа и музыкальным советником Оперного театра Петруццелли в г. Бари (Италия). С 2001 по 2006 год он возглавлял фестиваль Etoiles du Chateau de Chailly (Шайи-сюр-Армансон, Франция). 

    С 2008 года Фабио Мастранджело сотрудничает с театром Арена ди Верона, часто принимает участие в знаменитом оперном фестивале этого театра. С 2013 года дирижирует спектаклями в московской «Новой Опере». Выступал в Римском оперном театре («Аида» Верди, режиссёр – Роберт Уилсон), Оперном театре Болоньи («Турандот» Пуччини) и Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского. На протяжении нескольких лет был приглашённым дирижёром Мариинского театра, на сцене которого дебютировал в 2007 году в постановке «Тоски» Пуччини. С 2008 года ежегодно принимает участие в фестивале Мариинского театра «Звёзды белых ночей», в 2016 году дирижировал премьерными спектаклями «Симона Бокканегры» Верди в постановке Андреа де Розы, в 2017 году – новой постановкой «Сицилийской вечерни». Является постоянным гостем фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В Италии он принимал участие в оперных фестивалях имени Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго, в Монтекатини и Эсте. 

    В последние годы состоялись дебюты Фабио Мастранджело с симфоническими оркестрами Орхуса и Радио Белграда, Чешским симфоническим оркестром, Тюрингским симфоническим оркестром, в Оперном театре г. Банска Быстрица (с постановкой оперы Пуччини «Тоска»), Большом театре в Москве (конкурс молодых певцов Compitizione dell’Opera), Концертном зале Люцерна и Центре исполнительских искусств Седжона в Сеуле. В планах маэстро – новые выступления в Оперном театре Красноярска и цюрихском «Тонхалле». 

    Фабио Мастранджело также концертирует как пианист. Среди его проектов – цикл фортепианных концертов Моцарта с канадским оркестром Hart House, с которым Мастранджело выступил в амплуа дирижёра и солиста. 

    Фабио Мастранджело родился в г. Бари (Италия). Получил образование в Музыкальной консерватории имени Никколо Пиччинни, Женевской консерватории (класс Марии Типо) и Королевской академии музыки в Лондоне. Посещал мастер-классы Альдо Чикколини, Сеймура Липкина и Пауля Бадуры-Шкоды. Был удостоен Первой премии на конкурсе пианистов в Осимо (1980) и Риме (1986). 

    В 2013 году Фабио Мастранджело был удостоен ордена Звезды Италии, в 2016 году получил звание заслуженного артиста Республики Саха (Якутия).

    Радек Баборак

    Радек Баборак – один из наиболее исключительных валторнистов наших дней, победитель Международного конкурса ARD в Мюнхене, лауреат конкурса в Женеве и многих других международных конкурсов, бывший главный валторнист знаменитого Берлинского филармонического оркестра (2003-2010).

    Он часто выступает как солист с ведущими оркестрами мира под управлением знаменитых дирижеров и с сольными концертами. Его репертуар включает практически все сочинения для валторны от барокко до наших дней.

    В возрасте 18 лет, без прослушивания, Радек Баборак получил приглашение занять пост главного валторниста знаменитого Чешского филармонического оркестра (1994–1996). С 1996 по 2000 год он являлся главным валторнистом Мюнхенского филармонического оркестра, с 2000 по 2003 работал по эксклюзивному контракту с Бамбергским симфоническим оркестром.

    В 2003 году Р. Баборак занял пост главного валторниста Берлинского филармонического оркестра. С этим знаменитым коллективом в числе других концертов он выступал как солист на Зальцбургском Пасхальном фестивале, в знаменитом пражском Estate Theatre и, конечно, в концертном зале Берлинской филармонии. Радек Баборак также сотрудничал (выступал и записывался) со многими лидирующими оркестрами мира: Берлинским филармоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Симфоническим оркестром Баварского радио, Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Бамберга, Ансамблем Академии Баха в Штутгарте, Чешским филармоническим оркестром, Пражским симфоническим оркестром, Пражским камерным филармоническим оркестром, Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Оркестром Радио Франции, Филармоническим оркестром Страсбурга, Оркестром Зальцбургского Моцартеума, Камерным оркестром Ференца Листа (Венгрия), Симфоническим оркестром Словенского радио и телевидения, Оркестром Французской Швейцарии, Симфоническим оркестром Испанского радио и телевидения, Филармоническим оркестром Хельсинки, Симфоническим оркестром Орхуса, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром NHK, Новым Японским филармоническим оркестром, Камерным оркестром Mito, Saito Kinen Orchestra; с такими дирижерами, как Джеймс Ливайн, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм, сэр Саймон Рэттл, Неэме Ярви…

    Он также много исполняет камерную музыку. Его коллеги по ансамблю - многие знаменитые музыканты: Ефим Бронфман, Андраш Шифф, Иэн Бостридж, Эммануэль Паю, Альбрехт Майер, Гай Браунштайн, Лоренц Настурица, Томас Квастхофф, солисты Венского филармонического и Берлинского филармонического оркестров.

