АСО, Фабио Мастранжело, Радек Баборак (валторна), Александр Гаврилюк (фортепиано)

    29 января 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Римский-Корсаков
    «Светлый праздник» («Воскресная увертюра»)
    Глиэр
    Концерт для валторны с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №18:

    «Романтические концерты»

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Фабио Мастранджело

    Фабио Мастранджело можно назвать самым известным итальянцем в музыкальных кругах современной России. Он является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» и главным дирижёром двух его коллективов – Симфонического оркестра «Северная симфония» и Камерного оркестра «Северная симфониетта», главным дирижёром оркестра Simphonica ARTica Якутской филармонии, главным приглашённым дирижёром Новосибирского академического симфонического оркестра и художественным руководителем ансамбля солистов «Новосибирская камерата», возглавляет Международный летний open-air фестиваль «Опера – всем» в Санкт-Петербурге и Летний музыкальный фестиваль «Тремоло» в Тольятти. 1 сентября 2018 года Фабио Мастранджело занял пост главного дирижёра Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», с которым сотрудничает уже более десяти лет.

    Ранее маэстро был музыкальным директором Екатеринбургского театра оперы и балета, главным дирижёром Оркестра Государственного Эрмитажа и музыкальным советником Оперного театра Петруццелли в г. Бари (Италия). С 2001 по 2006 год он возглавлял фестиваль Etoiles du Chateau de Chailly (Шайи-сюр-Армансон, Франция). 

    С 2008 года Фабио Мастранджело сотрудничает с театром Арена ди Верона, часто принимает участие в знаменитом оперном фестивале этого театра. С 2013 года дирижирует спектаклями в московской «Новой Опере». Выступал в Римском оперном театре («Аида» Верди, режиссёр – Роберт Уилсон), Оперном театре Болоньи («Турандот» Пуччини) и Санкт-Петербургском театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского. На протяжении нескольких лет был приглашённым дирижёром Мариинского театра, на сцене которого дебютировал в 2007 году в постановке «Тоски» Пуччини. С 2008 года ежегодно принимает участие в фестивале Мариинского театра «Звёзды белых ночей», в 2016 году дирижировал премьерными спектаклями «Симона Бокканегры» Верди в постановке Андреа де Розы, в 2017 году – новой постановкой «Сицилийской вечерни». Является постоянным гостем фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В Италии он принимал участие в оперных фестивалях имени Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго, в Монтекатини и Эсте. 

    В последние годы состоялись дебюты Фабио Мастранджело с симфоническими оркестрами Орхуса и Радио Белграда, Чешским симфоническим оркестром, Тюрингским симфоническим оркестром, в Оперном театре г. Банска Быстрица (с постановкой оперы Пуччини «Тоска»), Большом театре в Москве (конкурс молодых певцов Compitizione dell’Opera), Концертном зале Люцерна и Центре исполнительских искусств Седжона в Сеуле. В планах маэстро – новые выступления в Оперном театре Красноярска и цюрихском «Тонхалле». 

    Фабио Мастранджело также концертирует как пианист. Среди его проектов – цикл фортепианных концертов Моцарта с канадским оркестром Hart House, с которым Мастранджело выступил в амплуа дирижёра и солиста. 

    Фабио Мастранджело родился в г. Бари (Италия). Получил образование в Музыкальной консерватории имени Никколо Пиччинни, Женевской консерватории (класс Марии Типо) и Королевской академии музыки в Лондоне. Посещал мастер-классы Альдо Чикколини, Сеймура Липкина и Пауля Бадуры-Шкоды. Был удостоен Первой премии на конкурсе пианистов в Осимо (1980) и Риме (1986). 

    В 2013 году Фабио Мастранджело был удостоен ордена Звезды Италии, в 2016 году получил звание заслуженного артиста Республики Саха (Якутия).

    Радек Баборак

    Радек Баборак – один из наиболее исключительных валторнистов наших дней, победитель Международного конкурса ARD в Мюнхене, лауреат конкурса в Женеве и многих других международных конкурсов, бывший главный валторнист знаменитого Берлинского филармонического оркестра (2003-2010).

    Он часто выступает как солист с ведущими оркестрами мира под управлением знаменитых дирижеров и с сольными концертами. Его репертуар включает практически все сочинения для валторны от барокко до наших дней.

    В возрасте 18 лет, без прослушивания, Радек Баборак получил приглашение занять пост главного валторниста знаменитого Чешского филармонического оркестра (1994–1996). С 1996 по 2000 год он являлся главным валторнистом Мюнхенского филармонического оркестра, с 2000 по 2003 работал по эксклюзивному контракту с Бамбергским симфоническим оркестром.

