В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
16 февраля 2013
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаГланерт
Theatrum Bestiarum (первое исполнение в России)
Абонемент №5:
Академический симфонический оркестр московской филармонии п/у Юрия Симонова
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Семён Бычков – выдающийся дирижер современности, крупный представитель петербургской дирижерской школы, музыкальный руководитель Чешского филармонического оркестра.
Родился в 1952 году в Ленинграде. С 13 лет начал обучаться дирижированию. В 1970 году окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 1975 году – Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Ильи Мусина). В 1973 году одержал победу на Международном конкурсе имени С. В. Рахманинова. В 1975 году эмигрировал в США, с середины 1980-х живет и работает в Европе.
В 1989 году вернулся в Ленинград в качестве главного приглашенного дирижера филармонического оркестра. К тому времени он завоевал известность в США как музыкальный руководитель Симфонического оркестра Гранд-Рапидса и Филармонического оркестра Буффало. Международная карьера дирижера началась во Франции: в Лионской опере и на фестивале в Экс-ан-Провансе. После ряда успешных выступлений он получил ангажементы от Нью-Йоркского филармонического оркестра, Берлинского филармонического оркестра и Королевского оркестра Консертгебау в Амстердаме. В 1989 году был назначен музыкальным руководителем Оркестра де Пари, в 1997 году – главным дирижером оркестра Западногерманского радио (WDR, Кёльн), в 1998 году – главным дирижером дрезденской Земпер-оперы.
Семён Бычков выступает в крупнейших оперных театрах мира, включая миланский Ла Скала, парижскую Опера Гарнье, Венскую государственную оперу, нью-йоркскую Метрополитен-оперу, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне и Королевский театр в Мадриде. На посту главного приглашенного дирижера фестиваля «Флорентийский музыкальный май» он представил постановки опер «Енуфа» Яначека, «Фьеррабрас» Шуберта, «Богема» Пуччини, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и «Борис Годунов» Мусоргского. Каждая из них была отмечена Премией Франко Аббьяти. Среди новых постановок, которыми Бычков руководил в Вене, – «Кавалер розы» и «Дафна» Р. Штрауса, «Лоэнгрин» и «Парсифаль» Вагнера, «Хованщина» Мусоргского. В Лондоне его дебютом стала новая постановка «Электры» Р. Штрауса, затем он дирижировал в новых постановках опер «Так поступают все женщины» Моцарта, «Женщина без тени» Штрауса и «Тангейзер» Вагнера. Среди последних проектов дирижера – «Парсифаль» Вагнера на Байройтском фестивале и «Электра» Р. Штрауса в Венской государственной опере.
В Великобритании Бычков регулярно выступает с Лондонским симфоническим оркестром, является почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне и почетным дирижером Симфонического оркестра Би-би-си, с которым ежегодно участвует в фестивале BBCProms. Гастролирует с Королевским оркестром Консертгебау и Мюнхенским филармоническим оркестром, выступает с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Национальным оркестром Франции и оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме. В США его регулярно приглашают Нью-Йоркский филармонический оркестр, Чикагский и Лос-Анджелесский симфонические оркестры, Филадельфийский и Кливлендский оркестры.
Многочисленные записи дирижера с Берлинским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Баварского радио, Королевским оркестром Консертгебау, лондонским оркестром «Филармония», Лондонским филармоническим оркестром и Оркестром де Пари выпущены фирмой Philips. В течение 13 лет (1997–2010) сотрудничества маэстро с Симфоническим оркестром Среднегерманского радио были записаны произведения Р. Штрауса («Электра», «Дафна», «Жизнь героя», «Метаморфозы», «Альпийская симфония», «Тиль Уленшпигель»), Малера (Симфония № 3, «Песнь о земле»), Шостаковича (Симфонии №№ 4, 7, 8, 10, 11), Рахманинова («Колокола», «Симфонические танцы», Симфония № 2), Реквием Верди, а также все симфонии Брамса, сочинения Детлева Гланерта и Йорка Хёллера. Запись оперы Чайковского «Евгений Онегин» была рекомендована для домашней фонотеки в передаче BBC Radio 3 (2020), запись «Лоэнгрина» Вагнера была объявлена записью года (2010) журналом BBC Music Magazine, запись Симфонии № 2 Франца Шмидта с Венским филармоническим оркестром стала записью месяца, по версии того же журнала (2018). В 2015 году на церемонии вручения Международной оперной премии (InternationalOperaAward) Семён Бычков был назван «дирижером года».