    Р. Баборак также являлся участником Berliner Wind Soloists и Berliner Horn Octet. Как солист выступает с Berliner Baroque Orchestra. С 1996 года он - лидер квинтета Afflatus, с которым он выиграл еще одну первую премию на Международном конкурсе ARD в Мюнхене (1997). В 2008 году Р. Баборак основал Czech Horn Chorus – с целью поддержки традиций чешской валторновой школы, имеющей 300-летнюю историю. В 2010 году Р. Баборак основал ансамбль The Czech Sinfonietta, в который вошли видные чешские солисты и специалисты по камерной музыке (является его артистическим директором и дирижером). Также Р. Баборак возглавляет «Ансамбль Радека Баборака», выступает в дуэтах с Йоко Кикучи (фортепиано), Яной Боушковой (арфа), Йиржи Бартой (виолончель). Работал в качестве доцента при Фонде Артуро Тосканини, являлся приглашенным профессором Университета TOHO в Токио, Школе музыки королевы Софии в Мадриде. Сейчас преподает в Пражской Академии искусств.

    Богатая дискография музыканта включает высоко оцененные записи для лейблов Octavia Records, Supraphon, EMI Classics, Arte Nova, Sony Music Classical и других.

    Радек Баборак начал обучаться игре на валторне в возрасте 8 лет в своем родном городе Пардубице под руководством профессора Карела Кршенека, который подготовил его к победам на национальных конкурсах. В возрасте 12 лет Радек стал абсолютным победителем конкурса Concertino Praga (1989). В 1989 году он продолжил обучение в Пражской консерватории у знаменитого чешского валторниста, профессора Бедржиха Тылшара (окончил в 1994 году). Будучи студентом, Радек завоевал третью премию на фестивале «Пражская весна» (1992), был удостоен Unesco Grand Prix и многих других международных наград, включая вторую премию на конкурсе в Женеве (1993), первую премию на ARD Munich Competition (1994), позднее - Classical Grammy Award (1995) и Davidoff Prix (2000).

    Александр Гаврилюк

    Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове. Начав заниматься на фортепиано с семи лет, в 9 дал первый концерт. В 1999 году завоевал I премию и золотую медаль на Международном конкурсе пианистов имени Владимира Горовица в Киеве, год спустя стал победителем IV Международного конкурса пианистов в Хамамацу (Япония). С тех пор пианист регулярно выступает в крупнейших японских концертных залах – Сантори-холле, Опера Сити в Токио и др. В Японии под лейблом Sacrambow вышли первые два компакт-диска музыканта (Moonlight, 2001; Pianism, 2003).

    В 2003 году Александр Гаврилюк стал артистом фирмы Steinway. В 2005 году ряд достижений музыканта пополнился I премией, золотой медалью и специальным призом «за лучшее исполнение классического концерта» на Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. В 1998–2006 гг. музыкант жил в Сиднее, играл со всеми ведущими оркестрами Австралии, включая симфонические оркестры Мельбурна и Сиднея. В 2009 году исполнил и записал все фортепианные концерты Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази. В 2010 году дебютировал в Амстердаме с Королевским оркестром Консертгебау. С тех пор ежегодно выступает в прославленном зале с сольными концертами в циклах Master Pianist’s Series и Zatertaag Matinee, а также в сопровождении оркестра. 

    Александр Гаврилюк играет с лучшими симфоническими коллективами мира, его партнерами по сцене были выдающиеся дирижеры современности, среди которых Владимир Ашкенази, Герберт Блумстедт, Андрей Борейко, Осмо Вянскя, Валерий Гергиев, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Василий Петренко, Михаил Плетнёв, Лейф Сегерстам, Юрий Симонов, Александр Сладковский, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Юровский, Неэме Ярви. 

    Музыкант является «артистом в резиденции» и руководителем фортепианной программы летних мастер-курсов Института Шатокуа (США). Он неоднократно давал благотворительные концерты, в частности, в пользу фонда Opportunity Cambodia (его направление деятельности – образовательные программы и строительство центров помощи детям Камбоджи) и фонда Theme and Variations, обеспечивающего стипендиями молодых австралийских пианистов. 

    В ближайших планах артиста – выступления в Виргинии и Сан-Франциско (США), Новой Зеландии и Австралии; сольные концерты в Большом зале Московской консерватории, зале Музикгебау в Эйндховене (Нидерланды) и лондонском Вигмор-холле; участие в фестивале Musica Viva в Новом Южном Уэльсе (Австралия). В следующих сезонах ему предстоят выступления с ведущими оркестрами США, Канады, Австралии, России и Западной Европы. 

    В дискографии музыканта, наряду с вышеупомянутыми альбомами, также аудио- и видеозаписи, выпущенные фирмой VAI International. В их числе DVD с концерта на фортепианном фестивале в Майами (2005), получивший наивысшие оценки международной прессы. Сотрудничество с VAI продолжилось выпуском альбомов в 2007 и в 2011 году. Еще три диска вышли под лейблом Piano Classics. Один из них, с произведениями Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, был удостоен премии Maestro от французского журнала Pianiste и назван «диском недели» на Радио Нидерландов. Последний сольный диск Александра Гаврилюка, с сочинениями Брамса и Листа, также высоко оценен профессиональным музыкальным сообществом. В ближайшее время фирма Decca планирует выпуск дуэтного альбома пианиста со скрипачкой Жанин Янсен, с музыкой Прокофьева.