    В 2003 году Р. Баборак занял пост главного валторниста Берлинского филармонического оркестра. С этим знаменитым коллективом в числе других концертов он выступал как солист на Зальцбургском Пасхальном фестивале, в знаменитом пражском Estate Theatre и, конечно, в концертном зале Берлинской филармонии. Радек Баборак также сотрудничал (выступал и записывался) со многими лидирующими оркестрами мира: Берлинским филармоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Симфоническим оркестром Баварского радио, Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Бамберга, Ансамблем Академии Баха в Штутгарте, Чешским филармоническим оркестром, Пражским симфоническим оркестром, Пражским камерным филармоническим оркестром, Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Оркестром Радио Франции, Филармоническим оркестром Страсбурга, Оркестром Зальцбургского Моцартеума, Камерным оркестром Ференца Листа (Венгрия), Симфоническим оркестром Словенского радио и телевидения, Оркестром Французской Швейцарии, Симфоническим оркестром Испанского радио и телевидения, Филармоническим оркестром Хельсинки, Симфоническим оркестром Орхуса, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром NHK, Новым Японским филармоническим оркестром, Камерным оркестром Mito, Saito Kinen Orchestra; с такими дирижерами, как Джеймс Ливайн, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм, сэр Саймон Рэттл, Неэме Ярви…

    Он также много исполняет камерную музыку. Его коллеги по ансамблю - многие знаменитые музыканты: Ефим Бронфман, Андраш Шифф, Иэн Бостридж, Эммануэль Паю, Альбрехт Майер, Гай Браунштайн, Лоренц Настурица, Томас Квастхофф, солисты Венского филармонического и Берлинского филармонического оркестров.

    Р. Баборак также являлся участником Berliner Wind Soloists и Berliner Horn Octet. Как солист выступает с Berliner Baroque Orchestra. С 1996 года он - лидер квинтета Afflatus, с которым он выиграл еще одну первую премию на Международном конкурсе ARD в Мюнхене (1997). В 2008 году Р. Баборак основал Czech Horn Chorus – с целью поддержки традиций чешской валторновой школы, имеющей 300-летнюю историю. В 2010 году Р. Баборак основал ансамбль The Czech Sinfonietta, в который вошли видные чешские солисты и специалисты по камерной музыке (является его артистическим директором и дирижером). Также Р. Баборак возглавляет «Ансамбль Радека Баборака», выступает в дуэтах с Йоко Кикучи (фортепиано), Яной Боушковой (арфа), Йиржи Бартой (виолончель). Работал в качестве доцента при Фонде Артуро Тосканини, являлся приглашенным профессором Университета TOHO в Токио, Школе музыки королевы Софии в Мадриде. Сейчас преподает в Пражской Академии искусств.

    Богатая дискография музыканта включает высоко оцененные записи для лейблов Octavia Records, Supraphon, EMI Classics, Arte Nova, Sony Music Classical и других.

    Радек Баборак начал обучаться игре на валторне в возрасте 8 лет в своем родном городе Пардубице под руководством профессора Карела Кршенека, который подготовил его к победам на национальных конкурсах. В возрасте 12 лет Радек стал абсолютным победителем конкурса Concertino Praga (1989). В 1989 году он продолжил обучение в Пражской консерватории у знаменитого чешского валторниста, профессора Бедржиха Тылшара (окончил в 1994 году). Будучи студентом, Радек завоевал третью премию на фестивале «Пражская весна» (1992), был удостоен Unesco Grand Prix и многих других международных наград, включая вторую премию на конкурсе в Женеве (1993), первую премию на ARD Munich Competition (1994), позднее - Classical Grammy Award (1995) и Davidoff Prix (2000).

    Александр Гаврилюк

    Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове (Украина), начал учиться игре на фортепиано в возрасте 7 лет. В 9 лет впервые выступил на сцене.

    В 1996 году А. Гаврилюк стал лауреатом конкурса пианистов в Сенигалии (Италия), а годом позже  получил вторую премию на II Международном конкурсе пианистов имени В. Горовица в Киеве. На следующем, III конкурсе имени В. Горовица (1999) пианист завоевал первую премию и золотую медаль.

    После победы в 2000 году на IV Международном конкурсе пианистов в Хамамацу, японская критика назвала Александра Гаврилюка «лучшим 16-летним пианистом конца XX века» (в конкурсе участвовали музыканты в возрасте от 16 до 32 лет, и Александр стал самым юным лауреатом этого состязания). C тех пор пианист регулярно выступает в японских концертных залах – Suntory Hall и Tokyo Opera City Hall, в Японии вышли в свет его первые два компакт-диска.