С 2018 года Семён Бычков – главный дирижер и музыкальный руководитель Чешского филармонического оркестра. Назначение маэстро на эту должность было отмечено серией концертов оркестра в Праге, Лондоне, Нью-Йорке и Вашингтоне, приуроченных к 100-летию независимости Чехословакии. В 2019 году завершился грандиозный проект коллектива, посвященный Чайковскому: на студии Decca Classics вышел коллекционный набор из 7 CD, а Семён Бычков получил несколько зарубежных ангажементов.
В дальнейшем дирижер и его коллектив сосредоточились на симфонических произведениях Малера, которые они исполняют и записывают в Чехии и других странах. В сезоне 2021/22 будут исполнены Пятая и Девятая симфонии Малера на Фестивале в Графенегге (Австрия) и в Праге. Цикл абонементных концертов 126-го сезона Чешского филармонического оркестра в октябре открывается Девятой симфонией композитора. На весну нового сезона запланирован Чешский фестиваль в венском Музикферайне, где прозвучат цикл Сметаны «Моя родина» (уже записанный коллективом во время карантина), произведения Милослава Кабелача, Дворжака, Мартину и Яначека. Затем оркестр отправляется на длительные европейские гастроли, в ходе которых выступит в Берлинской филармонии, Филармонии на Эльбе в Гамбурге и лондонском Барбикан-центре. Кроме того, Бычков продолжит исполнять симфонии Малера с Оркестром де Пари, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническим оркестром Осло и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, а также проведет оперу Р. Штрауса «Электра» в парижской Опера Гарнье.
Обладая широким классическим репертуаром, Семён Бычков исполняет также сочинения композиторов ХХ–XXI веков, в числе которых Лучано Берио, Анри Дютийе, Маурисио Кагель, Рене Штаар, Томас Лархер, Ришар Дюбюньон, Детлев Гланерт, Джулиан Андерсон. Маэстро неоднократно представлял премьеры сочинений этих авторов за пультом Венского филармонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра, Королевского оркестра Консертгебау и Симфонического оркестра Би-би-си на фестивале BBCProms. На предстоящий сезон запланирована немецкая премьера Концерта для фортепиано с оркестром Томаса Лархера в Берлине (солист – Кирилл Герштейн, которому посвящен опус), чешская премьера симфонического произведения Брайса Десснера «Мари» и мировая премьера «Пражских панорам» Джулиана Андерсона в Праге. В общей сложности с начала своей работы с Чешским филармоническим оркестром Семён Бычков заказал композиторам 14 новых произведений.
Обладатель великолепного, роскошного звука, музыкант, покоряющий публику эффектной манерой игры, которая может варьироваться от мягкой и элегантной до яростной и энергичной в духе рок-звезды, Йоханнес Мозер был назван журналом Gramophone одним из лучших в превосходной галерее виолончелистов-виртуозов молодого поколения.
Йоханнес Мозер родился в 1979 году в семье музыкантов. В возрасте 8 лет начал учиться игре на виолончели, с 1997 года обучался у профессора Д. Герингаса. В 2002 году стал победителем XII международного конкурса имени П.И. Чайковского (II премия, I не присуждена) и получил специальный приз за исполнение «Вариаций на тему рококо» П.И. Чайковского.
Он выступал с ведущими оркестрами мира, такими как Берлинский филармонический, Нью-Йоркский филармонический, Чикагский симфонический, Лондонский симфонический, Кливлендский, Питтсбургский, Филадельфийский, Консертгебау, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Баварского радио, Гонконгский филармонический, Мюнхенский филармонический, Токийский симфонический, Израильский филармонический. Он регулярно играет с дирижерами высочайшего уровня, включая Риккардо Мути, Лорина Маазеля, Мариса Янсонса, Валерия Гергиева, Зубина Мету, Владимира Юровского, Франца Вельзера-Мёста, Манфреда Хонека, Кристиана Тилемана, Пьера Булеза и Пааво Ярви.