    В 2005 году список побед музыканта пополнился первой премией, золотой медалью и специальным призом «за лучшее исполнение классического концерта» на престижном Международном конкурсе имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. В том же году фирма VAI International выпустила DVD выступления пианиста на фортепианном фестивале в Майами. Этот диск получил наивысшие оценки международной прессы. В мае 2007 А. Гаврилюк записал второй DVD на этой же фирме.

    С 1998 по 2006 год Александр Гаврилюк жил в Сиднее (Австралия). В 2003 году он стал артистом фирмы Steinway. Его концертная деятельность в Австралии в последние годы включала сольные концерты в Sydney Opera House, City Recital Hall в Сиднее, а также выступления с Мельбурнским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Тасмании и Симфоническим оркестром Западной Австралии. В ноябре 2009 года Александр исполнил и записал все фортепианные концерты Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром под управлением В. Ашкенази.

    Пианист регулярно выступает в амстердамском Concertgebouw, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Sydney Opera House и Suntory Hall. По приглашению Николая Петрова выступал с сольным концертом в Кремле.

    Среди оркестров, с которыми играл пианист: Оркестр Королевского Консертгебау, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Израильский филармонический оркестр, Роттердамский филармонический оркестр, Королевский оркестр Шотландии, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, оркестр NHK, Варшавский филармонический оркестр, Израильский камерный оркестр, Симфонический оркестр Сиднея, Симфонический оркестр Мельбурна, Нидерландский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Сан-Антонио, Филармонический оркестр Сеула, Оркестр Итальянской Швейцарии, Филармонический оркестр Брюсселя, Симфонический оркестр Ванкувера, Филармонический оркестр университета Мексики. Он сотрудничал с такими дирижерами, как В. Ашкенази, Х. Бломстедт, О. Каэтани, Д. Эттингер, В. Федосеев, А. Франкис, М. Горенштейн, И. Группман, А. Лазарев, М. Плетнев, Г. Ринкявичюс,  С. Ланг-Лессинг, В. Петренко, Д. Райскин, Т. Зандерлинг, Л. Сегерстам, Ю. Симонов, Ю.Судан, В. Спиваков, Й. Тальми, Д. Тови и другими.

    Александр принимал участие во многих знаменитых музыкальных фестивалях: в Лугано (Швейцария), Руре (Германия), Кольмаре (Франция), Майами, Нью-Йорке и Колорадо (США) и других.

    В 2010 году состоялся дебют пианиста в венском Musikverein с оркестром Норрчепинга, он гастролировал в Голландии, Австралии, Австрии, Великобритании, Израиле, Исландии, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии, Швеции. Трижды играл в Концертном зале имени П. И. Чайковского (в феврале — с оркестром Московской филармонии, в апреле — сольный концерт, в декабре - с Госоркестром России). В 2010 году Александр Гаврилюк записал оба концерта Ф. Шопена в Королевском Вавельском замке в Кракове (Польша).

    В апреле 2011 года пианист записал новый CD на студии Piano classics с произведениями Рахманинова, Скрябина и Прокофьева. В том же году состоялся его гастрольный тур по Японии, включивший как сольные концерты, так и выступления с оркестром NHK под управлением В. Ашкенази. Также среди ярких событий 2011 года — концерты с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в HollywoodBowl, Шотландским Королевским оркестром, сольный тур по России, концерты в Австралии, Бельгии, Канаде, Испании (Канарские острова), Нидерландах и Польше, концерты и мастер-классы в Институте Шатокуа (США). Александр также принял участие в концертах Master Pianist Series в Консертгебау.

    В 2012 году Александр выступал в Новой Зеландии и Австралии с Оклендским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Крайстчерча, Сиднея и Тасмании. Также он играл с оркестрами Брабанта, филармоническими оркестрами Гааги, Сеула и Штутгарта, оркестрами Польского национального радио, Филармоническим оркестром радио Нидерландов (субботние утренние концерты в Консертгебау), гастролировал по России, выступал с сольными концертами на Тайване, в Польше и США.

    В  2013 году дебютировал с Оркестром Романдской Швейцарии п/у Н. Ярви, выступил с оркестром Королевского Консертгебау п/у В. Юровского и с Лондонским Королевским филармоническим оркестром п/у Ш.  Дютуа, дал сольный концерт в венском Концертхаусе (Зал Моцарта). 

    Ежегодно пианист играет благотворительные концерты в Австралии в Доме Правительства, деньги с которых перечисляются на строительство школ для детей из бедных семей в Камбодже. Также является Ambassador of the Young Pianist Foundation, в сферу деятельности которого входит сбор средств на стипендии для молодых талантов Австралии.