В репертуаре Й. Мозера — практически все сочинения, написанные для виолончели в XVIII – XX вв. — от Гайдна и Боккерини до Прокофьева и Шостаковича: как признанные шедевры, так и малоизвестные произведения. Многие из них входят в его обширную и удостоенную многочисленных призов дискографию, записанную на Hänssler Classics. Музыкант — обладатель двух наград ECHO Klassik и приза немецких критиков (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). Его дебютный диск, на котором записаны все произведения К. Сен-Санса для виолончели с оркестром (с симфоническим оркестром Штутгартского радио), в 2008 году вошел в Top-10 по рейтингу журнала Classics Today. Затем последовали альбом с записями сочинений Б. Бриттена, Ф. Бриджа и А. Бакса и CD с концертами Б. Мартину, П. Хиндемита и А. Онеггера, который был номинирован на премию немецких критиков в области звукозаписи. Последний по времени альбом, с Концертной симфонией Б. Бриттена и Концертом № 1 Д. Шостаковича (с оркестром Кельнского радио под управлением П. Инкинена) датирован январем 2012 года. Интерес артиста к новой музыке привлек к нему внимание ведущих дирижеров, в частности, Пьера Булеза, который предложил Мозеру на его дебютном выступлении в США с Чикагским симфоническим оркестром исполнить Концерт английского композитора Бернарда Рэндса.
Йоханнес Мозер — активный пропагандист игры на электровиолончели, которую он использует с целью исследования и расширения звуковых возможностей инструмента, а также для импровизации. В октябре 2011 года он впервые исполнил концерт Magnetar для электровиолончели итальянского композитора Энрико Чапела, с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля. Летом 2012 года Йоханнес предпринял большой тур по Южной Америке, включавший второе исполнение Magnetar с симфоническим оркестром Сан-Пауло под управлением Марин Олсоп. Кроме этого Концерта, Мозер в 2011 году исполнил мировую премьеру Концерта для электровиолончели французского композитора Фабриса Боллона. Он постоянно вдохновляет современных композиторов на создание произведений как для акустической, так и для электровиолончели.
Йоханнес Мозер известен своей просветительской деятельностью среди молодежной аудитории — от детских садов до колледжей и высших учебных заведений. В 2010 году он совершил тур по США под названием «Свежий взгляд на классическую музыку» вместе с исполнительницей на игрушечном фортепиано Филлис Чен. Затем последовали выступления в студенческих городках и на альтернативных площадках, с тем, чтобы представить классическую музыку так, чтобы она стала доступна для восприятия молодых людей. В мае 2012 года Й. Мозер был принят на должность профессора Высшей школы музыки и танца в Кельне.
Виолончелист страстно увлечен исполнением камерной музыки. Среди его партнеров — Джошуа Белл, Эммануэль Акс, Леонидас Кавакос, Менахем Пресслер, Джеймс Энес, Мидори, Джонатан Бисс. Он также выступал на многих фестивалях, включая Вербье и Гштаад в Швейцарии, Шлезвиг-Гольштейн и Киссингер в Германии, Сиэтл и Бревард в США, Фестиваль камерной музыки Зубина Меты в Колорадо.
Ангажементы артиста на сезон 2012/2013 включают, в частности, туры по Японии и Австралии, концерты в городах Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, США, Канады, выступления с оркестрами лейпцигского Гевандхауза под управлением Тугана Сохиева и Московской филармонии под управлением Семена Бычкова, который также пригласил Й. Мозера совершить турне с Камерным оркестром Европы. В честь 100-летия со дня рождения В. Лютославского Мозер неоднократно исполнит его виолончельный Концерт: с Борнмутским симфоническим оркестром, оркестром Штутгартского радио, Шотландским симфоническим оркестром BBC, симфоническими оркестрами Бильбао и Галисии, Лондонским филармоническим оркестром.
Музыкант играет на виолончели А. Гварнери (1694) из частной коллекции.